Архивное фото: Kazpravda.kz/Талгат Аханов
Экономика не способна поглощать всех людей с высшим образованием, особенно с плохим высшим образованием. В этой связи огромное значение приобретает вопрос правильного выбора высшего учебного заведения. Об этом рассказала декан Высшей школы экономики КАЗГЮУ им. М. Нарикбаева, доктор PhD Сауле Кемельбаева, передает корреспондент
Kazpravda.kz.
Ученая-экономист Сауле Кемельбаева занимается исследованиями в сфере образования через экономику. Исследователь уверена, что главная миссия любого университета – это создание новых знаний, что возможно только через исследования.
К слову, ее специализация "экономика образования". Это относительно новая, но в то же время многообещающая область экономики. В отличие от исследователей в области образования ученая рассматривает образование как отрасль экономики, анализирует ее эффективность, а также изучает и разрабатывает такие концепции, как образование как товар, рынок образования, спрос на образование и его предложение, финансирование образования и его эффективность, эффективность политик и программ в области образования, образовательных методик.
Так, она разделяет понятия "социальная отдача от образования" и "частная отдача от образования". Социальная – это польза для общества, а частная отдача образования – это прирост заработной платы, улучшение карьерных возможностей, качества жизни и т.д., т.е. эта та польза, которую образование дает человеку, получившему его.
"Частная отдача" является очень важным механизмом, распределяющим экономические потоки в обществе, – отмечает Сауле Кемельбаева. – В Казахстане сейчас частная отдача от образования достаточно высока и международно-сопоставима, однако, данные показывают, что она снижается. На это есть ряд причин.
Возможно, мы наблюдаем переизбыток людей с высшим образованием – экономика не способна эффективно "поглощать" всех людей с высшим образованием. С большой вероятностью, этот переизбыток усугубляется плохим качеством высшего образования в среднем, о чем говорят данные обследования навыков ОЭСР. К сожалению, казахстанское высшее образование мало добавляет к развитию нужных навыков. Поэтому люди, получившие дипломы, имеют недостаточно знаний для того, чтобы занять хорошо оплачиваемые и привлекательные рабочие места, не находят для себя привлекательным идти на малооплачиваемые рабочие места для специалистов с высшим образованием.
Отсюда мы видим ставших уже стереотипами дипломированных таксистов и работниц маникюрных салонов – людей, занятых работой более низкой квалификации, чем та, которая ими формально получена. Отсюда же странный дисбаланс на рынке труда – дефицит хороших специалистов, профессионалов почти в любой отрасли при переизбытке специалистов с высшим образованием", – уверена исследователь.
Кроме того, Сауле Кемельбаева считает, что в стране существует переизбыток вузов, а также есть необходимость ужесточить требования к преподавательскому составу.
"Нашим университетам можно было бы изменить квалификационные требования. Мы сейчас видим во многих вузах преподавателей, которые, к сожалению, давно утратили свою преподавательскую квалификацию, не обладают современными знаниями и исследовательскими компетенциями, которые они могли бы передать студентам. Для высшего учебного заведения неправильно заниматься только ретранслированием учебников, ведь учебники можно прочитать и самому, тем более, сейчас очень много материалов в сети и даже онлайн-курсов. Кроме того, учебники, применяемые преподавателями во многих казахстанских вузах, тоже устарели, не соответствуют тому, что нужно современному рынку труда", – поясняет свою точку зрения Сауле Кемельбаева.
Кроме того, в своем исследовании декан Высшей школы экономики КАЗГЮУ посчитала разницу в отдаче от образования между национальными и государственными университетами.
Автор отмечает, что казахстанские национальные вузы несколько лучше финансируются государством, чем все остальные, исключая Назарбаев университет. Кроме того, у них выше стоимость обучения и выше зарплата преподавателей, чем, например, в государственных вузах.
Результаты проведенного анализа таковы.
После реформы 2012 года, когда национальные вузы подняли входной балл ЕНТ, произошло искусственное перераспределение более сильных студентов из других университетов в национальные. Все это означает, что национальные университеты должны производить более высокую добавленную стоимость, простыми словами, их выпускники должны быть более ценными специалистами, а значит зарабатывать больше. Действительно, если просто сравнить средние заработные платы, то у выпускников национальных университетов она примерно на 10-20% выше, чем у выпускников государственных университетов, и эта разница статистически значима (то есть не случайна). Правда, выпускники национальных университетов зарабатывают в среднем ниже, чем выпускники частных университетов, но это происходит из-за очень высоких зарплат выпускников нескольких топовых частных университетов, находящихся в Алматы и Нур-Султане.
"Но, когда я использую более сложную модель – разрыв регрессии, которая позволяет учитывать качество студентов этих университетов, измеряемое средним баллом их ЕНТ, разница в зарплате выпускников национальных и частных университетов полностью исчезает. Это означает, что выпускники национальных университетов зарабатывают больше выпускников государственных не потому что они чему-то особенному научились во время учебы, а просто изначально они более способные. Таким образом, добавленная стоимость образования, полученного в национальном университете по сравнению с государственным, не столь существенна", – поясняет Сауле Кемельбаева.