О том, как шло становление одной из ведущих правоохранительных структур страны, о достижениях сегодняшнего дня и о том, что предстоит сделать в ближайшем будущем, – в интервью министра внутренних дел Республики Казахстан
Калмуханбета Касымова.
– Калмуханбет Нурмуханбетович, почему именно 23 июня казахстанские полицейские отмечают свой профессиональный праздник? – 23 июня 1992 года впервые в истории суверенного государства был принят Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», ставший первым актом, определившим задачи и функции ОВД страны.
После распада Советского Союза отлаженные годами механизмы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью уже не работали. Совершаемые тогда преступления приобрели более дерзкий и изощренный характер, их количество значительно увеличилось, участились преступления с применением оружия. С учетом новой реальности органам внутренних дел надо было пересматривать свои подходы и принципы работы.
Итогом этих первых непростых лет было становление вполне современной по тем меркам полицейской системы. Удалось решить множество возникших тогда, новых для нас серьезных проблем в организации борьбы с преступностью и укреплении правопорядка.
МВД был принят целый ряд мер по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений, отражавших приоритетные для каждого этапа задачи, конкретные меры по обеспечению защиты граждан от криминальных посягательств.
В 1998 году соответствующим законом милиция Казахстана была переименована в полицию, а в 2007 году утвержден профессиональный праздник – День полиции. Отмечу также, что в соответствии с поручением Главы государства Нурсултана Назарбаева был разработан и принят в 2014 году новый Закон «Об органах внутренних дел».
Если сказать кратко, за все эти годы удалось сформировать в Казахстане достаточно эффективную систему противодействия преступности.
– За годы независимости страны система органов внутренних дел претерпела значительные структурные изменения – одни службы выводились из состава МВД и, наоборот, появлялись новые. Как все эти реформы отразились на деятельности возглавляемого Вами ведомства? – В конце 90-х такие функции МВД, как обеспечение пожарной безопасности, формирование уголовно-правовой статистики, производство криминалистических экспертиз, борьба с экономическими преступлениями, документирование и регистрация населения, были переданы в ведение других госструктур. Органы внутренних дел были освобождены от несвойственных им функций по проведению гостехосмотра транспортных средств и контроля за ним, а также от охранной деятельности (за исключением охраны особо важных стратегических объектов).
Кроме того, мы передали в ведение Министерства здравоохранения вытрезвители, а Министерства образования – центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних. В 2011 году в МВД была возвращена уголовно-исполнительная система, почти 10 лет находившаяся в ведении Министерства юстиции. Такое решение было обусловлено необходимостью принятия срочных мер по оздоровлению оперативной обстановки, наведению должного порядка и режима содержания осужденных в исправительных учреждениях. В этом же году в МВД были возвращены из органов юстиции функции документирования и регистрации населения. Кроме того, в ходе реформирования системы государственного управления в стране в 2014 году было упразднено Министерство по чрезвычайным ситуациям. В связи с этим в состав МВД передана система органов гражданской защиты.
На деятельность полиции существенное влияние оказала такая новелла, как отказ от старой советской системы критериев оценки деятельности полиции. Ранее работа полиции положительно оценивалась только тогда, когда повышался процент раскрываемости и снижался уровень преступности. Это вынуждало сотрудников полиции манипулировать отчетными сведениями, укрывая от регистрации массу мелких преступлений. Иначе говоря, полиция работала на статистику, а не в интересах защиты прав наших граждан.
Сейчас эта «палочная» система искоренена, а главным критерием оценки нашей работы стал уровень доверия населения.
– Уровень преступности, превысивший в начале 90-х годов двухсоттысячный рубеж, неуклонно снижался и к 2009 году достиг 120 тысяч преступлений, но в последние годы вновь отмечается резкий всплеск. Чем это объяснить? – Такая ситуация в уголовной статистике вполне объяснима. Забегая вперед, отмечу, что речь идет о статистике, реальная же криминальная ситуация в целом остается стабильной. В соответствии с поручениями Главы государства МВД совместно с Генеральной прокуратурой реализуется политика обеспечения полного и объективного учета и регистрации сигналов о преступлениях, а также искоренения практики укрытия правонарушений.
Сегодня гражданам выдают электронный талон-уведомление, что позволяет им через интернет-сайт, через сall-центры и SMS-сервис органов прокуратуры отслеживать ход разрешения заявлений. С 2012 года внедрена электронная регистрация заявлений и сообщений о преступлениях. Эти сведения в режиме онлайн передаются в органы прокуратуры.
С января 2015 года вступили в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Внедрена новая модель уголовного судопроизводства, предусматривающая упрощение уголовного процесса, упразднена доследственная проверка. Теперь все правонарушения регистрируются в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР). Сейчас уже сама регистрация преступления в ЕРДР считается началом досудебного расследования.
В результате произошел резкий статистический рост преступлений – до 330 тысяч в 2015 году. Как я уже пояснил, это связано не с реальным ростом преступности, а с изменением порядка регистрации преступлений и введением в Уголовный кодекс нескольких десятков составов так называемых уголовных проступков.
– Что делается МВД для профилактики преступности, привлечения к этой работе общественности, обеспечения принципа нулевой терпимости? – Главным направлением борьбы с преступностью была и остается профилактика. Ключевой же фигурой в профилактике является участковый инспектор полиции.
Ведь значительная часть преступлений совершается на бытовой почве, а кому как не участковому знать и местных хулиганов, и «нехорошие» квартиры, где собираются сомнительные компании, и семьи, в которых ежедневные скандалы могут закончиться рукоприкладством. Поэтому в последние годы мы постарались укрепить службу участковых инспекторов. Увеличена их заработная плата, принимаются меры по дальнейшему ресурсному и штатному укреплению службы участковых инспекторов.
В охрану общественного порядка активно вовлекаем и граждан. Сейчас насчитывается около 5 тысяч общественных формирований, которые объединяют более 27 тысяч человек. Неравнодушные жители городов и сел помогают предупреждать кражи, участвуют в охране подъездов многоэтажных домов, обеспечении порядка в студенческих общежитиях.
По поручению Главы государства внедряется принцип нулевой терпимости к мелким правонарушениям. Брошенный мимо урны окурок, сломанная скамейка, хулиганская выходка, шум ночью, если оставлять такое асоциальное поведение без внимания, следующим шагом может стать серьезное преступление. Поэтому сегодня полиция стала активнее выявлять и пресекать административные правонарушения на улицах и в общественных местах. Такой подход способствует оздоровлению криминальной обстановки в целом.
Повышенное внимание уделяем профилактике подростковой преступности, развитию и укреплению подразделений по делам несовершеннолетних. С 2000 года у нас внедрен институт школьных инспекторов полиции, они работают совместно с учителями и родительскими комитетами. Наша задача при поддержке местных исполнительных органов ввести их в каждой городской и крупной сельской школе.
– В 2013 году по поручению Президента страны были объединены функции дорожной и патрульной полиции, что это дало? – Объединение этих служб позволило исключить дублирование нарядов на одном маршруте, на одном участке патрулирования. В результате увеличилась их плотность на улицах и в других общественных местах, а это значит, что стражи порядка стали более оперативно прибывать к месту происшествия, своевременно выявлять и пресекать административные правонарушения. Больше стало возможностей раскрывать преступления по горячим следам.
– Еще одним существенным нововведением стало создание местной полицейской службы… – Да, в соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов» такая служба с января 2016 года функционирует во всех регионах. На нее возложены задачи по охране общественного порядка, обеспечению общественной и дорожной безопасности, а также профилактике правонарушений.
Для этого сформирована необходимая законодательная база, совместно с местными исполнительными органами укомплектованы должности руководителей местной полиции. В состав службы вошли подразделения участковых инспекторов, дорожно-патрульной, ювенальной, природоохранной полиции, по защите женщин от насилия, приемники-распределители и спецприемники. Местная полицейская служба не входит в состав местных исполнительных органов, но она подотчетна и подконтрольна им и местному сообществу.
– Помню, в начале 90-х полицейские жаловались на плохую оснащенность. Не хватало даже самого необходимого – того же бензина для патрульных машин. Эти проблемы остались позади, сейчас на повестке дня – расширение применения новых технологий. Как обстоят дела в этом направлении? – Новые технологии активно внедряются, в том числе в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. При поддержке местных исполнительных органов расширяем систему видеонаблюдения.
Для управления комплексными силами полиции, круглосуточно несущими службу на улицах городов, во всех областных центрах созданы центры оперативного управления (ЦОУ). В настоящее время МВД прорабатывает вопросы строительства ЦОУ в 27 моногородах и 8 малых городах со сложной криминогенной обстановкой. Такие ЦОУ уже действуют в Жанаозене, Рудном, Щучинске, Семее и Хромтау. По мере финансирования будет завершено их строительство в Риддере, Степногорске, Темиртау и Шу.
В регионах успешно реализуется проект «Безопасный двор», в рамках которого используется почти 20 тысяч камер видеонаблюдения с охватом свыше 8 тысяч дворов жилых домов. Это позволяет круглосуточно мониторить состояние правопорядка на улицах, в жилых массивах и оперативно реагировать на правонарушения.
Развивается система автоматической фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Расширяется сеть интеллектуальных систем «Перекресток», позволяющих выявлять нарушения ПДД и устанавливать разыскиваемый автотранспорт. При надзоре за дорожным движением используем также мобильные скоростемеры. В соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов» МВД проводит работу по оснащению сотрудников дорожно-патрульной полиции портативными видеорегистраторами.
– На сегодня наряду с чисто правоохранительными функциями на МВД возложены функции по оказанию населению государственных услуг… – Да, мы оказываем 39 видов госуслуг – оформление и выдача гражданам удостоверений личности и паспортов, вида на жительство, адресных справок, регистрация граждан, регистрация гражданского оружия и другие.
Для облегчения доступа к нашим услугам отдельные из них переведены в электронный формат и оказываются через портал электронного правительства. Значительная часть услуг оказывается через общие центры обслуживания населения (выдача паспортов, удостоверений личности, адресных справок, регистрация по месту жительства).
В 12 областных центрах уже действуют специализированные центры обслуживания населения, где регистрируется автотранспорт, выдаются на него технические паспорта, принимаются экзамены и выдаются водительские удостоверения.
– В стране проводится масштабная пенитенциарная реформа. Каковы ее результаты? – В результате гуманизации уголовной политики численность «тюремного населения» начиная с 90-х годов сократилась почти в три раза. Новое уголовное законодательство позволило шире применять меры наказания, не связанные с лишением свободы, что также «разгрузило» колонии. Казахстан в мировом рейтинге «тюремного населения» с 3-го места, занимаемого в 90-е годы (после США и РФ) переместился до 62-го места в 2016 году.
За последние годы принят ряд серьезных мер по улучшению производственно-хозяйственной деятельности предприятий УИС и созданию дополнительных рабочих мест для осужденных. Сегодня законодательство дает возможность осужденным даже заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Это важно, ведь помимо компенсации ущерба пострадавшим работа дает возможность осужденным помогать своим семьям и накопить деньги, которые будут им необходимы после освобождения.
В колониях осужденные также получают общее и профессиональное образование по 35 различным рабочим специальностям. Это немаловажный фактор успешной ресоциализации отбывших наказание, их возвращения в общество в качестве полноценных граждан.
Постепенно переводим учреждения УИС на покамерное содержание осужденных, прорабатываем вопросы строительства новых учреждений.
Гуманизация уголовной политики вызвала значительный рост численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Вместо лишения свободы суды чаще стали применять отсрочку исполнения наказания, ограничение свободы, условное осуждение, исправительные работы и другие альтернативные виды наказаний.
В связи с этим мы развиваем службу пробации, на которую возлагаются функции по контролю за условно осужденными лицами, осужденными к наказанию в виде ограничения свободы, освобожденными условно-досрочно. А также за теми, в отношении которых установлен административный надзор.
Совместно с местными исполнительными органами им оказывается содействие в трудоустройстве, лечении, овладении профессией и оказании правовой помощи.
Сейчас также существенно гуманизированы условия содержания в местах лишения свободы. Теперь правовое положение осужденных меняется в зависимости от их поведения. По закону, если отбывающий наказание не исправляется, продолжает нарушать режим, он переводится на строгие условия содержания. При надлежащем поведении – на облегченные условия. В конечном счете человек осознает, что свою судьбу он решает сам. Такой метод стимулирует на правопослушное поведение.
– С 2014 года в состав МВД переданы функции и полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям. Как сегодня работает созданный в МВД Комитет ЧС? – Органами и подразделениями гражданской защиты накоплен большой опыт защиты и спасения людей. Приведу лишь такие цифры: за годы независимости спасены более 320 тысяч человек, эвакуированы из опасных зон порядка 280 тысяч человек, оказана медицинская помощь более чем 40 тысячам пострадавших, совершено более 1,1 миллиона выездов на аварийно-спасательные работы. Ежегодно службой пожаротушения спасается более 1,5 тысячи жизней, эвакуируются свыше 20 тысяч человек.
В настоящее время Комитет ЧС со своими территориальными и подведомственными подразделениями, силами и средствами представляет собой современную мощную систему. В составе органов гражданской защиты более 400 пожарных подразделений, 16 оперативно-спасательных отрядов, центры управления в кризисных ситуациях, медицины катастроф и другие подразделения. Это силы и средства постоянной востребованности и круглосуточной готовности.
Развиваем систему экстренного медицинского реагирования при ЧС. Медики и психологи Центра медицины катастроф принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий более 40 крупных чрезвычайных ситуаций, оказана квалифицированная медицинская и психологическая помощь более чем 20 тысячам пострадавших как в Казахстане, так и за рубежом.
На аварийно-опасных участках дорог созданы 40 трассовых медико-спасательных пунктов, бригады которых оказывают медпомощь пострадавшим в ДТП, а также неотложную помощь самостоятельно обратившимся. С момента создания таких пунктов оказана помощь более чем 17 тысячам пострадавших.
– С момента объявления независимости МВД практически заново выстроило свои международные отношения… – За четверть века нами достигнуты значительные результаты в укреплении международно-правовой базы взаимодействия с иностранными правоохранительными органами. МВД участвует в 127 международных договорах по основным направлениям правоохранительной деятельности, прорабатывается еще более 60 проектов таких договоров.
В числе партнеров МВД – органы внутренних дел и полиции государств – участников СНГ, ряда стран Европы. Установлены профессиональные отношения с правоохранительными органами Китая, США, продолжается работа по установлению сотрудничества с компетентными органами Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развивается сотрудничество в рамках международных структур: ООН, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС, СНГ, Европейского союза. Отлажены достаточно эффективные механизмы взаимодействия с ОВД стран Содружества в формате ежегодных заседаний Совета министров внутренних дел. Для совместного противодействия преступности и выработки практических мер создана объединенная коллегия с МВД России.
– Нельзя не заметить, что в последние годы МВД активно взаимодействует с общественностью... – Да, мы работаем в этом направлении. Создан официальный сайт МВД, где размещены данные об участковых пунктах полиции, угнанном автотранспорте, похищенных мобильных телефонах, задолженности по штрафам и другая полезная и нужная населению информация.
С 2009 года функционирует блог министра внутренних дел. Кроме того, в МВД круглосуточно действует Единый телефон доверия (14-02). По нему граждане обращаются к нашей службе собственной безопасности. Аналогичные телефоны доверия имеются во всех ДВД. По каждому сигналу граждан либо по критическому материалу в СМИ проводятся проверки. К сотрудникам, нарушившим законность, принимаются меры.
В соответствии с принятым в 2015 году Законом «Об общественных советах» на уровне министерства создан Общественный совет по вопросам деятельности органов внутренних дел. В территориальных ДВД созданы консультативно-совещательные органы.
– Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в канун праздничной даты? – Работа в полиции сложна и опасна, и не всем под силу вынести этот груз ежедневной ответственности, днем и ночью служить закону и справедливости. Защищая права граждан, нужно быть готовым в любой момент встать на пути вооруженного преступника. Поэтому мы по праву гордимся своими героями.
За образцовое исполнение воинского и служебного долга, мужество и самоотверженность при обеспечении законности и правопорядка с 1993 года более тысячи сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих Национальной гвардии награждены государственными наградами, из них 115, к сожалению, посмертно.
За годы независимости Казахстана погибли при исполнении служебных обязанностей 764 сотрудника, в том числе при задержании преступников – 73. Ранены при исполнении 2 186 сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих Национальной гвардии МВД Казахстана.
В этот праздничный день мне хотелось бы от всей души поздравить наших сотрудников, стоящих на страже закона, и поблагодарить их семьи за терпение и понимание.
Особая благодарность нашим ветеранам, вносящим свой вклад в воспитание молодых сотрудников и сохранение славных традиций полиции.
А всех казахстанцев хочу заверить, что полиция всегда готова защитить их конституционные права и законные интересы от любых преступных посягательств.