Когда зацветают тюльпаны

2286
Ксения Денисова, Алматы

Долгожданной премьерой осеннего сезона стала постановка нового балетного спектакля в театре имени Булата Аюханова.

фото Юрия Беккера

Эту работу коллектива Государственного академического театра танца действительно ждали. Во-первых, потому что в молодежной и новаторской по характеру труппе всегда любили интересно экспериментировать. А во-вторых, каждый выход на сцену танцоров, воспитанных гением хореографии Булатом Аюхановым, теперь чем-то сродни экзамену на тему «Ну и как вы справляетесь без маэстро?»

Дамир Уразымбетов, режиссер-постановщик нового спектакля «Легенда о Тюльпане», представленного на днях зрителям, четко сформулировал свою позицию на этот счет:

– Мы должны держать высокую планку, поставленную 56 лет назад при создании театра Булатом Газизовичем, и мы стараемся это делать.

Молодой режиссер, балетмейс­тер, музыковед и исследователь Дамир Уразымбетов в мире искусства личность известная, на его счету больше полусотни массовых театрализованных представлений, спектаклей, концертов и серьезные научные труды. В большей мере славу ему делают прекрасное образование и тонкая музыкальная интуиция.

Вдохновением для новой постановки с театром Аюханова послужило творчество австрийского композитора Густава Малера. И один только этот выбор мог бы сильно удивить знатоков и эстетов.

Дело в том, что великий симфонист Малер не интересовался балетом и никогда не писал музыку к нему. В отличие, например, от Чайковского, который был абсолютно «композитором спектаклей», за что балетные танцоры по сей день называют его своим кормильцем. Идея уложить фрагменты из 11 симфоний Малера в одну почти часовую повествовательную линию, создать из них хореографическую версию подразумевала большой и кропотливый труд.

– Нельзя грубо «вырубить» из симфонического произведения кусок на две-три минуты и «склеить» с другим, – объясняет главный балетмейстер ГАТТ Гульфида Гафурова. – Непозволительно нарушать логику его построения, где музыкальная фраза развивается по своим законам: от завязки через кульминацию к финалу. Дамир с этой задачей прекрасно справился, потому что он образованный человек, профессиональный музыковед и знает, как работать с музыкальным материалом.

Вслед за цветком

Кстати, про «балетно-оперного» композитора вспомнили и в день премьерного показа «Легенды о Тюльпане». 20-минутный балет Чайковского «Ромео и Джульетта» в свое время поставил сам Булат Газизович и по обыкновению внес в произведение авторскую корректуру.

Так в классическом сюжете появился персонаж, которого нет в шекспировской пьесе. Царица Ночь у Аюханова служит олицетворением всего темного и зловещего – предвестия трагедии «самой печальной повести на свете». «Ромео и Джульетта» предварял премьеру Дамира Уразымбетова в первом отделении балетного вечера и, кажется, не без умысла.

«Легенда о Тюльпане» также построена на аллегориях, метафорах и тайных смыслах, но они легко прочитываются, даже без помощи либретто. Хотя и оно у спектакля есть. Постановщик изложил его сам в поэтической форме и попросил прочитать известного казахстанского актера Михаила Токарева.

– «Легенда о Тюльпане» – балет-поэзия, основанный не на народных легендах, а на самой человеческой жизни. Главный персонаж – Тюльпан – представляется мне, как надземный наблюдатель или ангел-хранитель, оберегающий нашу красивую планету. Зритель будет следить вместе с ним за разворачивающимся действием. В ходе спектак­ля герои пребывают в поисках себя и своего счастья, проходя через испытания взаимоотношений и задач, которые ставит перед ними природа, – объясняет Дамир Уразымбетов.

В балете, где задействована большая часть театральной труппы, есть и сквозной мелодраматический сюжет с двумя влюб­ленными. Это они принимают поочередно удары то судьбы, то стихии, будь это зимняя стужа или испепеляющая жара, интриги судьбы или внутренние терзания личности. Автор сумел все это вместить в свой спектакль о сути человеческих взаимоотношений и мудрости природы.

– Историю о людях, о мире и вселенной зритель не только увидит в танце и почувствует в музыке, об этом ему расскажут декорации, оформление сцены. Мне редко удается так быстро и легко договориться с художниками-постановщиками, как с Ерболом Бисеновым, разработавшим видеоконтент к спектаклю.

Все на своем месте

Премьера «Легенды о Тюльпане» готовилась в авральном режиме. Но, как уточняет режиссер-постановщик, «в большой радости и любви к своей профессии». Потому и спектакль у команды получился цельным и завершенным полотном.

На сцене царили не только исполнители главных ролей – ведущие солисты театра Дияр Акенев, Мади Касымов, Юлия Асенканова, запоминающиеся сцены удались кордебалету. Но все-таки премьерный вечер принадлежал несравненной Юле – обворожительная, артис­тичная, изящная, она, кажется, не сделала ни одного движения «мимо». Прима театра Аюханова не так давно вернулась на сцену после декретного отпуска и сделала это с блеском звезды.

Дамир Уразымбетов утверждает, что в стране немного по-настоящему больших артистов балета, и это нормальная статистика. В театре Аюханова они есть. Те, кто умеет тонко чувствовать специфику балетного спектакля, «танцевать» музыку и работать интеллектуально, вдумываясь в каждую деталь танца – иначе искусство не рождается.

Главными креативщиками постановки стали мастера художественного цеха. В костюмах Любови Возжениковой необязательно было танцевать, ими можно просто любоваться. На самом деле такую работу называют «от кутюр» – большую часть одежды артистов художница расписала собственноручно, при этом точно попадая в запрос сценической ситуации.

Точно в цель била и авторская сценография видеографа Ербола Бисенова. Мало того, что контент получился современным и технологичным, он безошибочно отражал настроения и эмоции повествования.

Без этих тонких и точно подоб­ранных деталей зрителя труднее было бы погрузить в мир глубоких эмоций и переживаний. А так все получилось в добрых алматинских традициях: затяжной реверанс артистов, которых публика не отпускала со сцены 10-минутной овацией.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]