Поставленная Президентом в статье задача по реализации программы «Туған жер» предполагает проведение серьезной краеведческой работы в сфере образования. При этом надо учитывать, что краеведение в его «кабинетном» варианте неэффективно как средство воспитания. Необходимы походы, экспедиции, экскурсии! Важно проводить экологические акции, заниматься благоустройством, восстановлением культурно-исторических памятников. И областным Центром детско-юношеского туризма и экологии многое делалось и делается сегодня в этом направлении.
Великий педагог Антон Макаренко не случайно предлагал в качестве лучшего средства воспитания походы, ведь когда дети попадают в экстремальную среду, у них резко повышается ответственность. К тому же именно на природе, а не в кабинетах и классных комнатах усвоение знаний, полезных навыков идет быстрее и качественнее.
К трем известным функциям детского туризма – познавательной, воспитательной и оздоровительной – мне хотелось бы добавить еще одну – общественно-полезную. Плохо, когда детей оберегают от мытья полов или уборки кроватей. Напротив, труд должен быть важным фактором воспитания, в том числе и в туристско-краеведческой деятельности. Можно, например, во время похода убрать лес или берега водоемов от мусора… И такой опыт, прошлый и нынешний, достижения педагогической науки мы учитываем и применяем в своей работе.
Большое значение надо придать экскурсионной деятельности. Она особенно важна в краеведческой работе. Ведь краеведение можно сравнить с фонариком: посветив в прошлое, он благодаря добытым людьми знаниям освещает им путь в будущее. В него надо шагать, основываясь на опыте предшественников, высоких нравственных принципах, преемственности поколений.
В соответствии с положением концепции «Школа жизни – окружающий мир» в рамках экспедиции «От достопримечательностей родного края – к святыням Казахстана» нами организуются экскурсии школьников. Они посещают местные природные и исторические памятники, совершают поездки в столицу и другие регионы страны. Сейчас, правда, наблюдаются определенные финансовые трудности, но все же есть надежда, что они решаемы. Кроме того, юные краеведы собирают материалы о прошлом Приуралья с древнейших времен до сегодняшних дней, о жизни и деятельности земляков, их культурном наследии и творчестве.
Каждая экспедиция, путешествие – конкретное дело всей группы, всего коллектива, это общая забота о родном крае, его людях, природных и культурных памятниках, мемориалах войны, это общий вклад в познание истории своего края. Поход – замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений.
Изучая историю происхождения семьи, ребята составляют своего рода генеалогическое древо того или иного рода. Все материалы, собранные в ходе экспедиций, походов, активно используются в краеведческих конкурсах, фестивалях, таких как конференции по итогам туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – Казахстан», фестивали «Волны Урала», «Поющая юность», в соревнованиях по экскурсионному ориентированию. Достойное место они находят и в экспозициях школьных краеведческих музеев. Кстати, сегодня мы работаем под девизом: «Каждому учреждению образования – музей!»
Память о прошлом, желание и стремление к позитивным преобразованиям, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности – все эти принципы должны передаваться из поколения в поколение. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения данных ценностей.
Школьные музеи призваны оказать помощь в воспитании у наших детей чувства достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов Казахстана. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Кроме того, школьные музеи создают особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы ребенка, ведь каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Но вернемся к разговору о детско-юношеском туризме. В этом плане очень важное значение имеет ежегодная экспедиция «Жайык-Урал», рожденная еще в 1989 году. За прошедшие годы она из агитационно-пропагандистской превратилась в туристско-экологическую акцию, стала комплексной формой краеведческого воспитания подрастающего поколения, мощным звеном международного экологического движения. В экспедиции за этот период приняли участие тысячи учащихся из нашей области, других казахстанских городов, а также из соседних российских регионов, других стран СНГ.
В программу экспедиции помимо прохождения водных маршрутов на лодках по Уралу и его притокам входят также эколого-краеведческие акции «Малые реки Приуралья», «Таза ауыл» («Чистое село»), «Зеленый парус Приуралья», «Посади свое дерево, турист», «оБЕРЕГАй», «Памятники природы ЗКО», соревнования по бердингу (спортивной орнитологии).
В ходе этих акций юные туристы проводят комплексное обследование Урала, его притоков и поймы, составляют экологические паспорта населенных пунктов, расположенных вдоль реки, разрабатывают проекты оздоровления территорий, принимают участие в озеленении безлесных берегов рек и озер. Завершается очередная экспедиция областным слетом и научно-практической конференцией, на которой заслушиваются и обсуждаются доклады участников, вырабатываются рекомендации и предложения с целью привлечь внимание госорганов и общественности к проблемам Урала.
В этом плане ценным для нас является то, что ряд материалов нашей экспедиции по этим проблемам использовался во время встреч президентов Казахстана и России, в ходе других казахстанско-российских контактов на государственном и общественном уровнях. Показательным является и присуждение экспедиции главного приза Международной Академии детско-юношеского туризма и краеведения (МАДЮТиК) «Золотой компас».
Экспедиция также внесена во Всемирный банк экологических движений при ООН как «Лучший практический опыт мира».
Традиционно силами областного, городского и районных туристических центров регулярно проводятся различные соревнования, в том числе областные, по технике пешеходного, горного, водного, лыжного туризма, спортивному ориентированию. Примечательным в этом плане стало открытое первенство ЗКО по горному туризму и спортивному скалолазанию на приз Максута Жумаева – нашего земляка, ныне выдающегося альпиниста, первым из казахстанцев покорившего все 14 восьмитысячников планеты.
Победитель первенства – команда ОЦДЮТиЭ – получила в качестве награды личный ледоруб Максута Жумаева. Надо также отметить, что наш центр регулярно занимает первые места по другим видам спортивного туризма на республиканских соревнованиях.
Сегодня Казахстан находится в начале нового этапа своего развития, когда главными ценностями становятся интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление. Важные задачи в связи с этим выдвинуты Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» и в лекции в Назарбаев университете.
Глава государства подчеркивает, что нашу историю обязательно должна знать молодежь. Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно, отметил Президент. В связи с этим мы считаем целесообразным организовать общереспубликанский экскурсионно-туристический марафон школьников «От достопримечательностей родного края – к святыням Казахстана». Также, по нашему мнению, руководству учебных заведений необходимо обеспечить ежегодное обязательное участие каждого учащегося в походах или экскурсиях по родному краю и другим регионам Казахстана.
Такие мероприятия должны стать обязательными в планах учебно-воспитательной работы всех учреждений образования. Для них надо выделить от 3 до 5 учебных дней, предусмотреть соответствующее бюджетное финансирование. Начинать такой марафон надо с экскурсий по родным местам, постепенно расширяя их тематику до объектов областного, а затем республиканского и мирового значения.
Надо также заметить, что ни в одном директивном документе по вопросам индустрии туризма в Казахстане до сих пор нет трактовки детско-юношеского туризма как его особого вида, имеющего свои принципы, законы, правила. Кроме того, по нашему мнению, развитие детского туризма должно финансироваться государством. Не возбраняется, конечно, и меценатство. Но ставить судьбу детских туристских баз, лагерей, различных кружков в зависимость от денег, уплаченных родителями за детские путевки, на наш взгляд, недопустимо.