Куда ведет велодорожка?..

1927
Любовь Доброта

Разметка – прямо на тротуаре. Вот так в Шымкенте выглядят новые велодорожки. Пешеходы идут по одной стороне, велосипедисты катят по другой. Хотя чаще всего – по той же. Ни бордюров, ни разделительных барьеров, ни четкого разграничения. Иногда – мусорные баки по центру, иногда – припаркованные машины. И все это – под вывеской «развитие инфраструктуры велолайна». В реа­ле же это просто окрашенный в зеленый цвет тротуар.

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

С одной стороны, сам факт того, что город обращает внимание на велосипедный транспорт – уже позитив. Сегодня общая протяженность велодорожек в Шымкенте превышает 78 км. По данным ­акимата, в ближайшее время цифра вырастет до 110. Новый проект «Дорога здоровья» нацелен на соз­дание комфор­тного маршрута от улицы Байдибек-би до улицы Бозарык.

Руководство управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента обещает: безопасность – в процессе. В перспективе – установка боллардов (коротких столбиков), дорожных знаков и развитие сети в отдаленных районах.

Но давайте честно. Велосипедная инфраструктура – это не краска. Это прежде всего проектирование с учетом потоков, рисков, безопас­ности и комфорта всех участников движения – от школьника на самокате до курьера на электробайке.

Возьмем Копенгаген, где более 60% населения добирается на работу на велосипедах. Там велодорожки отделены от проезжей части и тротуаров. Они имеют собственные светофоры, приоритет на перекрестках и ровное покрытие. В Амстердаме велосипед не альтернатива, а равноправное транспортное средство. В Сеуле велодорожки строят вдоль набережных и зеленых зон, формируя безопасные непрерывные маршруты, продуманные заранее.

Что объединяет эти примеры? Комплексный подход: от нормативов строительства до культуры использования. Это когда велосипедная дорожка не «рисуется» после сдачи улицы и строительства тротуара, а проектируется изначально.

Шымкент – город с благоприят­ным климатом и активной молодежью. Велосипед здесь мог бы стать полноценным городским транспортом. Но практическая реализация идеи – это, скорее, временное решение, чем инфраструктура. Разметка обрывается, покрытие – неровное, пешеходы и велосипедисты не разделены, автомобили продолжают парковаться на велодорожках.

В таком пространстве даже правила теряют смысл. Ведь как требовать от велосипедиста соблюдения ПДД, если сама дорожка – череда компромиссов и неудобств?

Если мы действительно хотим развить велотранспорт, нужны физически отделенные велодорожки с бордюрами или защитными элементами. Как и продуманная сеть маршрутов – непрерывная, логичная, соединяющая ключевые точки: школы, офисы, парки, центр и окраины.

Не обойтись и без общественных велосипедных парковок, навесов, сервисных зон. В приоритете значатся также образование и культура как среди велосипедистов, так и среди пешеходов. Ответственность – обоюдная.

Да, пока инфраструктура далека от идеала, но и езда велосипедистов не должна превращаться в хаотичный поток. Велодорожки – это не просто удобство, это часть общего движения. Шлем, фары, уважение к пешеходам – вот основа городской велосферы.

Велосипед – это будущее, но строить его нужно основательно. Конечно, Шымкент делает только первые шаги. И это хорошо. Но важно не перепутать старт с финишем. Велодорожки – не только крашеный асфальт. Это идеология города, который выбирает здоровье, безопасность и устойчивость. Если уж начинать, то делать как следует. Не ради отчетности – ради людей.

Все колонки автора

Популярное

Все
Комета 3I/ATLAS максимально приблизилась к Земле
Выбор страны: кого казахстанцы назвали главными героями 2025 года
Казахстан станет вторым в мире производителем галлия: какие еще договоренности достигнуты ERG в ходе визита Президента в Японию
Возврат активов: 7,5 млрд тенге направили на медучреждения в Балхаше
Казахстанские архивисты отмечают профессиональный праздник
Свет и тепло в каждом доме: Казахстан отмечает День энергетика
Этап Кубка мира по фристайл-акробатике в Китае: результаты казахстанцев
«Тринька» на стриме: в Шымкенте накрыли онлайн-казино
Международный центр Навруза создадут в Таджикистане
В Китае человекоподобные роботы производят аккумуляторы для электрокаров
Цена на золото обновила новый рекорд
Могулистка Анастасия Городко завоевала два «золота» на турнире во Франции
Токаев поздравил Президента Республики Корея
Призерам и тренерам XXV Летних Сурдлимпийских игр вручили госнаграды
Bloomberg включил Казахстан в топ-25 турнаправлений
Казахстан ждут снегопады и морозы
В Уральске открылась «Келешек мектебі»
День энергетика сегодня отмечают в Казахстане
Год прорывов, признания и стратегических инициатив для лучшего вуза в Казахстане
Более 500 тысяч камбоджийцев покинули дома из-за конфликта с Таиландом
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Руками к надежде
Новую электроподстанцию запустили в Астане
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
В Павлодарской области нотариусы окажут содействие в борьбе с преступностью
Самый большой каток в Казахстане примет туристов
Исполнение поручений Президента: итоги развития отрасли энергетики за 2025 год
Допинг-скандал с участием Алимханулы: в КФПБ сделали заявление
Казахстан в орбите доверия мировых лидеров
Город, который благоухает лавандой
Узбекский экономист сравнил промышленное производство Казахстана и Узбекистана
Получи и путешествуй
Преемственность поколений – опора Satbayev University
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]