Куда ведет велодорожка?..

478
Любовь Доброта

Разметка – прямо на тротуаре. Вот так в Шымкенте выглядят новые велодорожки. Пешеходы идут по одной стороне, велосипедисты катят по другой. Хотя чаще всего – по той же. Ни бордюров, ни разделительных барьеров, ни четкого разграничения. Иногда – мусорные баки по центру, иногда – припаркованные машины. И все это – под вывеской «развитие инфраструктуры велолайна». В реа­ле же это просто окрашенный в зеленый цвет тротуар.

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

С одной стороны, сам факт того, что город обращает внимание на велосипедный транспорт – уже позитив. Сегодня общая протяженность велодорожек в Шымкенте превышает 78 км. По данным ­акимата, в ближайшее время цифра вырастет до 110. Новый проект «Дорога здоровья» нацелен на соз­дание комфор­тного маршрута от улицы Байдибек-би до улицы Бозарык.

Руководство управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента обещает: безопасность – в процессе. В перспективе – установка боллардов (коротких столбиков), дорожных знаков и развитие сети в отдаленных районах.

Но давайте честно. Велосипедная инфраструктура – это не краска. Это прежде всего проектирование с учетом потоков, рисков, безопас­ности и комфорта всех участников движения – от школьника на самокате до курьера на электробайке.

Возьмем Копенгаген, где более 60% населения добирается на работу на велосипедах. Там велодорожки отделены от проезжей части и тротуаров. Они имеют собственные светофоры, приоритет на перекрестках и ровное покрытие. В Амстердаме велосипед не альтернатива, а равноправное транспортное средство. В Сеуле велодорожки строят вдоль набережных и зеленых зон, формируя безопасные непрерывные маршруты, продуманные заранее.

Что объединяет эти примеры? Комплексный подход: от нормативов строительства до культуры использования. Это когда велосипедная дорожка не «рисуется» после сдачи улицы и строительства тротуара, а проектируется изначально.

Шымкент – город с благоприят­ным климатом и активной молодежью. Велосипед здесь мог бы стать полноценным городским транспортом. Но практическая реализация идеи – это, скорее, временное решение, чем инфраструктура. Разметка обрывается, покрытие – неровное, пешеходы и велосипедисты не разделены, автомобили продолжают парковаться на велодорожках.

В таком пространстве даже правила теряют смысл. Ведь как требовать от велосипедиста соблюдения ПДД, если сама дорожка – череда компромиссов и неудобств?

Если мы действительно хотим развить велотранспорт, нужны физически отделенные велодорожки с бордюрами или защитными элементами. Как и продуманная сеть маршрутов – непрерывная, логичная, соединяющая ключевые точки: школы, офисы, парки, центр и окраины.

Не обойтись и без общественных велосипедных парковок, навесов, сервисных зон. В приоритете значатся также образование и культура как среди велосипедистов, так и среди пешеходов. Ответственность – обоюдная.

Да, пока инфраструктура далека от идеала, но и езда велосипедистов не должна превращаться в хаотичный поток. Велодорожки – это не просто удобство, это часть общего движения. Шлем, фары, уважение к пешеходам – вот основа городской велосферы.

Велосипед – это будущее, но строить его нужно основательно. Конечно, Шымкент делает только первые шаги. И это хорошо. Но важно не перепутать старт с финишем. Велодорожки – не только крашеный асфальт. Это идеология города, который выбирает здоровье, безопасность и устойчивость. Если уж начинать, то делать как следует. Не ради отчетности – ради людей.

Все колонки автора

Популярное

Все
Чистота начинается с ответственности
Голос и летопись народа
Новые рекорды мира и Азии
Триумфаторами стали илийцы
Чтобы асфальт «не растаял» со снегом
Классический финал
Хорошие новости для земляков
В бывшей резиденции акима теперь летний лагерь для особенных детей
Стратегические инвестиции в будущее
В документах оживает эпоха
Находки древнего Сарайшыка
Медпомощь станет ближе
Государственность Казахстана в потоке истории
Качество продукции – особая гордость
На картофельных плантациях кипит работа
Выпускникам помогают с выбором специальности
Без ущерба для окружающей среды
На единой цифровой платформе
Выстраивая «дорожные карты» инвестпроектов
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Назначен директор новой Службы КНБ
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Казахстанские школьники отправились на Международную олимпиаду по химии IChO-2025
Число жертв наводнения в Техасе достигло 50 человек
В Астане временно ограничат движения у «Астана Арены» во время праздничного концерта
День столицы
Махмуд Сабырхан без боя выиграл домашний этап КМ по боксу
Искусственный интеллект и робот-полицейский: безопасность большого города находится под контролем
Кубок мира: боксеры каких стран вышли в финал?
Освобождены от должностей послы РК в Бельгии, Кувейте и Таиланде
Алматы сохранит статус студенческого города
Мошенников осудили, деньги вернули
Президент страны пришел на финальные бои Кубка мира по боксу
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Арман Исетов назначен замминистра иностранных дел РК
Назым Кызайбай принесла Казахстану первое "золото" этапа КМ по боксу
Новый завод в Актобе: как упаковка поможет экономике и экологии региона
Домбра - в награду за лучший рисунок
В честь Дня столицы состоится турнир по байге
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Под сенью Вечно Синего Неба
Из Рабочего поселка – в Париж
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане

Читайте также

А дома лучше!
Город мира
Тайны дружбы
Газета как традиция

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]