Кузнец своего счастья

1563
Любовь Доброта
собственный корреспондент по Туркестанской области и г. Шымкент

Холодный металл в произведения искусства превращает Абдулла Наурызбаев, возрождающий древнее ремесло

 

фото из личного архива Абдуллы Наурызбаева

Вокруг него всегда много­людно. Стоит кузнечных дел мастеру разжечь свою печь с открытым огнем, работаю­щую на коксующих углях, самостоятельно приготовленных по старинному рецепту, как тут же вокруг собираются любопытные. И дети, и взрос­лые восхищенно наблюдают, как из металлической болванки рождается колокольчик, маска, подсвечник или замысло­ватая фигурка животного. И это понятно: увидеть настоящего кузнеца у наковальни сейчас можно нечасто.

– Эта печь – элемент шоу, – говорит Абдулла Наурызбаев. – Когда разогреваю ее при помощи горна, обязательно ставлю на огонь чайник, угощаю всех желающих чаем. Людям интересно, как работают кузнецы, расспрашивают. Многие удивляются, что этот промысел жив до сих пор и есть те, кто им занимается. Я специально на фестивали, ярмарки ремесленников привожу все это оборудование. Мальчишки подходят, охотно берутся пробовать себя в роли кузнеца, радуются, когда я даю молоточек, предлагая поработать подмастерьем. Так пытаюсь пробудить интерес к ремеслу.

В мастерской кузнеца, пост­роенной на подворье частного дома, печь работает на природном газе. Так и разжечь ее проще, и нужную температуру поддерживать легче, да и соседи не жалуются на дым, образующийся при сжигании угля.

– Прогресс внес коррективы в старинное ремесло, – улыбается мастер. – Сделал вот молот, сам собрал, оснастив его необходимыми элементами, упрощающими работу. Шутя я его называю шайтан-молоток. Если можно хотя бы частично автоматизировать процесс, так почему это не сделать? Кувалдой махать мне тяжело сейчас, вот и облегчил свой труд.

Художественной ковкой по металлу Абдулла Халманович занялся четыре года назад, выйдя на пенсию. Наконец-то появилось свободное время, чтобы всецело посвятить себя творчест­ву. Всегда хотел делать что-то особенное. Ради этого пошел против желания отца, видевшего сына студентом института ирригации, и поступил в Чимкентское художественное училище им. А. Кас­теева на отделение бутафории.

Там судьба свела его с преподавателем Альназаром Сайдибековым, обучившим технологии ковки и открывшим безграничные возможности искусства по металлу. Открытый огонь буквально завораживал талантливого ученика, быстро освоившего приемы кузнечного ремесла.

– Огонь – моя стихия, – приз­нается Абдулла Наурызбаев. – Могу бесконечно смотреть на пламя, находя в нем успокоение, черпая силы и энергию. Возможно, дают о себе знать гены. Мой дед Наурызбай, фамилию которого я ношу, был кузнецом. Я его никогда не видел, но много слышал о том, каким он был искусным мастером. Вот эти путы для лошади, сделанные его руками, сохранились у моей старшей сестры. Посмотрите, звенья сделаны в виде головы змеи. Казалось бы, в обычный предмет быта он внес элемент творчества. Для меня пример деда служит ориентиром по жизни.

Ему мой герой следовал, когда после окончания колледжа пришел работать художником-оформителем в Художественный фонд города. Не отходил от этого принципа, когда сменил профессию, подавшись в строители, чтобы обеспечить семье достаток.

Мастера, представляющего на выставках свои оригинальные изделия, сразу заметили, оценив его уровень профессионального мастерства и творческий подход. В позапрошлом году Абдулла Наурызбаев стал членом Союза ремесленников Казахстана, поя­вились первые коммерческие заказы, один из которых станет частью экспозиции готовящегося к открытию в Туркестане нового музея истории.

Увеличенная копия печати Ходжи Ахмета Ясауи впечатляет своими размерами. Диаметр круга – 1,8 метра! На выполнение заказа отвели три месяца. Абдулла Халманович справился за месяц, а точнее за 25 дней. После того, как придумал вариант, который одобрил заказчик, практически не выходил из мас­терской, испытывая творческое нетерпение и азарт.

– Эскиз экспоната мне дали готовый, а параметры и конструкцию я предложил сам, – посвящает в детали работы над музейным экспонатом Абдулла Наурызбаев. – Из металла вырезал буквы как на печати, использовав технику выколотки, или дифовки. Из кованных букв собрал текст на арабском языке. В середине перстня значатся десять имен Ясауи, а по кругу нанесены суры из Корана. Основа перстня изготовлена из железа, покрытого медью. Отсюда и вес конструкции, сос­тавляющий почти полтонны.

Работа над спецзаказом стала для ремесленника своего рода проверкой себя и своих возможностей.

– Оказалось, что руки помнят все навыки, отработанные в юности, – откровенничает мас­тер. – Это вселило веру, заглушив сомнения, которые свойственны людям творческих профессий. Заказы буквально посыпались. Сейчас вот работаю над уменьшенной копией нефтяной качалки – заказ нефтяника. Ее масштаб – один к тысяче. Конечно, при помощи штамповки можно такое изделие за полдня изготовить, но это уже будет совсем другая вещь – без души и лишенная индивидуальности.

Абдулла Наурызбаев отказывается, если просят сделать, к примеру, нож или копье. Не лежит душа к таким вещам. Во-первых, оружие не хочет делать. Во-вторых, считает, что это элементарно просто, для этого достаточно чувствовать металл. Ему же больше нравится творить, создавая замысловатые изделия, панно и конструкции, идея которых рож­дается в голове, а уже потом воплощается в металле.

Сейчас он работает над композицией, которую назвал Mеmento mori, что в переводе с латинского означает «помни о смерти».

– Наша жизнь не состоит из одних праздников и радостных моментов, – считает мастер. – Я часто придаю своим фигуркам скорбное выражение лица. Это не только напоминание о том, что человек не вечен, но и приглашение к размышлению о смысле нашего существования. Хочется, чтобы в каждом панно, каждой конструкции человек увидел то, что заставит его задуматься.

Сотрудничество с председателем Союза ремесленников РК Айжан Беккуловой вылилось в создание нескольких совместных произведений, которые сейчас демонстрируются на персональной выставке известной художницы «Жизнь замечательных людей» в Государственном музее искусства им. А. Кастеева. Айжан увидела в старой швейной машинке казахскую тазы, а Абдулла Наурызбаев воплотил ее задумку в своей мастерской.

И это не единственный проект, ставший результатом сот­рудничества двух поистине талантливых творцов. На той же выставке представлены и другие. К примеру, деревянные двери, инкрустированные кованными элементами из металла.

А мастер тем временем строит новые планы, среди которых намерение поработать с запасенными корягами. Уже есть первые творческие задумки того, как соединить их с металлом, чтобы получилось произведение искусства.

Интересным и насыщенным оказалось знакомство, переросшее в сотрудничество, с казах­станско-российским режиссером, уроженцем Шымкента Сергеем Дворцевым. Сейчас он завершает работу над сценарием исторической картины о том, как создавался Тайказан. С Абдуллой Наурызбаевым Сергей Владимирович встречался неоднократно, обсуждая технологию художественной обработки металла. А еще ему интересно мнение мастера о том, как, на его взгляд, могла идти работа над этим шедевром мирового искусства и как бы это сделал он сам, если бы вдруг ему пришлось пойти по пути древних мастеров.

В основе сотрудничества режиссера и мастера по художественной обработке металла лежат не только консультации и общий интерес к теме.

– С большой долей вероятности он будет одним из актеров фильма, – говорит Сергей Дворцевой. – Абдулла Наурызбаев вовлечен в проект. Он привлек мое внимание глубиной своего таланта. Вы видели, как тонко мастер передал ветер при помощи металлических шурупов? В этой миниатюре в полной мере отражается его дар, врожденное художественное мышление.

Общение с Сергеем Дворцевым обострило для Абдуллы Халмановича проблему воспитания учеников. Его беспокоит, что не очень-то молодежь рвется освоить технологию художественной ковки. Сложно, хлопотно, порой тяжело физически. К тому же это одно из немногих ремесел, в котором творчество неразрывно связано с мастерством. Вот и переживает, как бы не получилось так, как в истории с тайказаном, тайну изготовления которого пытаются сейчас разгадать.

Но как же светлеет лицо мас­тера, когда в мастерскую забегает восьмилетний внук Аблайхан, спрашивая, чем помочь аташке. Мальчонка охотно берет молотки и щипцы, стараясь тут же найти им применение, наполняя сердце мастера надеждой на то, что древнее искусство не уйдет в небытие.

Популярное

Все
Ресурс для обеспечения водной безопасности
Стройматериалы по евростандарту
Диалог через искусство
Судьи повышают свою квалификацию
Совершенствовать условия для бизнеса
Дома возводят на селе
«Ситуативный казахский» шагает по планете
День кино отмечают в Казахстане
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Страна ускоряет индустриализацию и цифровую трансформацию строительной отрасли
Синие глаза степи
Лайкни меня. Ну, пожалуйста!
Человеческий капитал – главный фактор конкурентоспособности
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Задачи на предстоящий период
Приоритеты Справедливого Казахстана
ИИ – не вопрос будущего, это уже данность
Основа инновационного развития
Ключевой стратегический ориентир
В контексте языковой политики
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Свыше миллиарда тенге составили незаконные соцвыплаты в Казахстане за год
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Решение экологических проблем Кызылординской области – на контроле мажилисменов
ИИ приходит в школу
Премьеры, гастроли, концерты: тринадцатый сезон стартовал в Astana Opera
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
Свыше 1 млрд тенге задолжали жители Костанайской области за коммунальные услуги
Умер итальянский модельер Джорджо Армани
Музей в ЗКО собирает рукописи, хранящиеся в семьях несколько поколений
Определены приоритетные виды спорта
Новым премьером Таиланда стал миллиардер Анутхин Чанвиракун
Жатва на юге вышла на финишную прямую
Президент выступит с ежегодным Посланием народу Казахстана 8 сентября
Форум молодых религиозных лидеров: преемственность диалога и взгляд в будущее
Представителей Торговой палаты США и ведущих американских компаний приняли в Кабмине
Президент наградил работников нефтегазовой отрасли Казахстана
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Сегодня – День спорта

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]