
«Неуд» за неосвоение
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов доложил, что в январе – августе сохраняется положительная тенденция роста экономики Казахстана. Вместе с тем экономическое развитие проходит в условиях усиления рисков и волатильности на мировых рынках.
– Рост ВВП за отчетный период составил 3,8%. Чтобы выполнить задачу по увеличению ВВП до 4%, необходимо обеспечить ежемесячный экономический рост в среднем на 4,2% до конца года, – подчеркнул Тимур Сулейменов.
Если говорить о других показателях, за отчетный период по сравнению с прошлым годом наблюдается некоторое снижение объемов производства продукции сельского хозяйства (рост на 2,4% против 3,5%). Отставание в полтора процента произошло в растениеводстве из-за уменьшения сбора урожая в Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. Животноводство же, напротив, выросло на 3,9%.
Разнонаправленной динамикой отмечена и ситуация в ряде других отраслей. Так, строительный сектор при целевом показателе в 3,6% вырос всего на 0,8%. При целевом показателе в 4,1% замедлилось оказание услуг и достигло уровня в 3,7%. В то же время отмечена тенденция дальнейшего роста инвестиций в основной капитал. Они увеличились на 21,4%, в том числе частные – на 26,8%.
В своем докладе Тимур Сулейменов обратил внимание на спад показателей производства в ряде областей – Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Туркестанской и Кызылординской. Цифры ниже среднереспубликанских зафиксированы в Алматинской, Мангистауской, Павлодарской и Карагандинской областях, а также в трех крупнейших городах Казахстана – Астане, Алматы, Шымкенте – с динамикой от 1,1% до 3,9%.
В этих регионах, согласно данным МНЭ, сокращены добыча нефти и газового конденсата, урановой руды, выпуск грузовых вагонов и муки. По сельскому хозяйству в отрицательную зону перешла Западно-Казахстанская область, по строительству – Астана и Павлодарская область.
– Для достижения целевых показателей года осталось 4 месяца. По ВВП – это 3,8%. Но желаемым результатом является 4%. Это непростая задача, учитывая усиление международных торговых конфликтов и волатильности на финансовом рынке, – сказал Тимур Сулейменов. – С учетом набранного темпа роста ВВП с начала года задача в 4% остается выполнимой. Однако возможно замедление целевых темпов роста в таких отраслях, как фармацевтика, производство продуктов питания и напитков, нефтепереработка, сельское хозяйство. В указанных отраслях для достижения намеченной цели необходимо до конца года обеспечить в среднем ежемесячный темп роста в диапазоне 4–9%.
Заслушав доклад, Премьер-министр отметил, что низкие показатели промышленности в 11 регионах не свидетельствуют о благоприятной тенденции в экономике.
– Смотрите, строительство, инвестиции: только 4 региона показывают результаты выше республиканских. А что это значит? Если инвестиции не будут вкладываться в основной капитал, то производство перестанет развиваться. О какой благоприятной ситуации можно тогда говорить? – обратился к министру Бакытжан Сагинтаев.
Об исполнении республиканского бюджета доложил Бахыт Султанов, на тот момент еще министр финансов. По итогам 8 месяцев основные показатели бюджета значительны улучшены. В госбюджет (без трансфертов) поступило 5 трлн 252 млрд тенге доходов, текущие планы на всех уровнях перевыполнены, и проблем до конца финансового года по исполнению уточненного плана не имеется.
На рост доходов, безусловно, повлияло улучшение макроэкономических показателей во всех отраслях экономики, рост цен на нефть и металлы, а также повышение эффективности процедур налогово-таможенного администрирования. Расходы в отчетном периоде произведены на сумму 7,439 трлн тенге. Из них 55% направлено на социальную сферу.
Что касается приватизации, то из 887 объектов Комплексного плана по состоянию на 1 сентября выставлено 515, из них продано 435 на 246 млрд тенге. 269 объектов находятся на стадии реорганизации и ликвидации. В целом, как отметил Бахыт Султанов, процесс приватизации идет в соответствии с графиками продаж.
Серьезное обсуждение вызвал вопрос бюджетной дисциплины. Премьер-министр обратился к министерствам, где образовались наибольшие суммы неосвоенных бюджетных средств: Минобороны – 15,4 млрд тенге, Министерство культуры и спорта – 11,1 млрд, МСХ – 10,9 млрд, МВД – 9,5 млрд, Министерство информации и коммуникаций – 5,7 млрд тенге.
– Это очень большие суммы, на эти деньги можно построить столько школ, больниц, детских садов, отремонтировать дороги! Они должны быть освоены своевременно! – потребовал Бакытжан Сагинтаев, отметив, что неосвоенные средства будут изыматься из баланса ведомств и перенаправляться на реализацию государственных и отраслевых программ.
Отдельное внимание было уделено регионам, где наблюдается отставание показателей экономического роста.
Аким Акмолинской области Малик Мурзалин пытался оправдать неосвоение 1,3 млрд тенге… погодными условиями.
– Не только у вас погода плохая, в Костанайской области вон есть освоение. Еще раз повторяю: неосвоенные средства уйдут в те отрасли, где они необходимы, – сказал Бакытжан Сагинтаев.
Предстоит разбор полетов
Далее с важными цифрами выступил председатель Национального банка Данияр Акишев. По его словам, инфляция за январь – август составила 2,9%, годовая инфляция в августе замедлилась до 6%. По оценкам Нацбанка, в текущем году инфляция сохранится в целевом коридоре 5–7%. Однако в последние несколько месяцев возросли риски, что в дальнейшем она будет снижаться медленнее, чем Нацбанк оценивал ранее.
– Инфляция в 2019 году будет формироваться около верхней границы целевого коридора 4–7%, то есть около 6%. Это связано как с влиянием внешних факторов, так и с расширением внутреннего совокупного спроса. В связи с этим необходимо уже сейчас принять дополнительные меры для сохранения инфляции в целевом коридоре, – заявил Данияр Акишев.
С начала года базовая ставка была снижена с 10,25% до 9%. Однако Нацбанк не исключает ужесточения денежно-кредитных условий до конца года в случае, если оценки по рискам инфляции подтвердятся.
Также отмечено, что на валютном рынке курс тенге с начала года по 10 сентября ослабел на 13,8% и составляет 378,11 тенге за доллар. Помимо падения российского рубля с начала года на 22% на курс тенге оказывают влияние факторы значительного ослабления валют развивающихся стран.
Данияр Акишев пояснил, что НБ сглаживает падение курса, когда спрос на валюту значительно превышает предложение, но в целом не препятствует фундаментальным трендам. В текущем моменте это приводит к волатильности курса, но на долгосрочном горизонте обеспечивает макроэкономическую стабильность и устойчивость платежного баланса. Текущая ситуация не представляет угрозы для финансовой стабильности и ситуации в банках, подчеркнул глава Нацбанка.
Золотовалютные резервы НБ на конец августа, по предварительным данным, составили 30,8 млрд, активы Нацфонда – 56,5 млрд долларов. Депозиты выросли на 3,6% и на конец июля превысили 18 трлн тенге.
– Рынок кредитования продолжает восстанавливаться. Кредиты банков на конец июля составили 13 триллионов тенге. Несмотря на то что статистика демонстрирует неизменность кредитного портфеля банков, происходят качественные изменения, – отметил Данияр Акишев.
Комментируя этот вопрос, Премьер-министр обратился к главе Нацбанка:
– Вы говорите о нормальной ситуации. Но посмотрите по отраслям: сельское хозяйство, строительство, торговля, связь – в минусе. Кредиты не даются, все это оказывает негативное влияние на рост экономики. Долгосрочное кредитование отстает, и ставки по нему очень высокие, прошу обратить на это внимание.
Подводя итоги обсуждения вопроса, Премьер-министр поручил акимам проанализировать текущую ситуацию, рассмотреть ответственность руководящих лиц, не обеспечивших достижения целевых показателей экономического роста.
– Глава государства ставит задачу по обеспечению роста ВВП не ниже 4%. Однако, как показывает статистика, за 8 месяцев рост составил 3,8%.
Чтобы до конца года достигнуть намеченной цели, необходимо обеспечить рост экономики, в среднем ежемесячно превышающий 4-процентный уровень.
Работы впереди много, подчеркнул Бакытжан Сагинтаев, отметив, что, как доложил первый заместитель Премьер-министра Аскар Мамин, она остановилась в августе из-за отпусков или каких-то других причин.
– Если говорить простым языком – расслабились, – вынужденно констатировал Премьер.
Следует отметить, что, согласно данным МНЭ, снижение экономического роста также обусловлено давлением внешних факторов и турбулентностью.
– Если принимать во внимание внешние и внутренние факторы – все равно это не снимает задачу. У нас есть все возможности реализовывать поручения Президента и закончить год благополучно. Поэтому поручаю акимам провести у себя разбор полетов, рассмотреть персональную ответственность руководящих лиц, допустивших отставание. Информацию о принятых мерах и дисциплинарных взысканиях внести в Канцелярию Премьер-министра в недельный срок, – подытожил Премьер-министр.
К концу сентября также должно состояться совещание с участием руководства регионов, банков, бизнеса, квазигоссектора по предварительному подведению итогов работы, связанной с исполнением поручений Президента. Необходим детальный анализ на предмет качества исполнения, выявления «узких» мест и механизмов их решения.
Учимся «цифре»
По вопросу повышения цифровой грамотности населения выступили несколько министров. Так, глава МОН Ерлан Сагадиев сообщил о ежегодных курсах повышения квалификации педагогов по применению информационно-коммуникационных технологий в обучении. В целях создания единого информационного пространства, обмена опытом и распространения успешных педагогических практик создаются сетевые сообщества, педагоги взаимодействуют в социальных сетях и чатах. Наравне с педагогами обучаются и родители. На общереспубликанском родительском собрании обучены свыше 1,6 млн пап и мам.
Министр здравоохранения Елжан Биртанов сообщил, что за 8 месяцев работы с информационными системами обучились почти 45 тыс. врачей и 118 тыс. работников среднего медперсонала, компьютерной грамотности – 46,2 тыс. врачей и 125,7 тыс. медсестер. До конца года планируется обучить все 100% медработников. Кроме того, в медучреждениях создан 471 пост цифровой грамотности, где специалисты наглядно демонстрируют пациентам, как устанавливать мобильные приложения и пользоваться электронными услугами здравоохранения.
Министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова проинформировала, что план обучения на 2018 год охватывает 804 тыс. граждан. На сегодня обучены 623 665 человек, в том числе основам цифровой грамотности и использованию информационной системы МТСЗН – 8 143 специалиста социально-трудовой сферы.
– Одним из важных каналов повышения цифровой грамотности является привлечение граждан и работодателей к электронной бирже труда. Через центры занятости и электронную биржу прошли обучение 535 695 человек. Из них 255 333 соискателя, перешедших на электронный формат поиска работы, 64 771 работодатель и 215 591 человек, прошедших обучение через центры занятости, – пояснила Мадина Абылкасымова.
По словам первого заместителя министра сельского хозяйства Армана Евниева, обучение фермеров проводилось по четырем направлениям: работа с электронными госуслугами, заполнение электронных карт полей, работа с цифровыми технологиями и обучение кооперативов применению информационной системы идентификации сельскохозяйственных животных.
В свою очередь заместитель министра информации и коммуникаций Нургуль Мауберлинова доложила, что в текущем году обучающие курсы проведены местными исполнительными органами в каждом регионе страны. Кроме того, обучение цифровым навыкам проведено через инструменты Казпочты и «Правительства для граждан».
По итогам рассмотрения вопроса Премьер-министр поручил Министерству информации и коммуникаций совместно с заинтересованными государственными органами, акиматами регионов продолжить работу по дальнейшему обучению населения цифровой грамотности и пересмотреть плановые индикаторы с учетом задач госпрограммы «Цифровой Казахстан». Также поручено актуализировать программы обучения с учетом потребности в отраслях.
Новые правила ЖКХ
Также на заседании Правительства был одобрен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунального хозяйства». Как подчеркнул министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, документ разработан в целях реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства. Законопроектом вносятся изменения в 3 кодекса и 12 законов. Так, предусмотрена регламентация механизмов сбора средств на текущий и капитальный ремонт. Предполагается создание единой информационной системы ЖКХ для обеспечения контроля со стороны собственников за органом управления и улучшением взаимодействия между жильцами, управляющими компаниями, сервисными организациями и акиматами.
Жильцы смогут видеть отчетность по расходам и доходам, путем электронного голосования принимать решения по управлению и содержанию дома, а также подавать электронные заявки по обслуживанию и отслеживать их исполнение. Благодаря законопроекту планируется сделать большой рывок в сторону автоматизации и инвентаризации учета очередности на жилище из государственного жилого фонда. Система позволит автоматически распределять жилье среди очередников. Уже разработан и введен в эксплуатацию сервисный программный продукт «Единая республиканская база очередников», с помощью которой в числе почти полумиллиона очередников выявлены 372 тыс. нарушений, таких как наличие жилья у членов семьи, дублирование ИИН, превышение дохода.
Предлагается из 19 категорий очередников местных исполнительных органов оставить только 8 из социально уязвимых слоев населения. Предусмотрено установление минимального размера эксплуатационных расходов, который утверждается акиматами, а также прописаны основные права и обязанности собственников квартир и нежилых помещений.
Еще одно новшество – создание новой формы некоммерческой организации «объединение собственников имущества» с регламентацией прав, обязанностей и ответственности собственников в многоквартирном жилом доме, исполнительного органа, субъектов сервисной деятельности, управляющих компаний и госорганов.
На местные исполнительные органы лягут обязанности по ремонту фасадов, крыш, повышению устойчивости функционирования жилья в зонах подтоплений, ремонту и замене лифтов, осуществлению контроля в сфере газоснабжения, сносу аварийных домов.
Предлагается упразднить жилищные кооперативы как форму объединения граждан, оставить только жилищно-строительные кооперативы для строительства одного многоквартирного жилого дома.
– Законопроектом учтены все рекомендации по итогам заседаний «круглых столов» в Мажилисе, депутатских групп, реализации поручений Администрации Президента и Правительства, позволяющие обеспечить прозрачность во взаимоотношениях между собственниками имущества, обслуживающими организациями и управляющими компаниями, а также регламентировать механизмы сборов средств на текущий и капитальный ремонты жилых домов, – сообщил Женис Касымбек.