Невыездные

924
Любовь Доброта, Шымкент

Вот и на исходе прошлой недели около полусотни водителей и кондукторов, обслуживающих пять городских маршрутов, с утра оккупировали автопарк вместо того, чтобы спешить за пассажирами. Работники потребовали от руководства погасить задолженность по зарплате, а заодно объяс­нить, почему по итогам месяца вместо ранее обещанной суммы им начислили в разы меньшую?

Водитель автобуса Бауыржан Абдрахманов утверждает, что ему за 19 дней начислили 59 600 тенге. Получается, по 3 тыс. тенге в день за работу с утра и до вечера. И он не одинок в своих претензиях по оплате.

– Я наработал 179 часов за 16 смен, – водитель Сакен Айтуаров тоже оперирует цифрами. – За это получил 59 тысяч 666 тенге. Пять тысяч 666 тенге составили отчисления в пенсионный фонд, еще социальный налог удержали. Осталось 53 тысячи тенге. Как на эти деньги жить? И как такие суммы соотносятся со 180 тысячами тенге, которые нам обещали платить, когда весной автопарк только открывался? Тогда многие, поверив в такие обещания, ушли в Shymkent Bus с других маршрутов, надеясь на лучшие условия работы.

– А тут, оказывается, вообще не платят, – подключается к обсуждению наболевшей темы еще один водитель. – Долги за два месяца по зарплате накопились. А нас все обещаниями кормят. На открытии автопарка говорили, что все расходы по содержанию автобусов компания возьмет на себя, а на деле оказалось все совсем не так. Основные расходы, включая техосмотр, мы вынуждены оплачивать сами.

– Зарплату не выдают, – горячится водитель Жангула Байсеи­тов. – Изначально пообещали 180 тысяч, потом до 130 тысяч тенге снизили. Сейчас уже 60 тысяч. За каждый промах штрафуют, ставят нереальные планы по сбору дневной выручки!

Сообща руководству автопарка Shymkent Bus, АО «СПК «Shymkent» и управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкентского городского акимата удалось уговорить людей выйти на маршруты, пообещав до конца месяца погасить долги по заработной плате. Речь идет о сумме 51 млн тенге.

Задолжал автопарк и за автобусы, приобретенные в лизинг. Сумма долга накопилась приличная. Вносить ежемесячные платежи ТОО «Shymkent Bus» не с чего.

– Shymkent Bus находится в кризисном состоянии, – комментирует ситуацию председатель правления АО «СПК «Shymkent» Абильсеит Рабаев. – Сейчас вникаем в ситуацию, продумываем меры по устранению возникшего непростого положения. Предусмотрели выделение дополнительно 200 миллионов тенге, которые в рамках социальной ответст­венности бизнеса предоставила компания ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс».

Руководство компании Shymkent Bus между тем сетует, что марш­руты, которые обслуживает автопарк, нерентабельны, зат­раты на обслуживание больше, чем ежедневный доход.

На специально созванном брифинге журналистам рассказали, что от пассажиров поступали жалобы на некачественное обслуживание, грязные салоны, нарушение Правил дорожного движения. Все это вкупе и заставило пересмотреть систему оплаты и ввести бонусную систему.

– Систему бонусов ввели с октяб­ря, чтобы призвать к дисциплине, искоренить нарушения ПДД, – директор ТОО «Shymkent Bus» Еликбай Токбергенов пытается объяснить причины конфликта, заставившего людей бастовать. – Возможно, водителям неправильно объяснили ее суть, и это стало одной из причин недовольства. Сами знаете, любое нововведение у нас воспринимается в штыки. 130 тысяч зарплата по договору остается. Бонусная система предполагает удержания в случае жалоб пассажиров, совершения ДТП. Курить за рулем, разговаривать по телефону также недопустимо, и отныне все это будут строго пресекать, наказывая нарушителей «рублем».

Сейчас инспекция по труду проводит проверку в автопарке, и если ее представители установят, что со стороны работодателя допущены отступления от норм трудового законодательства, все трудовые договоры будут приведены в соответствие. Никто не собирается работать вне правового поля.

Сферу пассажирских перевозок Шымкента то и дело лихорадит. Ситуация с несвоевременной вып­латой зарплаты в новом автопарке и массовый отказ водителей выходить на маршруты ни для кого неожиданностью не стали.

Руководители многих частных компаний-перевозчиков предрекали ее еще минувшим летом, когда ТОО «Shymkent Bus» без проведения конкурса открыло новые маршруты, которые, по сути, дублировали существующие. Уже тогда водители с многолетним стажем почуяли неладное, заподозрив, что их подобным способом хотят «выдавить» с рынка.

Председатель ассоциации авто­перевозчиков «Южавтотранс» Дархан Каюпов даже потребовал вмешаться в ситуацию областную палату предпринимателей. Тогда владельцы частных автобусов предупреждали своих новоявленных конкурентов, что «война на дорогах» ни к чему хорошему не приведет. И ведь как в воду глядели: экономическое положение резко ухудшилось не только у тех, кто по несколько лет работал на накатанном маршруте. Не смогли выйти на необходимый уровень рентабельности и водители новых маршрутов. А погоня за пассажиром обострилась еще больше.

Впрочем, руководство ТОО «Shymkent Bus» по-прежнему утверждает, что наложение марш­рутов по ходу движения составляет не более 50% и не выходит за рамки допустимого. Эту позицию разделяет и АО «СПК «Shymkent», считая причиной всех бед убыточность самих пассажирских перевозок.

– Пассажирские перевозки всегда были убыточны, – говорит Абильсеит Рабаев. – Поэтому компании-перевозчики постоянно твердят о выплате субсидий. Мы рассчитываем, что таковые станут выплачивать в Шымкенте в следующем году. Сейчас компания уже участвует в конкурсе. Надеемся, с нового года ситуация исправится, и парк нач­нет показывать положительную динамику в своей работе.

ТОО «Shymkent Bus» намерено уже в ближайшее время задейст­вовать на линиях все 300 автобусов, которые были закуплены весной. Сейчас работает на городских маршрутах 231 автобус. Еще 69 ждут результатов тендера на право обслуживания маршрутов.

– Изначально никто не преследовал цель «выдавить» частных перевозчиков с рынка и занять монопольное положение, – считает заместитель начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкентского городского акимата Ержан Зиябеков. – Однако парк городских автобусов нуждается в обновлении, чтобы создать комфортные условия для пассажиров. Этим, собственно, и занялось АО «СПК «Shymkent», через БРК-лизинг приобретшее новые автобусы. Их передали ТОО «Shymkent Bus», учредителями которого являются частные лица и АО «СПК «Shymkent».

Популярное

Все
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Создание самостоятельных кассационных судов: на чем сосредоточится Верховный суд?
Чтобы город стал красивее и ярче
В Казахстане зафиксирован рекордный рост ВВП – 6,2%
Нелегальный алкоголь на сотни миллионов
Износ оказался отнюдь не критичным
ШОС: подчеркнута приверженность развитию диалога
Алмагуль Батталиева: Благодарю за поддержку!
Не обивая пороги инстанций
На финишной прямой
Чтобы кошка вернулась домой
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательства и деятельности экспортно-кредитного агентства
Без воды, дорог и с проводами на земле
Один хозяин – порядка больше
В очередь к водовозу
Когда в ответе за две жизни
Одна команда – одна победа
Распоряжения Главы государства об освобождении от должности
Оживает войлок в руках мастериц
Честь превыше всего
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Сильная жара накроет Казахстан
Развитие цифровых сервисов обсудил Бектенов с гендиректором «Яндекс Global»
На съезде профсоюзов в Астане утвердили Резолюцию в поддержку реформ Токаева
Более 40 человек эвакуировали при пожаре в Шымкенте
25-летнюю теннисистку из Индии застрелил ее отец
Испанский бизнес проявляет интерес к туризму и геологоразведке в Казахстане
Президент Международного аэропорта Алматы Гокер Косе провёл встречу с главой ICAO Сальваторе Шаккитано
Подростки сожгли детскую площадку в Жезказгане
Депутаты ознакомились с работой завода по производству топлива для АЭС
Касым-Жомарт Токаев принял участие в запуске суперкомпьютера
Токаев поздравил Президента Монголии с праздником Наадам
Вместо хаджа: аксакал из Павлодара отдал свои накопления особенным детям
Угледобывающая компания «Богатырь Комир» занизила КПН на 777 млн тенге
Протокол о сотрудничестве в туризме между странами ШОС подписали в Китае
Сегодня в Казахстане отмечается День работников водного хозяйства
После каждого казахстанца образуется около 15 кг пластика ежегодно
Землю на 100 млн тенге вернули в госсобственность в области Жетісу
Объявлен бой наркокурьерам
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Закон Республики Казахстан
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Из Рабочего поселка – в Париж
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан

Читайте также

Чеснок на экспорт
Изменить мир к лучшему
Укреплять интеллектуальный потенциал страны
Чистый четверг: с любовью к родной земле

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]