Обязаны ли посетители кафе доплачивать за обслуживание?

5499
Елена Ульянкина
собственный корреспондент по Карагандинской области

Посетители кафе, баров или ресторанов знают, что, как правило, в их счет включают доплату за обслуживание. Обычно она не превышает 10%. Вроде бы немного, но возникает резонный вопрос: «За что?» Ведь цены на блюда и напитки в увеселительных заведениях и без того «накручены». Почему же клиент должен платить за то, чего не было на его столе? Можно ли отказаться от надбавки?

рисунок Николая Веревочкина

Чтобы найти ответ на этот вопрос, жительница Караганды Елена Бантикова решилась на рискованный эксперимент. Во время своего обеденного перерыва девушка отправилась в кафе, где заказала салат стоимостью 2 900 тенге и травяной чай за 1 100 тенге. Официант предупредил ее, что заведение берет сервисную надбавку в 10% от суммы в чеке. Эта же информация была указана в меню.

Посетительница от заказа не отказалась и осталась в кафе. Она опустошила тарелку, выпила чай, а потом, когда ей при­несли чек с суммой в 4 400 тенге, отказалась платить. Елена завила, что 400 тенге в нем лишние.

Почему она так решила? Потому что видела в социальных сетях видеоролик с выступлением юриста-блогера, который уверял: заведения общепита не имеют права делать надбавку за обслуживание, поскольку плата за работу поваров, официантов и прочего персонала уже включена в стоимость блюд.

Разразился скандал. Но ­Елена Бантикова ушла из кафе, так и не расплатившись. Конечно, ­девушка понимала, что ее ­поступок приведет к негативным последствиям. Так и случилось. В июне владелица кафе подала иск на недобросовестную посетительницу, потребовав взыс­кать с нее 4 000 тенге за заказ и 400 тенге – за обслуживание.

Надо сказать, карагандинский судья Бахытбек Шайзадаев подошел к этому делу основательно и решил до конца разобраться, законна ли надбавка за обслуживание посетителей. Для этого на заседание в качестве специа­листа пригласили преподавателя-технолога из Карагандинского колледжа питания и сервиса Куралай Байгуттинову.

Она объяснила, что цена блюда складывается из фактической стоимости всех ингредиентов и трудозатрат работников кухни. Затраты по залу, в том числе работа официантов, в нее не входят.

Свое мнение высказал и представитель департамента торговли и защиты прав потребителей. К нему корреспондент «Казправды» обратился уже после судебного процесса.

– Если человек пришел в заведение общественного питания, и его предупредили о том, что здесь взимается плата за обслуживание, то никакого нарушения нет, – объясняет руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по Карагандинской области ­Жанат Асантаев. – То есть должно быть уведомление. Это может быть вывеска при входе, пункт в меню или устное сообщение от официанта или администратора. Если посетитель, получив информацию, остался в заведении, значит, он согласился платить за обслуживание. На юридическом языке это называется публичный договор. Если же человек не согласен, он вправе уйти и пообедать в другом месте.

Жанат Асантаев добавляет, что законодательство не ограничивает размер сервисной надбавки. Администрация кафе или ресторана устанавливает его самостоятельно.

Но вернемся к тяжбе. Районный суд Караганды рассмотрел дело и вынес свое решение. Он взыскал с Елены Бантиковой 4 400 тенге, признав, таким образом, законность доплаты за обслуживание.

Получается, если в кафе тебя предупредили о сервисной надбавке, то рассчитываться по увеличенному счету придется. Правда, здесь есть одно «но». Раз доплата за обслуживание, значит, клиент должен быть удовлетворен этим самым обслуживанием. А что, если официант нагрубил посетителю или пролил на него горячий том-ям? Тогда за сервис можно не платить? Можно. Но высока вероятность получить иск от кафе. Тогда уже в суде придется доказывать, что сервис в заведении хромает…

Популярное

Все
Январская клубника созрела в Туркестанской области
Камня на камне не оставили
Нужно жить сегодня!
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Цены на лекарства снизятся
Жить в селе становится комфортнее
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Почему не реконструируют заставы?
Армия должна быть безопасной
Встреча с руководителями фракций
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
«Дерево растет только на одном месте»
Таинственная музыка природы
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Торговые сети завышали цены на картофель – Минторговли
Надо ли экономить на спортклубах?
Нужно жить сегодня!
МЧС рекомендует воздержаться от похода в горы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]