Обязаны ли посетители кафе доплачивать за обслуживание?

6384
Елена Ульянкина
собственный корреспондент по Карагандинской области

Посетители кафе, баров или ресторанов знают, что, как правило, в их счет включают доплату за обслуживание. Обычно она не превышает 10%. Вроде бы немного, но возникает резонный вопрос: «За что?» Ведь цены на блюда и напитки в увеселительных заведениях и без того «накручены». Почему же клиент должен платить за то, чего не было на его столе? Можно ли отказаться от надбавки?

рисунок Николая Веревочкина

Чтобы найти ответ на этот вопрос, жительница Караганды Елена Бантикова решилась на рискованный эксперимент. Во время своего обеденного перерыва девушка отправилась в кафе, где заказала салат стоимостью 2 900 тенге и травяной чай за 1 100 тенге. Официант предупредил ее, что заведение берет сервисную надбавку в 10% от суммы в чеке. Эта же информация была указана в меню.

Посетительница от заказа не отказалась и осталась в кафе. Она опустошила тарелку, выпила чай, а потом, когда ей при­несли чек с суммой в 4 400 тенге, отказалась платить. Елена завила, что 400 тенге в нем лишние.

Почему она так решила? Потому что видела в социальных сетях видеоролик с выступлением юриста-блогера, который уверял: заведения общепита не имеют права делать надбавку за обслуживание, поскольку плата за работу поваров, официантов и прочего персонала уже включена в стоимость блюд.

Разразился скандал. Но ­Елена Бантикова ушла из кафе, так и не расплатившись. Конечно, ­девушка понимала, что ее ­поступок приведет к негативным последствиям. Так и случилось. В июне владелица кафе подала иск на недобросовестную посетительницу, потребовав взыс­кать с нее 4 000 тенге за заказ и 400 тенге – за обслуживание.

Надо сказать, карагандинский судья Бахытбек Шайзадаев подошел к этому делу основательно и решил до конца разобраться, законна ли надбавка за обслуживание посетителей. Для этого на заседание в качестве специа­листа пригласили преподавателя-технолога из Карагандинского колледжа питания и сервиса Куралай Байгуттинову.

Она объяснила, что цена блюда складывается из фактической стоимости всех ингредиентов и трудозатрат работников кухни. Затраты по залу, в том числе работа официантов, в нее не входят.

Свое мнение высказал и представитель департамента торговли и защиты прав потребителей. К нему корреспондент «Казправды» обратился уже после судебного процесса.

– Если человек пришел в заведение общественного питания, и его предупредили о том, что здесь взимается плата за обслуживание, то никакого нарушения нет, – объясняет руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по Карагандинской области ­Жанат Асантаев. – То есть должно быть уведомление. Это может быть вывеска при входе, пункт в меню или устное сообщение от официанта или администратора. Если посетитель, получив информацию, остался в заведении, значит, он согласился платить за обслуживание. На юридическом языке это называется публичный договор. Если же человек не согласен, он вправе уйти и пообедать в другом месте.

Жанат Асантаев добавляет, что законодательство не ограничивает размер сервисной надбавки. Администрация кафе или ресторана устанавливает его самостоятельно.

Но вернемся к тяжбе. Районный суд Караганды рассмотрел дело и вынес свое решение. Он взыскал с Елены Бантиковой 4 400 тенге, признав, таким образом, законность доплаты за обслуживание.

Получается, если в кафе тебя предупредили о сервисной надбавке, то рассчитываться по увеличенному счету придется. Правда, здесь есть одно «но». Раз доплата за обслуживание, значит, клиент должен быть удовлетворен этим самым обслуживанием. А что, если официант нагрубил посетителю или пролил на него горячий том-ям? Тогда за сервис можно не платить? Можно. Но высока вероятность получить иск от кафе. Тогда уже в суде придется доказывать, что сервис в заведении хромает…

Популярное

Все
Чистота начинается с ответственности
Хорошие новости для земляков
Чтобы асфальт «не растаял» со снегом
Новые рекорды мира и Азии
Голос и летопись народа
В бывшей резиденции акима теперь летний лагерь для особенных детей
Государственность Казахстана в потоке истории
Стратегические инвестиции в будущее
Классический финал
В документах оживает эпоха
Триумфаторами стали илийцы
Находки древнего Сарайшыка
Выпускникам помогают с выбором специальности
Качество продукции – особая гордость
На картофельных плантациях кипит работа
Медпомощь станет ближе
Без ущерба для окружающей среды
На единой цифровой платформе
Выстраивая «дорожные карты» инвестпроектов
Экологизм и технологическое совершенство
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Назначен директор новой Службы КНБ
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Казахстанские школьники отправились на Международную олимпиаду по химии IChO-2025
Число жертв наводнения в Техасе достигло 50 человек
В Астане временно ограничат движения у «Астана Арены» во время праздничного концерта
День столицы
Махмуд Сабырхан без боя выиграл домашний этап КМ по боксу
Искусственный интеллект и робот-полицейский: безопасность большого города находится под контролем
Кубок мира: боксеры каких стран вышли в финал?
Освобождены от должностей послы РК в Бельгии, Кувейте и Таиланде
Президент страны пришел на финальные бои Кубка мира по боксу
Алматы сохранит статус студенческого города
Арман Исетов назначен замминистра иностранных дел РК
Мошенников осудили, деньги вернули
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Назым Кызайбай принесла Казахстану первое "золото" этапа КМ по боксу
Домбра - в награду за лучший рисунок
В честь Дня столицы состоится турнир по байге
Новый завод в Актобе: как упаковка поможет экономике и экологии региона
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Под сенью Вечно Синего Неба
Из Рабочего поселка – в Париж
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане

Читайте также

Fatality: как уберечь ребенка от последнего шага
Когда игра перестает быть игрой: как в Казахстане лечат луд…
Глава МЧС вручил ключи от новой техники спасателям СКО
Из Петропавловска в Париж: как «Ассамблея жастары» покорила…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]