
Вода, вода…
Услуги водоснабжения и водоотведения в Казахстане отнесены к сферам естественных монополий. В связи с этим тарифы на эти услуги СЕМ подлежат утверждению уполномоченным органом в соответствии с Законом РК «О естественных монополиях».
Как рассказала заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК Зарина Ботбаева, при утверждении тарифов применяется особый порядок формирования расходов, согласно которому в стоимость включаются только экономически обоснованные затраты, непосредственно задействованные при оказании услуг.
При этом обязательным условием утверждения предельных тарифов является наличие инвестиционной программы, направленной на расширение, обновление, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, поддержку существующих и создание новых активов.
В свою очередь, инвестиционные программы СЕМ утверждаются уполномоченным органом совместно с соответствующими отраслевыми государственными и местными исполнительными органами.
В целях обеспечения гласности и прозрачности процесса формирования тарифов при рассмотрении заявки на их повышение в обязательном порядке проводятся публичные слушания с приглашением депутатов Парламента, маслихатов, представителей органов местного само- и госуправления, потребителей и их общественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации и СЕМ.
Участвовать в публичных слушаниях может каждый. Причем любой участник имеет право затребовать проекты тарифных смет, тарифов на регулируемые услуги или их предельных уровней, информацию о причинах повышения тарифов с экономически обоснованными расчетами.
На слушаниях СЕМ должен дать подробное разъяснение и обоснование предлагаемому уровню тарифа, а потребители вправе напрямую задать все интересующие вопросы монополисту.
– Однако зачастую публичные мероприятия не приносят ожидаемого эффекта, потому что потребители не проявляют к ним должного интереса, – сетует Зарина Ботбаева.
Еще одна предусмотренная законодательством мера ответственности – ежегодные отчеты субъектов естественных монополий. СЕМ обязаны раз в полугодие уведомлять потребителей о ходе исполнения инвестиционных программ, тарифных смет через свой интернет-ресурс либо интернет-ресурс уполномоченного органа.
Вместе с тем СЕМ до 1 мая представляют в комитет отчеты об исполнении утвержденной тарифной сметы и инвестиционной программы за предыдущий календарный год в разрезе каждого вида регулируемых услуг. В случаях отклонения исполнения статей затрат тарифной сметы более чем на 5% от утвержденных размеров, нецелевого использования средств амортизационных отчислений, предусмотренных тарифной сметой, незаконного завышения тарифа либо неисполнения инвестиционной программы уполномоченный орган возмещает потребителям убытки путем утверждения для СЕМ временного компенсирующего тарифа.
– В целом методологическая и нормативно-правовая база тарифного регулирования направлена на недопущение необоснованного роста тарифов, а также на вовлечение потребителей в процесс тарифообразования, – говорит представитель КРЕМЗКиПП.
Инвестиции в модернизацию
Как известно, основные средства теплоэнергетических предприятий республики на сегодня характеризуются высоким уровнем износа. Для обеспечения бесперебойного теплоснабжения, во избежание аварий на станциях и тепловых сетях, а также для повышения качества предоставляемых услуг необходимо привлечение инвестиций в модернизацию активов.
Для этого на основании передового международного опыта в 2014-м в Закон РК «О естественных монополиях» были внесены изменения, предусматривающие перевод субъектов естественных монополий на работу по предельным уровням тарифов со сроком действия 5 и более лет. Такая работа успешно ведется с 2015 года.
При этом в рамках долгосрочных тарифов также предусмотрено утверждение инвестиционных программ, направленных на капремонт основных средств, замену устаревшего и изношенного оборудования и переход на использование новых технологий.
Данная тарифная политика, утверждают в КРЕМЗКиПП, позволила инвесторам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе теплоснабжения, определить горизонт инвестирования, обеспечить стабильность, предсказуемость тарифов на долгосрочный период, снизить степень износа, потерь и повысить качество предоставляемых услуг.
Например, по итогам исполнения утвержденных инвестиционных программ за 2016–2017 годы в Актюбинской области (АО «Трансэнерго») из 25,3 км сетей отремонтировано 20,7 км, заменены и приобретены 132 единицы оборудования из запланированных 140. Это снизило износ на 1,8%, нормативные потери на сетях – на 0,1%, нормативные потери на котельных – на 0,3% и привело к исключению аварийных отключений.
В Западно-Казахстанской области (АО «Жайыктеплоэнерго») из 11,07 км сетей отремонтировано 2,27 км, построено 0,28 км новых сетей, заменено 8 и приобретено 16 единиц оборудования. Проведены иные мероприятия на 168,9 млн тенге из предусмотренных инвестпрограммой 386,2 млн.
Таким образом, перевод субъектов естественных монополий на работу по долгосрочным предельным уровням тарифов со сроком действия 5 и более лет в целях привлечения инвестиций для широкомасштабной модернизации активов приносит свои положительные результаты.
А у нас на юге газ!
Одним из крупных субъектов, оказывающих услуги по розничной продаже товарного газа на территории Казахстана, в том числе и для южных регионов, является АО «КазТрансГаз Аймак». В соответствии с действующими нормами Предпринимательского кодекса общество вправе обратиться в Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей с уведомлением о предстоящем повышении цен розничной реализации товарного газа.
По итогам рассмотрения представленных монополистом документов комитетом с 1 июля 2018 года были снижены розничные цены голубого топлива для потребителей Алматы на 0,64% и Алматинской области – на 1,07%, для юридических лиц Шымкента и Туркестанской области – на 0,87%, Жамбылской области – на 0,73%.
Кроме того, как сообщила главный эксперт управления регулирования в сфере транспортировки газа КРЕМЗКиПП Аида Кокетаева, по итогам анализа отчета об исполнении инвестиционной программы Алматинскому филиалу «КазТрансГаз Аймак» на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям был утвержден временный компенсирующий тариф. В связи с чем с 1 августа текущего года цена для потребителей Алматы дополнительно снизилась на 1,31%, Алматинской области – на 1,26%.
Очередное снижение в этом регионе произошло после 1 сентября в связи с увеличением объемов транспортировки газа. Таким образом, цена на газ для алматинцев снизилась с 34,7 до 33,4 тенге за кубометр, для жителей области – с 36,4 до 34,9 тенге (с учетом НДС).
Не соответствуешь – снижай тариф
Говоря о тарифах на электроэнергию, стоит напомнить, что в соответствии с 51-м шагом Плана нации (укрупнение региональных электросетевых компаний) были внесены изменения и дополнения в Закон «Об электроэнергетике». Они касаются того, что в случае несоответствия энергопередающих организаций квалификационным требованиям Комитет атомного и энергетического надзора Минэнерго направляет госоргану, осуществляющему руководство в сфере естественных монополий, соответствующую информацию.
А требования такие: наличие не позднее 1 января 2018 года диспетчерского технологического управления; не позднее 1 января 2020 года – служб, укомплектованных обученным и аттестованным персоналом, а также договоров с системным оператором на оказание системных услуг; не позднее 1 января 2022 года – автоматизированных систем коммерческого учета и телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора и региональной электросетевой компании. В случае несоответствия этим требованиям КРЕМЗКиПП вправе снизить тариф энергопередающей организации (ЭПО) путем исключения из действующего тарифа инвестиционных затрат.
По состоянию на 17 сентября в антимонопольное ведомство поступила информация о несоответствии квалификационным требованиям 77 ЭПО.
Тарифные сметы 60 из них уже пересмотрены, исключены амортизационные отчисления, прибыль и соответствующие налоги. Минимальное снижение тарифа составило 0,01 тенге⁄кВт-ч (без НДС), или 0,21% (ТОО «ЭнергоИнвестСтройСервис», Карагандинская область), максимальное – 1,94 тенге⁄кВт-ч, или 42,3% (АО «Международный аэропорт Атырау»).
В свою очередь это привело к снижению тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей: минимальное – 0,01 тенге⁄кВт-ч (ТОО «Шиели Жарыгы», Кызылординская область), максимальное – 1,20 тенге⁄кВт-ч (АО «Акбулак», Актюбинская область).
Из оставшихся 17 энергопередающих организаций у 9 в тарифной смете и без того отсутствуют амортизационные отчисления, прибыль и соответствующие налоги. В четырех случаях ЭПО были исключены из регистра субъектов естественных монополий, по одной организации приказ о снижении тарифа был отменен по решению суда, еще по одному вновь образованному предприятию заключения о несоответствии были учтены при утверждении тарифа. В двух оставшихся случаях пересмотр тарифных смет проводится в настоящий момент.