От стартапов до креативной индустрии

1007
Николай Жоров

В Алматы прошел Международный форум креативных индустрий.

фото Юрия Беккера

В течение трех дней более ста делегатов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Южной Кореи и Российской Федерации обсуждали тенденции и возможности развития креативных индустрий Центральной Азии. Креативная индустрия – это составная часть инноваций, направленных на реа­лизацию творческих идей. Ранее такие процессы представляли в качестве стартапов, предлагаемых к внедрению в различных сферах.

Направления креативной индуст­рии в начале этого тысячелетия получили широкое развитие в Южной Корее, где правительством было создано Агентство креативного контента – KOCCA. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креа­тивными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок. Впоследс­твии эта инициатива получила развитие в других странах. К креа­тивным индустриям относят научно-исследовательскую деятельность, дизайн, телевидение, музыку, моду, архитектуру, разработку программного обеспечения и другие направления. Главная фишка креативных индустрий – сочетание творческого компонента и высоких технологий.

В недавнем Послании «Экономический курс Справедливого Казахстана» Глава государства Касым-Жомарт Токаев уделил большое внимание цифровизации и внедрению инноваций: «Достижения в сфере цифровизации у нас уже имеются – мы в числе мировых лидеров по индексу развития электронного правительства и финтеха… Еще одна точка роста экономики и занятости – это креативная индустрия, которая охватывает медиа, кино, музыку, дизайн, образование, сферу информационных технологий».

Президент также отметил, что в современном мире именно «креативное производство», основанное на творческом потенциале и интеллектуальном капитале граждан, служит источником развития по-настоя­щему инклюзивной экономики. Более того, креативная экономика становится движущей силой развития крупных городов, притягивающих талантливых, творческих людей.

По словам Главы государства, в Казахстане данный сектор до сих пор не развит: «Вклад креа­тивной индустрии в ВВП не дотягивает и до 1%, а его доля в структуре занятости тоже крайне низка. При этом у нас есть целая плеяда соотечест­венников, благодаря своему таланту получивших признание даже на мировой арене. Мы должны создать все условия для масштабного развития креативной экономики в нашей стране. В том числе правовыми инструментами защитить интеллектуальную собственность».

В настоящее время центры креативной индустрии сосредоточены в Астане, Алматы и Шымкенте. Одна из главных целей состоявшегося форума – привлечение регионов Казахстана к развитию креативных индустрий по успешным кейсам города Алма­ты. Так масштабируется положительный опыт мегаполиса. Это необходимо для предоставления возможностей по притяжению и раскрытию талантов в каждом крупном городе, а участие депутатов в форуме должно помочь в подготовке соответствующего закона, охватывающего сферу креативной индустрии.

Основными темами для обсуждения стали креативные подходы в создании творческих произведений в области кино, музыки, образования, fashion-индустрии и IT-сектора. В рамках форума прошли панельные сессии «Креативные индустрии как социальный лифт для молодежи», «Комфортная городская среда и развитие креативного ландшафта», «Женское креативное предпринимательство», «Аудиконтент в современном мире» и другие. Спикеры уделили внимание существующим в мире трендам и направлениям, которые можно развивать и в Казахстане.

В начале нулевых, когда в Казахстане пошли разговоры о внедрении цифровизации во все сферы экономики, в обществе присутствовала доля скептицизма по этому поводу. Но спустя десятилетие мы уже не представляем себе жизнь без цифрового обеспечения в электронном правительстве, в логистике и других сферах. Сегодня Казахстан находится на восьмом месте в мире по уровню цифровизации населения и бизнеса. Возможно, именно такой путь предстоит пройти республике и в сфере креативной индустрии.

По данным экспертов форума, потенциал креативной индуст­рии очень большой, емкость мирового рынка в этом сегменте в следующем году будет достигать триллиона долларов. Креа­тивная индустрия к 2030 году будет занимать 10% от всего мирового ВВП. Это будет достигаться за счет применения креативных инструментов. А основа креативной индустрии – человеческий капитал.

– Ежегодно государство выделяет гранты для перспективных студентов. Поэтому очень важно создать в стране условия для реализации их творческого и образовательного потенциала, чтобы не получилось так, что мы готовим кадры для других стран. Казахстан должен стать точкой притяжения и привлечения талантов в нашу республику как минимум из ближайших стран, – считает эксперт Санат Аханов.

В ходе дискуссий эксперты сош­лись во мнении, что для упорядоченного развития креативной индустрии необходимо менять законодательство. За образец можно взять Южную Корею: там транснациональные компании обязали вкладывать средства в креативную индустрию, в малый и средний бизнес.

В ходе работы форума прошли лектории, мастер-классы, ярмарка прикладного искусства, выставка-инсталляция, представляющая инновационные и экспериментальные работы казахстанских и международных цифровых художников.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Всегда на линии огня
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
На острие волны – соломенные тюки
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]