Сельские подворья: без коров и овец
Пандемия COVID-19, оказавшая влияние на трансформации в мировой экономической системе, развеяла иллюзии многих стран, в том числе и Казахстана, относительно устойчивости современных международных торгово-экономических связей. Даже в рамках ЕАЭС ситуация в этой сфере склонна к переменам.
Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы продовольственной безопасности внутреннего рынка, а также недопущения роста цен на продукты первой необходимости, в том числе мясо. Тем не менее на потребительском рынке нашей страны цены на мясную продукцию, как и в прошлом году, продолжают неуклонное восхождение, становясь существенными факторами роста инфляции.
По состоянию на 6 апреля текущего года, как отмечают в МНЭ РК, наиболее высокая динамика роста цен на продукты питания отмечается в Жамбылской (4,2%) и Атырауской областях (3,8%). Наименьший уровень (2,9%) зарегистрирован в Восточно-Казахстанской и Акмолинской.
По данным Национального банка РК, если в 2020 году цены на конину подорожали на 11,9%, говядину – на 10%, свинину – на 8%, то стоимость баранины выросла на 15,4%.
Поясняя причину подобных парадоксов, эксперты отмечают, что ситуация с производством конины и баранины в нашей стране характеризуется не только высокой себестоимостью, но и многими другими проблемами, связанными с сохраняющейся практикой недостаточного внимания местных органов к проблемам рядовых производителей-сельчан.
По мнению руководителя Центра агрокомпетенций НПП РК «Атамекен» Толеутая Рахимбекова, в настоящее время далеко не во всех регионах наблюдается однородная и стабильная картина относительно поголовья овец и лошадей. Если в одних сельских округах ситуация в этом плане остается более-менее стабильной, то в других люди все чаще отчуждаются от исконного занятия, перестают содержать на домашних подворьях скот.
И как ни странно, особенно это типично для зерносеющих регионов, где во многих сельских подворьях нет даже кур и гусей, не говоря уже о коровах и овцах.
– Причин такого положения дел на селе немало. В большинстве сельских округов практически не осталось свободных пастбищных угодий для нормального выпаса скота – все отдано на откуп полеводам. При этом что ни год, то корма дорожают, не оставляя крестьянам шансов на рентабельность производства. В таких условиях в селах остается все меньше молодежи, способной взять инициативу по развитию индивидуального хозяйства в свои руки, – отмечает эксперт.
Очевидно, поэтому главам регионов порой сложно, а то и невозможно убедить общественность страны в позитивности социально-экономической ситуации на местах. Ведь больно сильно напоминают их отчеты оправдания завхоза 2-го дома Старсобеса из «Двенадцати стульев», уверявшего посетителя в том, что подгоревшая каша варится на чистом сливочном масле…
Напомним: на расширенном заседании Правительства в январе текущего года Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что решение задач по обеспечению продовольственной безопасности невозможно без высокопроизводительного сельского хозяйства и конкурентоспособных перерабатывающих производств.
«В течение прошлого года, когда доходы населения сокращались, стоимость продовольствия, напротив, продолжала расти. Принятые госорганами меры по сдерживанию цен, в том числе по льготному кредитованию торговых сетей и установлению фиксированных надбавок, не дали положительных результатов, – констатировал Президент.
Между тем еще 9 лет назад, в июне 2012 года, в Астане состоялась презентация предварительных результатов Обзора аграрной политики Казахстана, организованная экспертами ОЭСР. Подчеркивая колоссальный потенциал аграрного сектора республики, зарубежные экономисты в числе прочих рекомендаций напомнили о том, что немногие страны имеют потенциал развития сельского хозяйства, сравнимый с возможностями и резервами нашей страны.
Все верно. Многообразие климатических условий республики благоприятствует возделыванию широкого перечня культур умеренного теплового пояса и развитию животноводства. И это понимают ответственные структуры. Более того, для развития отраслей АПК государством принимается комплекс мер, направленных на увеличение выпуска сельхозпродукции. Растут объемы финансирования, формируются оптимальные механизмы господдержки. И определенные положительные подвижки уже наблюдаются.
По данным Министерства сельского хозяйства, за последние годы развитие того же овцеводства в Казахстане приобрело более устойчивый характер, чем прежде. В 2020-м на поддержку отрасли из госбюджета было выделено 16 млрд тенге (на 35% больше по сравнению с уровнем предыдущих лет).
В результате в 2020 году поголовье овец в РК увеличилось на 837 тыс. голов. Их число достигло 17,7 млн, в том числе на предприятиях и в фермерских хозяйствах – 8,4 млн, в личных подсобных хозяйствах – 9,2 млн голов. При этом доля племенных овец составила 16,1%, или 2,8 млн голов.
Однако всех этих мер явно недостаточно, если на повестке дня все еще остро стоят вопросы импорта сельхозпродукции, роста цен на продовольствие при неизменности номенклатуры товарных позиций в структуре экспорта отечественной сельхозпродукции.
Для сравнения отметим, что в 80-е годы прошлого века численность овец в Казахстане достигала 41 млн голов. Так что вопреки заверениям нынешних аграрных чиновников о «тучных стадах и отарах» частного сектора, ситуация даже в самой, казалось бы, вековечно исконной отрасли овцеводства, оставляет желать лучшего.
Как считают в ведомстве, основной причиной нереализованного потенциала овцеводства выступает фактор значительной концентрации поголовья овец в личных подсобных хозяйствах, у которых, как правило (о чем говорилось выше), отсутствуют пастбища для выпаса. В свою очередь отсутствие централизованной системы заготовки шерсти приводит к тому, что только десятая ее часть в республике подвергается промышленной обработке. По этой причине предприятия ПОШ сегодня в среднем загружены на 12,7%.
С учетом сложившейся ситуации Картой развития отрасли предусматриваются меры по стимулированию отгонного овцеводства, созданию сервисно-заготовительных центров, модернизации действующих и строительству нового завода по первичной переработке шерсти.
В результате этих мер предполагается, что уровень переработки шерсти в стране возрастет девятикратно, загруженность фабрик ПОШ достигнет 80%, а загруженность мощностей по выделке овечьих шкур увеличится до 50%.
Факторы устойчивого развития
Сегодня наряду с производством зерна и муки, а по этим позициям Казахстан занимает одно из лидирующих мест в мире, животноводство страны при оптимальных инвестициях в отрасль может стать еще одним драйвером роста отечественного АПК.
Говоря о реальных возможностях Казахстана стать в обозримом будущем региональным полюсом производства и поставок на континенте органической, а значит, высококачественной мясной продукции, посол Канады в нашей республике Шон Стайл отметил: «На сегодня мясное скотоводство – это низко висящий фрукт, который, без сомнения, позволит Казахстану легко диверсифицировать национальную экономику. Это также определит в будущем ведущее место страны в глобальном производстве органической продукции, поскольку в современном мире не так уж много государств, обладающих столь внушительными условиями, потенциалом производства и поставок экологически чистого продовольствия на мировые рынки».
Наличие в стране огромных естественных пастбищных угодий создает прекрасную возможность для получения конкурентоспособной и экологически чистой животноводческой продукции. Это подтверждается и оценкой самих представителей отрасли овцеводства. Как отмечают в Национальной ассоциации овцеводов РК, на сегодня в данной организации около 5 тыс. членов, среди которых как владельцы личных подсобных, так и фермерских хозяйств.
В ходе исполнения отраслевой программы предполагается сформировать в сфере овцеводства до 5 тыс. устойчивых товарных хозяйств, из которых около 700 будут специализироваться именно на овцеводстве с акцентом на развитие племенного дела.
По мнению отраслевиков, на сегодня емкость мирового рынка баранины составляет 11,7 млн тонн продукции в год. Для экспорта казахстанской баранины, кроме прочих векторов, оптимальными остаются рынки трех основных направлений: европейского, юго-восточного и персидского.
Казахстан сегодня экспортирует баранину в Россию, Иран, Китай, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Катар и Кувейт в объеме 3 028 тонн на сумму 15 452 тыс. долларов. В 2019-м экспорт составил 2 503,5 тонны (12 318,8 тыс. долларов). При этом производственный потенциал отрасли к 2030 году может увеличиться до 375–400 тыс. тонн баранины, около 80 тыс. тонн шерсти, 12,5 млн единиц овчин, 260 тыс. каракулевых шкурок. При тесной интеграции отечественного овцеводства со сферой глубокой переработки продукции казахстанская отрасль может состояться в качестве крупной экспортоориентированной индустрии АПК.
Для этого, как считают специалисты, нужны прямые субсидии в племенное дело и аграрную науку, массовое товарное овцеводство, в сферу заготовки
сырья, а также в развитие кормовой базы и управление пастбищными угодьями.
Придание импульса развитию этой отрасли позволит создать в сельской местности до 1,5 млн постоянных рабочих мест. При этом эффективное взаимодействие с госпрограммой массовой продуктивной занятости «Еңбек» даст возможность решить ключевые проблемы привлечения и удержания человеческого капитала на селе через обеспечение достойного качества жизни.
В целях развития массовой занятости в сельской местности аграрии предложили поднять на достойный уровень статус работников отечественного животноводства, в том числе отгонного. Важным шагом в этом направлении со стороны государства следует считать учрежденный в текущем году праздник дня животноводов, который теперь будет официально отмечаться в Казахстане в период летнего сезона.
Однако для поднятия статуса чабана на более высокий уровень, удержания молодежи на местах, привлечения свежих кадров в сельскую экономику и отгонное животноводство, как считают представители Ассоциации овцеводов, необходимы и другие меры стимулирования, закрепленные на законодательной основе.
Говоря о сдерживающих факторах развития отрасли, в том числе о низкой налоговой отдаче, аграрии отмечают, что на сегодня высокая доля (более половины) затрат кредитной и налоговой нагрузки в себестоимости сельскохозяйственного производства стимулирует «теневой» оборот мелкотоварных производителей аграрной продукции. Раскрытие информации о своей деятельности осуществляют лишь получатели субсидий, компенсирующие дотациями отсутствие соответствующей рыночной доходности.
При этом переход на контрактное фермерство, при котором доходность внутри цепочки создания стоимости смещается к массовому СХТП в овцеводстве, одновременно делает обороты последних прозрачными.
Удешевление стоимости финансирования за счет оффтейк-контрактов и операционного лизинга повышает рентабельность овцеводства. И поскольку действующие налоговые коэффициенты по упрощенному режиму в 3–6% не будут ложиться тяжелым бременем на личные подсобные и товарные овцеводческие хозяйства, то госбюджет получит стабильных налогоплательщиков, окупающих субсидии для отрасли.
В современных условиях успешное развитие животноводства возможно только в том случае, когда страна обладает, во-первых, официальным статусом территории эпизоотической благополучности, во-вторых – высокой культурой производства и переработки животноводческой продукции, в-третьих – эффективной системой государственной поддержки, в-четвертых – оптимальными рынками сбыта.
Между тем, как и на других направлениях животноводства, в сфере овцеводства также необходимы стимулирующие принципы эффективного управления производством и сбытом. Как отмечают в Национальной палате предпринимателей, для нормального развития мясоперерабатывающей отрасли в контексте импортозамещения необходимо в первую очередь нарастить сырьевую базу путем стимулирования фермеров и сельчан для сдачи сырья на переработку.
В целях развития перерабатывающей индустрии необходимо установить четкие критерии в части глубокой переработки мяса и мясной продукции, субпродуктов, костей, овечьей шерсти, шкур и других сырьевых компонентов. Повышение экономической привлекательности сферы переработки позволит фермерам четко определиться с тем, куда сдавать скот: на откормплощадку или на мясокомбинат, и получать господдержку, отмечают в НПП «Атамекен».