Во дворе частного дома в селе Абай
Тюлькубасского района Туркестанской области в рамках
научно-познавательной экспедиции "По следам Ясави" обнаружен памятник, относящийся к X-XI веку, сообщает
Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу государственного историко-культурного музея-заповедника "Азрет Султан".
"Это - средневековый надгробный камень. Такие плиты устанавливали святым. Надгробный камень, хранящий в себе информацию о жизни какого-то человека, много веков хранился под землей. Когда владельцы дома поняли, что это ценная находка, обратились к специалистам, которые умеют читать древние надписи. Ученые во главе с известным ученым, специалистом по арабскому, персидскому и древнетюркскому языкам Зарипбаем Оразбайулы изучили надпись на надгробном камне и определили арабские буквы образца куфи. Надпись гласит: "Это могила Мухаммеда Нуран Баба", - рассказал археолог-ученый, кандидат исторических наук Марат Туякбаев.
Как известно, надгробные камни устанавливают в местах захоронений, поэтому под руководством ученых-археологов Международного казахско-турецкого университета имени Х. А. Ясави - Напила Базылхана и Нурболата Богенбаева прошли археологические раскопки, в ходе которых был обнаружен ряд археологических артефактов из металла, кости, керамики, стекла.
"Проведенные научные исследования найденных предметов позволили сделать вывод о том, что памятник посвящен святому Мухаммеду Нуран Бабу, который жил в казахской степи примерно в X-XI веках и вел религиозно-просветительскую деятельность", – говорят ученые.
Они дали название этому памятнику по старинному названию данного края - "Әлдибастау әулиесі".
В результате археологических раскопок было определено, что в этом месте располагалось строение протяженностью – 4 м, шириной – 1,65 м, высота стен – около 2 метров. Стены памятника выложены их камней из реки Кокбулак и закреплены глиняным раствором.
В ходе раскопок здесь открылся источник родника, и подъем воды помешал продолжению работ. По предположениям ученых, здесь расположена могила, так как надгробный камень установлен в вертикальном положении.
"Надгробный камень устанавливают на могилу. Этот памятник нужно тщательно исследовать. По-моему, это могила Мухаммеда Нурана Баба находится на глубине 1,5-2 метра под надгробным камнем. Возможно, человек, которому был установлен надгробный камень, был мастером. Потому что в месте, где проводились раскопки, я заметил место огромной печи. Это позволяет сделать предположение о том, что рядом с могилой находилась мастерская, либо ученики в память об учителе продолжили его дело рядом с могилой. По образцу печи и отходам вокруг можно определить, что здесь было и место, где плавили железо. Что нас удивило, так это - то, что печь полностью сооружена из камней, в том числе и речных, с таким образцом печи сталкиваюсь впервые", - поделился Марат Туякбаев.
Действительно, в ходе раскопок ученые обнаружили наковальню и фрагменты плавленого железа. Стальная наковальня Нуран баба очень массивная и прочная. Ученые говорят о том, что такая древняя наковальня в Казахстане обнаружена впервые. На ее поверхности видны следы от ударов молотом, что свидетельствует о том, что ею пользовались много лет. Видны следы от предметов, по которым били на наковальне.
Согласно легендам, у религиозных деятелей были свои увлечения. Арыстан баб, Лашын баб, Карга баб, Ыскак баб, Жусип ата, Садуакас ата и другие личности занимались разведением птиц, кто-то резал скот, другие выращивали виноград, разбивали сады. И народ называл их именами, связанными с их увлечением.
Слово "Баб" с арабского переводится, как "дверь, ворота", то есть, открывающий дверь в религию. Поэтому большим открытием считается то, что обнаружен надгробный камень, на котором впервые высечено имя Баба.
В 100-150 метрах от памятника "Әлдибастау әулиесі" есть холм, который местные жители считают священным. По словам местных аксакалов, до распространения атеистических взглядов в этом месте каждую пятницу собирался народ, чтобы читать намаз, а внизу людей лечили от болезней.
Ученые считают, что на этом холме располагалось религиозное сооружение.
Внешний вид этого холма в селе Абай, напоминающего подземный кылует, напоминает кылует Кумшык ата в Туркестане. Мечеть Кумшык ата, где последователи учения Ясави проводили религиозные обряды, состоит из двух комнат и узкого коридора, у входа имеется дверь. Кылует в форме квадрата, выложен сырыми кирпичами, потолок оформлен в виде купола. Прилежащий к нему дом круглой формы диаметром 2,5 метра и высотой 2 метра, куполообразный. Коридор был извилистым, его основная конструкция была выложена из жженого кирпича и увенчана куполом.
"А над подземным кылуетом была построена глинобитная мечеть. Возможно, данный объект был возведен во времена Мухаммеда Нурана Баба. Точно это будет известно после исследования", - говорит археолог Марат Кымызулы.
Исследование памятника "Әлдибастау әулиесі", обнаруженного в селе Абай, продолжается.
Нужно отметить, согласно преданиям предок Ходжи Ахмета Ясави Ифтихар шайык похоронен в Тюлькубасском районе в Аулиетобе. Во времена завоеваний Ифтихар шайык, взявший в свои руки оружие, командовал мусульманской армией и преследовал врага до нынешнего Аулиетобе. Получив тяжелое ранение, чувствуя скорейший уход, он завещал похоронить его на холме, чтобы стать защитой от врага в северной части. С тех пор это место называют Түркібасы әулие, Аулиетобе. Такова история названия района и связана она с Түркібасы, то есть, предком Ходжи Ахмета Ясави утверждают специалисты.