Перевозчики терпят убытки

909
Светлана Абенова

Новый локдаун в очередной раз связал руки автобусникам, не дал возможности развернуться авиаторам, не оправдал ожиданий железнодорожного транспорта. В целом отрасль вынуждена держаться хоть как-то на плаву за счет грузовых перевозок. Чего не скажешь о секторе пассажироперевозок…

В январе – июне 2020 года общий грузооборот в стране по сравнению с аналогичным перио­дом прошлого года сократился ненамного (-3,4%) и составил 276,586 млрд тонно-километров (т⁄км). Соответственно, сократились и доходы компаний, задействованных в сфере транспорта и складирования. По итогам первого полугодия они составили 1,35 трлн тенге, тогда как за аналогичный период прошлого года доходы транспортники получили свыше 1,44 трлн тенге.

Наибольший объем грузоперевозок сегодня приходится на автомобильный и городской электрический транспорт: 1,4 млрд тонн, или 81,3%. Между тем железнодорожный транс­порт, согласно данным Комитета статистики Миннацэкономики, уверенно демонстрирует увеличение и числа, и объемов грузоперевозок (+4,2%).

В то же самое время грузооборот трубопроводов сократился на 6,3%, морского транспорта – на 10,5%. Однако больше всего пострадали воздушные перевозки, сократившись по сравнению с прошлым годом на 38,1%.

Субсидии не для всех…

Что касается автобусных перевозок, то эта сфера, по словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Рустама Журсунова, сегодня находится в очень непростом положении.

– Перевозчики утверждают, что введенные на период карантина ограничения и отсутствие должного объема субсидирования стали главной причиной банкротства компаний, – говорит он.

Больше месяца назад, к примеру, из-за финансовых проблем закрылся один из крупных автобусных парков. Об этом 29 июня компания официально сообщила на своей странице в социальной сети Facebook.

Текущая ситуация в сфере пассажирского транспорта стала главной темой zoom-конференции, недавно организованной АЮЛ «Автомобильный конвент Казахстана». Во время нее глава ассоциации Марат Беркалиев обратился к бизнес-омбудсмену с просьбой донести насущные проблемы отрасли до Президента страны.

– Солидарен с перевозчиками в том, что субсидирование неравномерно распределяется по регионам, а в некоторых из них оно даже не предусмотрено, – говорит Рустам Журсунов.

Вместе с тем, по информации отраслевого министерства, начиная с 2017 года объем субсидий в отрасли увеличился с 1,7 до 36,9 млрд тенге в 2019 году. Кстати, именно в эти годы была принята Комплексная программа по развитию автобусных перевозок на 2018–2020 годы. Несмотря на это, субсидии не были предусмотрены акиматами Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской и Туркестанской областей.

– Местные исполнительные органы поддерживают в основном 8 автобусных парков с государственным участием, в том числе проекты ГЧП, в рамках которых из местного бюджета приобретаются новые автобусы. Для них выделяются субсидии и предоставляются выгодные маршруты, что приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению с рынка частных перевозчиков, – пояснил ситуацию бизнес-омбудсмен.

Генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев также отмечает, что в регионах ускоренными темпами сегодня развиваются государственные предприятия, а частные компании в большинстве своем терпят убытки.

– В январе на расширенном заседании Правительства Глава государства поручил навести порядок в сфере городских пассажирских перевозок и дал на это ответственным исполнителям 2 месяца, – говорит он. – К сожалению, помешала эпидемиологическая ситуация в стране, и именно она же еще больше усугубила положение частных перевозчиков.

В рамках поручения Президента состоялись совещания с участием государственных органов, нацпалаты, отечественного бизнеса и МИИР РК. Был разработан новый Комплекс сис­темных мер по развитию автомобильных перевозок, который, как сообщили в министерстве, будет окончательно утвержден до конца лета.

– Вместе с тем в условиях постчрезвычайного положения и продления карантина до сих пор не решены коренные проблемы оздоровления общественного транспорта. Присутствует большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов и других специалистов, численность которых в стране составляет не менее 100 тысяч человек, – отметил Рустам Журсунов. – В сложившейся ситуации государством принимаются меры по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест. Что касается сферы автобусных перевозок ,то она очень нуждается в целевых трансфертах из республиканского бюджета.

По предварительной оценке отраслевого министерства, к планируемым в 2020 году субсидиям из бюджета местных исполнительных органов (53,2 млрд тенге) требуется около 70 млрд, что позволит обновить подвижной состав и повысить качество перевозок.

Между тем в тех регионах страны, где убытки перевозчиков не субсидируются, состояние автобусных парков оставляет желать лучшего. Износ основных фондов последних чреват остановкой перевозок пассажиров, а значит, и потерей рабочих мест.

Нарушают акиматы

– Не секрет, что некоторые акиматы продолжают поддерживать коммунальные предприятия под видом проектов ГЧП. Фактически они финансируют и укрепляют квазигосударственный сектор. В целом это сильно ограничивает конкуренцию на данных товарных рынках, – считает бизнес-омбудсмен.

По его словам, акиматы игнорируют Указ Президента страны о введении моратория на создание новых субъектов квазигосударственного сектора, принятый в июле прошлого года. Что означает введение реальных правил «желтых страниц», ограничивающих создание компаний с участием государства.

– Акиматы обходят Указ Главы государства, создавая в регионах автобусные предприятия с государственным участием, хоть и с меньшей долей (49%), – проинформировал уполномоченный по защите прав предпринимателей.

В качестве одного из примеров он назвал, в частности, проект ГЧП в Восточно-Казах­станской области, где в 2019 году при поддержке ­акимата был соз­дан автобус­ный парк Semey bus, вытес­нивший с рынка других частных перевозчиков. Через АО «БРК-Лизинг» автопарк приобрел в лизинг 170 новых автобусов, ввел электронное билетирование пассажиров.

– Сейчас важно принять правильное решение по дальнейшей судьбе оставшихся коммунальных парков, с тем чтобы обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Все вопросы будут отрабатываться в рамках Комплексного плана по развитию перевозок, – считает Рустам Журсунов.

Облегчить налоговое бремя

С 1 января 2020 года пассажирские перевозки, обслуживающие социально значимые направления и маршруты, освобождаются от уплаты НДС на ближайшие 3 года. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента.

Есть еще одна хорошая новость для предпринимателей, занятых в сфере международных автобусных перевозок: в рамках дополнительных мер господдержки им предоставлена возможность продления отсрочки по кредитам или рефинансирования имеющегося долга по льготным условиям госпрограмм.

Для этого перевозчикам достаточно обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами в банк второго уровня или другую организацию, уполномоченную заниматься отдельными видами операций, в режиме онлайн или с помощью мобильного приложения.

В эти дни Национальная палата «Атамекен» совместно с Министерством здравоохранения РК разрабатывают алгоритм по запуску работы организаций, осуществляющих регулярные городские, пригородные, междугородные, меж­областные и международные пассажирские автомобильные перевозки, а также автостанций и вокзалов с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

Развивать логистику

В настоящее время в стране функционирует 21 транспорт­но-логистический центр, количество которых планируется увеличивать и дальше. К примеру, в Алматинской области функционирует 6 ТЛЦ, в Нур-Султане – 5, Актюбинской области – 4, Шымкенте – 2. По одному транспортно-логистическому центру имеется в Восточно-Казахстанской области и Алматы. В Мангистауском регионе – 2 ТЛЦ.

Развитая система логистических центров позволяет сок­ращать цепи поставок, оптимизировать товарные потоки и повышать их маневренность. На среднесрочную перспективу запланировано строительство 9 ТЛЦ в столице, Шымкенте, Актау, Актобе, Атырау, Костанае, Уральске, Павлодаре и Усть-Каменогорске.

Расширение транспортно-логистической инфраструктуры, как отметили в МИИР РК, в целом будет способствовать решению проблем отрасли.

Пресловутый транспортный контроль

На сегодня в сфере автомобильных перевозок насчитывается 3,5 тыс. компаний, осуществляющих грузовые перевозки, и 1 000 компаний на регулярных автобусных перевозках с парком более 17,5 тыс. автотранспортных средств.

По словам члена Совета ­КазАТО, руководителя транс­портной компании Alem Trans Group Владимира Степченко, много нерешенных вопросов имеется на рынке международных автомобильных перевозок. Речь идет прежде всего об отсутствии транспортного контроля, во многом обусловленного бюрократическими проволочками и коррупцией.

– По данным Ситуационного центра, за 5 месяцев текущего года иностранными перевозчиками выполнено 920 рейсов с грузами из трех стран, для выполнения которых у них не было разрешений, – рассказал он. – При этом в бюджет страны иностранные перевозчики не перечислили ни одного тенге.

Владимир Степченко выступает также за воссоздание Министерства транспорта. По его мнению, это наилучший способ навести порядок в отрасли, но если не получится, предлагает рассмотреть воп­рос о создании департамента автомобильных перевозок в структуре ведомства.

Популярное

Все
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Пенсионеров избивали в частном пансионате Павлодара
Умная система будет вычислять «зайцев» в столичных автобусах
Касым-Жомарт Токаев побеседовал с президентом ОАЭ
Четыре застройщика незаконно привлекали дольщиков в Шымкенте
Дочь маньяка Доминика Пелико: «Мой отец должен умереть в тюрьме»
Миссия – выстраивать мосты
Казахстан достиг исторического успеха на юниорском ЧМ по фристайлу
На 42% увеличен объем воды в Северном Арале
Пожар в здании КБТУ в Алматы потушен
О состоянии здоровья выжившей в Актобе заложницы рассказали врачи
Кража скота снизилась почти на треть в Казахстане
В Монголии тысячи митингующих требуют отставки правительства
Зонд «Паркер» разогнался до рекордной скорости – 190 километров в секунду
Пожары в Лос-Анджелесе: ситуация остается критической
Возврат активов: Новый спортивный комплекс построят в Алматинской области
Ержана Максима встретили на родине после победы на конкурсе в ОАЭ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Год единства и созидания
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау

Читайте также

«Этапы большого пути»
Качество подготовки кадров – главная задача
Пожар на стадионе: обошлось без жертв
Где родился, там и пригодился

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]