Удвоение радости Все, кому удалось приобрести бесплатный билет на концерт, чувствовали себя счастливчиками. Благодаря акции гуманитарного фонда «Дегдар» и компании JTI в лучший театр страны смогли попасть те, кто давно мечтал об этом, но не хватало финансов, – люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, студенты, многодетные семьи, малоимущие. Мест хватило всем. И завсегдатаям театра, и тем, кто здесь оказался впервые. А если учесть, что событие произошло в День благодарности, то памятным оно стало вдвойне.
Как отметил один из руководителей проекта, заслуженный деятель РК Тимур Урманчеев, фестиваль не только знакомит зрителей с традиционной и современной культурой Японии, но и демонстрирует достижения казахстанской исполнительской школы, поддерживая отечественные таланты и способствуя укреплению дружбы между нашими странами.
– Это один из немногих фестивалей в Казахстане, который предоставляет уникальную возможность самой широкой аудитории бесплатно посетить выступления лучших казахстанских и японских артистов, – подчеркнул Тимур Урманчеев.
Вечер поистине стал звездным. Зрители долго не отпускали со сцены ведущих солистов Аstana Оpera – финалиста телевизионного проекта «Большая опера» на телеканале «Россия – Культура» Сундета Байгожина, победителя многих престижнейших международных конкурсов Медета Чотабаева, обладательницу восхитительного голоса и обаяния Альфию Каримову, лауреата международных конкурсов Меира Байнеша, премьера Театра оперы и балета им. Абая Андрея Трегубенко.
Покорили слушательские сердца также музыканты-виртуозы, чье искусство высоко ценят во многих европейских столицах, – пианист Тимур Урманчеев, скрипач Еркебулан Сапарбаев и виолончелист Мурат Нарбеков. Выше всяких похвал и исполнительское мастерство камерного хора Государственной академической филармонии столицы под руководством Гульмиры Куттыбадамовой. Мощный заряд радости подарил собравшимся и симфонический оркестр театра под управлением дирижера Абзала Мухитдинова.
Своеобразным гимном весне стали казахские и японские народные песни, европейская классика, произведения прославленных Жаяу Мусы, Тлеса Кажгалиева, Куата Шильдебаева, а также самодеятельного, уже довольно известного одаренного автора Сайраша. Открытием для многих явилась музыка самого популярного в мире японского композитора Джо Хисаиши.
Многие шли на известных исполнителей. Иначе говоря – на концерт, а попали благодаря талантливой работе режиссера-постановщика Татьяны Лаврик прямо в… Японию. Изысканной была не только программа выступлений, но и видеосопровождение. Взору зрителей открылись водопады, горы и уникальная природа Японии, а лепестки цветущей сакуры, казалось, летели прямо в зал.
Наверное, каждый зритель по-своему определил жанр действа, которое ему предложили организаторы. Я бы его назвала спектаклем-притчей. И заслуга в этом принадлежит в первую очередь актерам театра и кино Гульнар Дусматовой, Виталию Багрянцеву и Бахыту Хаджибаеву. Они не только читали знаменитые японские хокку, танка, стихи казахских, русских и европейских классиков, но и стали своего рода гидами по Стране восходящего солнца.
Удивиться есть чему! В конце марта, когда распускается сакура, всю страну накрывает бело-розовое облако. Традиция любования цветами у японцев называется ханами. И самое главное ханами года – ханами сакуры. Сакура превозносится так высоко и потому, что ее цветение очень кратковременно – длится всего несколько дней, а в плохую погоду, при сильном ветре и дожде, – лишь несколько часов.
Проходит время, и нежные лепестки высыхают и падают на землю, а на их месте появляются плоды, постепенно превращающиеся в наливающиеся соком вишенки. Но не каждому цветку суждено стать ягодкой. До одних так и не долетают пчелы, другие ломает ветром или бьет дождем, а третьи расклевывают птицы или выжигает беспощадное солнце. Но остаются самые крепкие и сильные, способные дать новые ростки и со временем сменить старое материнское дерево. Разве наша жизнь и наше искусство не похожи на такое дерево?
Человек, считают японцы, проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры, – красиво и очень быстро. Не случайно в буддизме цветущая сакура является символом бренной жизни и непостоянства бытия.
В Японии сакура еще не зацвела, но астанинцы и гости столицы любовались ее цветением на экране. И даже народную японскую песню «Сакура» послушали в исполнении камерного хора Государственной академической филармонии столицы.
Благодаря экрану «гостем» фестиваля стал и знаменитый пес Хатико, верный друг профессора Хидэсабуро Уэно, провожавший и встречавший его с работы. Когда хозяин собаки умер от инфаркта, она все равно приходила на станцию Сибуя, как и раньше, ждала профессора до самых сумерек, а ночевать оставалась на крыльце своего родного дома, который был наглухо закрыт…
9 лет собака ждала возвращения хозяина. День смерти Хатико стал днем траура для всех японцев. В 1934 году собаке был воздвигнут памятник, который в годы Второй мировой войны пошел на военные нужды. Но жители страны не забыли своего героя и в мирное время восстановили памятник, который теперь – излюбленное место встреч влюбленных пар. А сам Хатико – символ беззаветной преданности.
Рассказывая эту трогательную историю, актриса Гульнар Дусматова напомнила собравшимся о том, что в Астане созданы приюты для бездомных животных и они нуждаются в помощи. Кажется, маленькая ремарка по ходу, а вот засела в сердце занозой. Умиление – дело хорошее, но лучше, если за ним последует конкретный поступок.
И таких «цепляющих» моментов в представлении было немало. «Японская весна» проходит в Астане с 2010 года и каждый раз дарит сюрпризы. В нынешнем году среди особых подарков можно назвать чтение стихов великого Абая, а также известных казахских поэтов Ақан сері и Магжана Жумабаева. Гармонично в контекст концертного повествования были включены отрывки из культовых японских фильмов, саундтреки к ним.
…Кто не видел загадочных коротких стихов, которые похожи на картину-иероглиф? Несколько взмахов кистью – и перед вами законченная мысль, образ, философия. Вот и я хочу закончить материал строчками японского поэта Сайге:
Слишком долго глядел! К вишневым цветам незаметноЯ прилепился душой.Облетели… Осталась одна Печаль неизбежной разлуки.