В этом могли убедиться десятки уральцев, заказавших мебель и пластиковые окна в неком ТОО «Самер», от владельца которого – Самата Жуманова – они уже больше года не могут получить заказанную ими мебель. И это не говоря о потерянных нервах и времени.
Горожан, желающих обновить кухонные гарнитуры или установить новые окна, в свое время привлекли на платформе объявлений OLX и в социальной сети Instagram фотоснимки добротных мебельных изделий, а также их сравнительно доступная цена.
Поначалу ничто не вызывало сомнений: бизнесмен подробно обговаривал все нюансы заказа, делал обмеры, составлял договор, брал предоплату или всю сумму. Для тех, кому было важно, показывал цех. Вот только по прошествии оговоренного договором срока для заказчиков начинались бесконечные «завтраки».
– В июне прошлого года мы получили квартиру в новом доме, поэтому решили и мебель обновить. На OLX нашли предложение от ТОО «Самер». Выбрали модель, заключили договор, – рассказывает Зухра Нигимова. – Всего заплатили 135 тысяч тенге. Через какое-то время нам доставили часть гарнитура. А потом мебельщик пропал...
На звонки не отвечал. Мы приходили в цех по указанному адресу, но охранник сказал, что это ТОО практически никаких работ не ведет. Думаю, он перекупал мебель или где-то брал части гарнитура. Но это был совсем не тот материал, который нами обговаривался.
По словам Бейбута Байгалиева, его подкупило наличие договора.
– В Instagram нашел объявление, мы заключили договор, я посмотрел цех. Предприниматель очень уверенно говорил о качестве своей работы, соблюдении сроков, – рассказывает мужчина. – Я заплатил 170 тысяч тенге, а через 2–3 дня увидел в соцсетях жалобы на него. Сразу к нему поехал. Он вернул мне 117 тысяч. Надеюсь, получу назад и остальные деньги.
Семья Айнур Алибековой отдала горе-мебельщику 120 тыс. тенге. Просто перевела на карту.
– Я тогда еще пошутила: «Не пропадете с нашими деньгами?» Он прямо возмутился: «Буду я из-за 120 тысяч бегать!» Время шло, мы ждали, – рассказывает Айнур. – Сначала были отговорки, что, мол, из-за пандемии закрыли границы, задерживаются поставки материала и фурнитуры. Потом он привез часть материала, заявив, что есть только такой. Хотя было видно, что он намного дешевле и по цвету не подходил, но мы уже и на это были согласны. Сборщика мебели мы так и не дождались. Потом другие мебельщики нам сказали, что этот материал вообще не годится, да и в целом была только треть необходимых комплектующих. Пришлось его просто выбросить. Позже увидела, что про него пишут в соцсетях. Оказалось, не одни мы пострадали. Меня поразила его манера общения. Он всегда говорил спокойно, уверенно, что вызывало доверие. Когда уже заявление написали, он мне три раза звонил, предлагал забрать заявление, обещал вернуть долг на следующий день. А после пропадал на месяц. Не стеснялся звонить и просить меня удалить в соцсетях отзывы о нем. Мол, это отпугивает клиентов. Мы уже и попрощались с деньгами, но главное для меня – рассказать людям правду. Было несколько случаев, когда сразу после нашего обращения в полицию он звонил и интересовался, зачем мы ходим туда, жалуемся?
Когда пострадавшие напрямую обращались в полицию, им отказывали в возбуждении дела, говорили в том смысле, что срыв договорных обязательств – это не состав преступления. Это все решается в рамках гражданско-правовых отношений.
Тогда пострадавшие обратились в областной департамент по защите прав потребителей Западно-Казахстанской области. Уже госорган выступил истцом в суде по иску в отношении директора ТОО «Самер». Решением суда от 4 декабря 2020 года Самата Жуманова обязали произвести возврат денежных средств 14 заявителям на общую сумму в 1,715 млн тенге.
Однако предприниматель не особо торопился исполнять решение суда. В это же время в органы внутренних дел поступали и другие заявления в отношении него. На этом основании было открыто многоэпизодное уголовное дело по п.4 ч. 3 ст. 190 УК РК (мошенничество).
В рамках расследования 27 апреля 2021 года Самат Жуманов был водворен в изолятор временного содержания. Органом уголовного преследования в прокуратуру Уральска было направлено ходатайство о применении в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей. Но прокуратура поддержала ходатайство адвоката, обвиняемый был освобожден из-под стражи. А затем уголовное дело и вовсе закрыли.
– Когда Жуманова заключили под стражу, пришли его родственники, взяли списки пострадавших, начали возвращать деньги. Но как только уголовное дело закрыли, выплаты прекратились.
Судебные исполнители считают, что взыскать с него нечего, со счетами он не работает, собственности на нем не зарегистрировано, – говорит глава областного департамента по защите прав потребителей Эльмира Киматова. – Из обратившихся к нам в департамент 14 человек, по которым есть судебное решение, он выплатил только семерым. Пару недель назад в телефонном разговоре он сказал, что будет отдавать частями через судебных исполнителей. То есть с учетом большого числа обратившихся в суд возврат денег может затянуться на несколько лет. Пострадавшие не понимают, почему этот вопрос нельзя решить на местном уровне, и намерены идти до конца. Сейчас они подготовили жалобу в Генеральную прокуратуру РК.