Предприниматели-импортеры платят по 5 млн тенге за проезд одной фуры через казахстанско-китайскую границу

8781
Асет Калымов

На днях пресс-служба Агентства по финансовому мониторингу сообщила о завершении досудебного расследования в отношении ТОО «Eurotransit Nur Zholy», которое, являясь единственным оператором по перевозке грузов в Казахстан с нейтральной стороны Китая, незаконно завысило стоимость своих услуг.

Криминальный «Нур жолы»

В результате доход от монополистической деятельности составил свыше 4,2 млрд тенге. По информации АФМ, в ходе расследования руководство ТОО «Eurotransit Nur Zholy», полностью признав вину в противоправных действиях, направило ходатайство о передаче в доход государства активов компании стоимостью более 5,3 млрд тенге. Это земельный участок площадью 3,6 га с расположенным на нем транспортно-логистическим комплексом…

Как мы уже сообщали, в прошлом году по поручению Главы государства началась работа по наведению порядка на казахстанско-китайской границе («Так дело не пойдет!», «КП» от 03.02.2022 года). Здесь долгое время орудовали так называемые уполномоченные экономические операторы, практиковавшие нелегальные схемы и ставившие всяческие барьеры для предпринимателей-импортеров.

Как рассказали тогда опрошенные нами эксперты, эти компании, имевшие высокие связи «наверху», при содействии цент­ральных и местных госорганов контролировали процедуры провоза грузов через кордон. Получив такие преимущества, монополисты узурпировали весь товарооборот с Китаем.

По информации предпринимателей – участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), формат пересечения границы через автомобильный пункт пропуска «Нур жолы» подразумевает несколько процедур. Это досмотр транспорта, логистичес­кое обеспечение, таможенное декларирование груза, паспортный, ветеринарный, фитосанитарный и радиационный контроль. Есть еще услуги СВХ – складов временного хранения, погрузки-разгрузки машин, страхования. Контроль над каждым из этих элементов как раз и поделили между собой частные структуры, хотя этим должны заниматься государственные службы.

Начатая год назад комплекс­ная проверка таможенных постов в приграничном Панфиловском райо­не привела к конкретным результатам. От занимаемых должностей были освобождены начальники железнодорожных станций Дос­тык и Алтынколь, департамента государственных доходов по Алматинской области.

Затем оперативники Антикоррупционной службы задержали руководителя пункта пропуска «Нур жолы» и его заместителя, пытавшихся дать взятку в размере 50 тыс. долларов сотруднику прокуратуры за положительное решение вопросов по проводимой на таможенном посту проверке. Одновременно был взят под стражу представитель одного из уполномоченных экономических операторов по подозрению в даче взятки проверяющим в сумме 30 тыс. долларов за сокрытие контрабанды в крупном размере.

Менее чем за месяц по фактам нелегального ввоза товаров было возбуждено восемь уголовных и 24 административных дела.

Словом, КПП «Нур жолы», пост­роенный в качестве замены небезыз­вестной таможни «Хоргос», повторил ее судьбу. Здесь, на границе с Китаем, долгое время не утихали громкие коррупционные скандалы и разборки контрабандистов, имелись факты сращивания их с силовыми структурами, таможенной службой.

Заторы на границе

Как рассказал нам заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов, завершение расследования в отношении компании Eurotransit Nur Zholy – еще один значимый результат в деле наведения порядка на таможне.

– Нас радует, что на границе с Китаем уходит в прошлое откровенный криминал, связанный с деятельностью уполномоченных операторов, – отметил эксперт. – Нелегальных монополистов больше нет, ситуация с таможенным оформлением грузов постепенно стабилизируется. Важно, чтобы устранение незаконных схем способствовало прозрачной работе таможни, а главное – обеспечило полноту поступлений в бюджет. Ведь эти операторы, нарушая закон, наносили огромный ущерб не только добропорядочным бизнесменам, но и государству.

К слову, в Министерстве финансов недавно сообщили, что по итогам прошлого года объем таможенных платежей и налогов в бюджет республики достиг 3,5 трлн тенге. Это на 50% больше, чем было собрано фискалами в 2021-м. По оценкам специалистов, улучшению показателя способствовала в том числе работа по выявлению нарушений в казах­станско-китайском приграничье.

Между тем есть еще ряд организационных моментов, требующих пристального внимания властей. В частности, уже не первый год на границе образуются заторы грузовых автомобилей. По словам зампреда НПП «Атамекен», эта проб­лема так и не решена до сих пор. Сейчас там скопилась очередь из примерно 12 тыс. фур. Необходимо урегулировать этот сложный вопрос, обеспечить беспрепятственный и быстрый провоз грузов через кордон.

Парадокс в том, что автомобильный пункт пропуска «Нур жолы» и оборудованный на его территории транспортно-логистический центр были построе­ны в 2018 году именно с целью решения проблемы многокилометровых заторов. Как заявляли тогда инвесторы и представители госор­ганов, пропускная способность КПП составит 2 500 автомобилей в сутки. Благодаря применению современных технологий планировалось сократить время прохождения единицы транспорта через границу до 30 минут, минимизировать человеческий фактор. Но, увы, результат получился прямо противоположным.

Согласно данным Комитета госдоходов Минфина, сегодня, спустя почти пять лет после ввода объекта в строй, время прохождения границы занимает… полтора часа! И это только по специальным замерам. А были случаи, когда дальнобойщики дневали и ночевали месяцами (!) на трассе, стоя в дорожной пробке.

Непаханое поле проблем

Более подробной информацией о теме очередей на границе с нами поделился председатель Казах­станской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков. По его оценкам, улучшения ситуации на таможне не наблюдается.

Дело в том, что электронную очередь E-Border.kz, созданную на границе с Китаем для облегчения проезда большегрузных машин, в свое время по непонятным причинам передали в управление уполномоченным операторам, которые также занимаются внешнеэкономической деятельностью и являются конкурентами другим импортерам. В итоге транспорт той же компании «Евротранзит» пересекал границу без очереди, а сами монополисты установили космические цены на свои услуги.

– Во время пандемии ставка за проезд одного грузового автомобиля от поста «Нур жолы» в Китай и обратно составляла от 20 тысяч до 40 тысяч долларов, – сообщил эксперт. – Там расстояние всего пару километров. Отстранили от управления очередью компанию «Евротранзит», появился другой оператор, третий. Однажды тариф за проезд к пункту пропуска снизился до двух-трех тысяч долларов, или до полутора миллиона тенге. Это обрадовало бизнесменов, однако позже все вернулось на круги своя. Теперь необходимо раскошелиться на пять миллионов тенге, чтобы заехать и выехать с китайской стороны.

И предприниматели платят такие непомерные суммы, не видя альтернативы. Затем завышенные ставки «грузоперевозок» ложатся на конечную цену товаров для обычных покупателей. В итоге гигантские суммы как шли, так и идут мимо госбюджета в карманы недобросовестных дельцов. Причем это кэш, который нигде не учитывается, налогами не облагается.

– На мой взгляд, наведение порядка на границе, о чем так громко заявляют чиновники, – не более чем попытка выдать желаемое за действительное, – считает глава ассоциации таможенных брокеров. – Да, теперь «Евротранзит» как бы отодвинули от оперативного управления электронной очередью. Но принципы формирования этой очереди остались те же. Поэтому у нас цены на все товары резко выросли. К примеру, импортер закупил в Китае одежду на сумму 30–40 тысяч долларов. За проезд до «Нур жолы» он тратит пять миллионов тенге, а оттуда до Алматы – еще полтора миллиона. В итоге происходит увеличение стоимости груза примерно на четверть или на треть. Еще два года назад у нас на прилавках случилось удорожание товаров. Так цены и растут до сих пор, не падают.

По словам эксперта, создание электронной очереди не было согласовано ни с участниками ВЭД – владельцами грузов и грузоперевозчиками, ни с китайской стороной. В результате весь этот беспорядок вылился в откровенно коррупционную и криминальную систему. К примеру, процветает торговля местами в очереди, появляются другие нелегальные схемы получения сверхприбыли различными дельцами, против которых никаких мер не принимают ни таможенники, ни пограничники.

Специалист скептически отнесся и к недавнему решению Минфина по внедрению новой электронной очереди Qoldau.kz на базе платформы E-Border.kz. По его мнению, необходимо прежде всего убрать все коррупционные составляющие, чтобы переток товаров через границу стал действительно прозрачным.

Во-первых, нужно установить публичные квалификационные требования к участникам ВЭД. То есть перевозчики и грузо­владельцы должны соответст­вовать определенным критериям, к примеру, иметь не менее двух лет работы на рынке в качестве хозяйствующих субъек­тов, платить налоги. Чтобы исключить возможность торговли местом в очереди, следует принять четкие нормы по заезду-выезду машин в Китай и обратно, определить правила их загрузки-выгрузки, ужесточить штрафные санкции к нарушителям.

Немаловажно согласовать формат обмена данными с сопредельной китайской стороной, резюмирует Геннадий Шестаков. Чтобы их пограничная и таможенная службы знали, в какое время и какие машины будут к ним заезжать. Вот тогда эта электронная очередь заработает как положено, и можно будет говорить о начале наведения порядка на печально известном Хоргосе.

Популярное

Все
В тройке лидеров
Первая победа
Волки все ближе к селу
Shymbulak открыл сезон при дефиците снега
На севере поспели... бананы
Когда вещи говорят
Золото из Даммама
Срезан плодородный слой с холма
Воспитать честных и законопослушных граждан
Устойчивость семьи – фундамент общества
Станцию скорой помощи ждут уже два года
Великолепная пятерка на Australian Open
Формируя неприятие коррупции
Вклад Смагула Садвокасова в образование региона
Миллионы деревьев из семян
Хоккеиста осудили на 3 года за смерть вратаря молодежной команды в ВКО
Честная служба – важнейший фактор повышения доверия населения
Стартовала олимпиада для сельских школьников
Служение Отечеству – дело всей жизни
Учительство в контексте глобальной повестки
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Добро без громких лозунгов и камер
Европейский Союз и Казахстан: Превращая общие вызовы в общие возможности
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Семья из Актау усыновила пятерых родных братьев и сестру
В Туркестане обсудили влияние философии Великой степи на со…
Флешмоб Нурлана Коянбаева покоряет Threads
Международная конференция по правам человека и развитию пен…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]