Предприниматели-импортеры платят по 5 млн тенге за проезд одной фуры через казахстанско-китайскую границу

8551
Асет Калымов

На днях пресс-служба Агентства по финансовому мониторингу сообщила о завершении досудебного расследования в отношении ТОО «Eurotransit Nur Zholy», которое, являясь единственным оператором по перевозке грузов в Казахстан с нейтральной стороны Китая, незаконно завысило стоимость своих услуг.

Криминальный «Нур жолы»

В результате доход от монополистической деятельности составил свыше 4,2 млрд тенге. По информации АФМ, в ходе расследования руководство ТОО «Eurotransit Nur Zholy», полностью признав вину в противоправных действиях, направило ходатайство о передаче в доход государства активов компании стоимостью более 5,3 млрд тенге. Это земельный участок площадью 3,6 га с расположенным на нем транспортно-логистическим комплексом…

Как мы уже сообщали, в прошлом году по поручению Главы государства началась работа по наведению порядка на казахстанско-китайской границе («Так дело не пойдет!», «КП» от 03.02.2022 года). Здесь долгое время орудовали так называемые уполномоченные экономические операторы, практиковавшие нелегальные схемы и ставившие всяческие барьеры для предпринимателей-импортеров.

Как рассказали тогда опрошенные нами эксперты, эти компании, имевшие высокие связи «наверху», при содействии цент­ральных и местных госорганов контролировали процедуры провоза грузов через кордон. Получив такие преимущества, монополисты узурпировали весь товарооборот с Китаем.

По информации предпринимателей – участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), формат пересечения границы через автомобильный пункт пропуска «Нур жолы» подразумевает несколько процедур. Это досмотр транспорта, логистичес­кое обеспечение, таможенное декларирование груза, паспортный, ветеринарный, фитосанитарный и радиационный контроль. Есть еще услуги СВХ – складов временного хранения, погрузки-разгрузки машин, страхования. Контроль над каждым из этих элементов как раз и поделили между собой частные структуры, хотя этим должны заниматься государственные службы.

Начатая год назад комплекс­ная проверка таможенных постов в приграничном Панфиловском райо­не привела к конкретным результатам. От занимаемых должностей были освобождены начальники железнодорожных станций Дос­тык и Алтынколь, департамента государственных доходов по Алматинской области.

Затем оперативники Антикоррупционной службы задержали руководителя пункта пропуска «Нур жолы» и его заместителя, пытавшихся дать взятку в размере 50 тыс. долларов сотруднику прокуратуры за положительное решение вопросов по проводимой на таможенном посту проверке. Одновременно был взят под стражу представитель одного из уполномоченных экономических операторов по подозрению в даче взятки проверяющим в сумме 30 тыс. долларов за сокрытие контрабанды в крупном размере.

Менее чем за месяц по фактам нелегального ввоза товаров было возбуждено восемь уголовных и 24 административных дела.

Словом, КПП «Нур жолы», пост­роенный в качестве замены небезыз­вестной таможни «Хоргос», повторил ее судьбу. Здесь, на границе с Китаем, долгое время не утихали громкие коррупционные скандалы и разборки контрабандистов, имелись факты сращивания их с силовыми структурами, таможенной службой.

Заторы на границе

Как рассказал нам заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов, завершение расследования в отношении компании Eurotransit Nur Zholy – еще один значимый результат в деле наведения порядка на таможне.

– Нас радует, что на границе с Китаем уходит в прошлое откровенный криминал, связанный с деятельностью уполномоченных операторов, – отметил эксперт. – Нелегальных монополистов больше нет, ситуация с таможенным оформлением грузов постепенно стабилизируется. Важно, чтобы устранение незаконных схем способствовало прозрачной работе таможни, а главное – обеспечило полноту поступлений в бюджет. Ведь эти операторы, нарушая закон, наносили огромный ущерб не только добропорядочным бизнесменам, но и государству.

К слову, в Министерстве финансов недавно сообщили, что по итогам прошлого года объем таможенных платежей и налогов в бюджет республики достиг 3,5 трлн тенге. Это на 50% больше, чем было собрано фискалами в 2021-м. По оценкам специалистов, улучшению показателя способствовала в том числе работа по выявлению нарушений в казах­станско-китайском приграничье.

Между тем есть еще ряд организационных моментов, требующих пристального внимания властей. В частности, уже не первый год на границе образуются заторы грузовых автомобилей. По словам зампреда НПП «Атамекен», эта проб­лема так и не решена до сих пор. Сейчас там скопилась очередь из примерно 12 тыс. фур. Необходимо урегулировать этот сложный вопрос, обеспечить беспрепятственный и быстрый провоз грузов через кордон.

Парадокс в том, что автомобильный пункт пропуска «Нур жолы» и оборудованный на его территории транспортно-логистический центр были построе­ны в 2018 году именно с целью решения проблемы многокилометровых заторов. Как заявляли тогда инвесторы и представители госор­ганов, пропускная способность КПП составит 2 500 автомобилей в сутки. Благодаря применению современных технологий планировалось сократить время прохождения единицы транспорта через границу до 30 минут, минимизировать человеческий фактор. Но, увы, результат получился прямо противоположным.

Согласно данным Комитета госдоходов Минфина, сегодня, спустя почти пять лет после ввода объекта в строй, время прохождения границы занимает… полтора часа! И это только по специальным замерам. А были случаи, когда дальнобойщики дневали и ночевали месяцами (!) на трассе, стоя в дорожной пробке.

Непаханое поле проблем

Более подробной информацией о теме очередей на границе с нами поделился председатель Казах­станской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков. По его оценкам, улучшения ситуации на таможне не наблюдается.

Дело в том, что электронную очередь E-Border.kz, созданную на границе с Китаем для облегчения проезда большегрузных машин, в свое время по непонятным причинам передали в управление уполномоченным операторам, которые также занимаются внешнеэкономической деятельностью и являются конкурентами другим импортерам. В итоге транспорт той же компании «Евротранзит» пересекал границу без очереди, а сами монополисты установили космические цены на свои услуги.

– Во время пандемии ставка за проезд одного грузового автомобиля от поста «Нур жолы» в Китай и обратно составляла от 20 тысяч до 40 тысяч долларов, – сообщил эксперт. – Там расстояние всего пару километров. Отстранили от управления очередью компанию «Евротранзит», появился другой оператор, третий. Однажды тариф за проезд к пункту пропуска снизился до двух-трех тысяч долларов, или до полутора миллиона тенге. Это обрадовало бизнесменов, однако позже все вернулось на круги своя. Теперь необходимо раскошелиться на пять миллионов тенге, чтобы заехать и выехать с китайской стороны.

И предприниматели платят такие непомерные суммы, не видя альтернативы. Затем завышенные ставки «грузоперевозок» ложатся на конечную цену товаров для обычных покупателей. В итоге гигантские суммы как шли, так и идут мимо госбюджета в карманы недобросовестных дельцов. Причем это кэш, который нигде не учитывается, налогами не облагается.

– На мой взгляд, наведение порядка на границе, о чем так громко заявляют чиновники, – не более чем попытка выдать желаемое за действительное, – считает глава ассоциации таможенных брокеров. – Да, теперь «Евротранзит» как бы отодвинули от оперативного управления электронной очередью. Но принципы формирования этой очереди остались те же. Поэтому у нас цены на все товары резко выросли. К примеру, импортер закупил в Китае одежду на сумму 30–40 тысяч долларов. За проезд до «Нур жолы» он тратит пять миллионов тенге, а оттуда до Алматы – еще полтора миллиона. В итоге происходит увеличение стоимости груза примерно на четверть или на треть. Еще два года назад у нас на прилавках случилось удорожание товаров. Так цены и растут до сих пор, не падают.

По словам эксперта, создание электронной очереди не было согласовано ни с участниками ВЭД – владельцами грузов и грузоперевозчиками, ни с китайской стороной. В результате весь этот беспорядок вылился в откровенно коррупционную и криминальную систему. К примеру, процветает торговля местами в очереди, появляются другие нелегальные схемы получения сверхприбыли различными дельцами, против которых никаких мер не принимают ни таможенники, ни пограничники.

Специалист скептически отнесся и к недавнему решению Минфина по внедрению новой электронной очереди Qoldau.kz на базе платформы E-Border.kz. По его мнению, необходимо прежде всего убрать все коррупционные составляющие, чтобы переток товаров через границу стал действительно прозрачным.

Во-первых, нужно установить публичные квалификационные требования к участникам ВЭД. То есть перевозчики и грузо­владельцы должны соответст­вовать определенным критериям, к примеру, иметь не менее двух лет работы на рынке в качестве хозяйствующих субъек­тов, платить налоги. Чтобы исключить возможность торговли местом в очереди, следует принять четкие нормы по заезду-выезду машин в Китай и обратно, определить правила их загрузки-выгрузки, ужесточить штрафные санкции к нарушителям.

Немаловажно согласовать формат обмена данными с сопредельной китайской стороной, резюмирует Геннадий Шестаков. Чтобы их пограничная и таможенная службы знали, в какое время и какие машины будут к ним заезжать. Вот тогда эта электронная очередь заработает как положено, и можно будет говорить о начале наведения порядка на печально известном Хоргосе.

Популярное

Все
Водные ресурсы на цифровой платформе
Мир – главное богатство, универсальная ценность и общая ответственность
Казахстан развивает сотрудничество с ИСЕСКО
Преемственность поколений
ИИ – наш партнер, а не замена учителю
Программа «Адал азамат» показала свою эффективность
Дефицит врачей на селе – проблема решаемая
Цифровизация улучшает экономику нефтепереработки
Говорят участники съезда
Плывет над городом колокольный звон
Торгай возродит дорога
«В одном мгновенье видеть вечность...»
Книжное богатство пополняет фонды
Указ Президента Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан
Надо брать пример
Алан Бурибаев – с новым авторским проектом в «Астана Опера»
Закон Республики Казахстан
2025 по Фаренгейту
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Обсужден проект строительства ТЭЦ
День кино отмечают в Казахстане
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Международный театральный фестиваль проходит в Жезказгане
Педагогов обучили работе по программе «Адал азамат»
Чтобы скорая помощь приехала быстро
Мир и будущее – через право
Глава государства принял генпрокурора Берика Асылова
10 человек погибли в ДТП на трассе в Мангистауской области
Низкая отдача от бюджетных средств признана системной проблемой
Новый ресурсный центр для особенных детей
Диалог через искусство
Стройматериалы по евростандарту
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов

Читайте также

Казахстан развивает сотрудничество с ИСЕСКО
Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
Там, где любовь и поддержка
Рекорд в честь юбилея

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]