Предъявите билет!

757
Любовь Доброта

Работа общественного транс­порта вызывает немало нареканий у горожан, уставших ездить в грязных и переполненных автобусах, терпеть откровенное хамство кондукторов и водителей, не соблюдающих графики движения и не заботящихся о комфорте пассажиров. При этом все попытки городских властей навести порядок в этой сфере разбиваются в пух и прах. Даже экстраординарные. Как, например, требование, согласно которому начальники должны были отказаться от служебных авто и добираться на работу вместе с рядовыми гражданами. Не получилось...

То ли административного запала не хватило, то ли в акимате осознали, что для решения застарелых, десятилетиями копившихся проблем в сфере пассажирских перевозок требуется принятие системных мер, а на это нужны время и деньги... Очень скоро начальники вновь пересели на служебные автомобили, а горожане так и остались один на один с транспортными проблемами.

Теперь к решению вопроса подключилось АО «СПК «Shymkent», вынеся на обсуж­дение общественного совета города предложения по улучшению состояния пассажирских перевозок.

В корпорации начали с элементарного – анализа ситуации в сфере городского пассажирского транспорта. А он показал, что ежедневно на маршруты выходят автобусы 27 автотранс­портных компаний! Такого числа перевозчиков нет ни в одном регионе страны. При этом только 14 из них имеют в наличии собственные автобусы. Остальные их арендуют.

– Среди основных проблем пассажирских перевозок в Шымкенте – низкое качество обслуживания пассажиров, водители-лихачи, устраивающие на дорогах гонки, переполненные автобусы, несоблюдение графика движения, безопасности перевозок и дорожных правил, – перечисляет председатель правления АО «СПК «Shymkent» Рашид Аюпов. – Не редкость, когда автобусы на определенных линиях появляются только в час пик, а в остальное время их не дождешься. Еще одна проб­лема – нежелание транспорт­ных компаний работать на так называемых «невыгодных» маршрутах, не отличающихся особым наплывом пассажиров. Как правило, речь идет об удаленных микрорайонах, не так давно вошедших в состав мегаполиса.

Еще одна проблема – выход на маршруты старых автобусов. Отсюда – низкий уровень безо­пасности на дорогах, частые поломки. В итоге горожане и гости Шымкента зачастую вынуждены пользоваться услугами такси.

А еще в сфере пассажирских перевозок нет пресловутой прозрачности, поскольку никто не контролирует доходы частных перевозчиков, работающих на свой карман. Теневая же экономика приводит к тому, что значительная часть денег не поступает в бюджет города в виде налогов.

– Учитывая, что для перевозчиков приоритетным является извлечение максимальной прибыли, на второй, а то и на третий план ушли такие важные аспекты, как безопасность перевозок, обновление автобус­ного парка, повышение уровня культуры и сервиса оказания услуг, – комментирует Рашид Аюпов. – На наш взгляд, в корне изменить подходы к пассажирским перевозкам может внедрение системы электронного билетирования и создание современного муниципального автобусного парка.

Предлагая именно такой путь решения проблемы, в СПК «Shymkent» рассчитывают, что эти две позиции позволят вывести из нелегального оборота значительные средства, которые затем можно направить на обновление автобусного парка. Сейчас билеты в шымкентских автобусах выдают далеко не всегда, более того, есть маршруты, на которых обилечивание вообще никогда не проводилось. И это не мешает таким перевозчикам ежедневно на протяжении десятилетий выходить на линии!

Кроме внедрения системы электронного билетирования предлагается создать центр диспетчерской службы. В его компетенцию войдет мониторинг движения и схем автобусов, интервала, простоев через мобильное приложение, оперативное информирование о ситуации на маршруте. Данная информация даст возможность оценивать работу отдельно взятого перевозчика, иметь объективную картину о происходящем на маршруте.

Не обойтись и без контрольно-ревизионной службы, которой вменят функции проверки оплаты пассажирами проезда по карточке и контроля качества вождения. При такой организации работы не понадобятся контролеры, которые сейчас есть в салоне каждого автобуса.

В Алматы более 550 млн тенге удалось вывести из «тени» всего за месяц после внедрения платежной системы в 2016 году. Выручка с 256 млн возросла до 800 млн тенге. Через год этот показатель увеличился еще в 2 раза – до 1,5 млрд тенге.

В очередной раз власти заговорили о необходимости создания муниципального автобусного парка – ТОО «Shymkent BusLine» и создании соответствующей инфраструктуры. АО «СПК «Shymkent» берет на себя приобретение в лизинг 1 000 автобусов. Ожидается, что первая их партия – 300 единиц – прибудет в Шымкент уже в мае.

АО «СПК «Shymkent» совместно с инвестором займется формированием центральной диспетчерской службы, а также служб контрольно-ревизионной, сервисно-технической и службы нетранспортных платежей.

Предлагаемая в Шымкенте комплексная система диспетчеризации и электронного билетирования – инновационная. Она построена на онлайн-архитектуре, применяющейся в банковских системах и позволяющей получать отчетность для перевозчиков в режиме реального времени, в то время как в большинстве аналогов отчетность формируется только на следующий день.

Внедрение позволит оптимизировать транспортную систему города. Наконец-то появятся точные данные по пассажиропотоку, количеству пассажиров в то или иное время суток. К тому же система позволит оптимизировать схемы движения автотранспортных средств. Сегодня же наложение и дублирование некоторых маршрутов составляет почти 80%. Как результат – на остановках центральных улиц автобусы выстраиваются в длинную очередь, не имея возможности высадить пассажиров.

В АО «СПК «Shymkent» считают, что комплексная система позволит акимату города полностью контролировать деятельность перевозчиков, получая от центра диспетчерского управления достоверную информацию по установленным отчетным формам и запросам. Эти сведения не будут зависеть от перевозчиков. ЦДУ станет проводить расчеты и предоставлять на согласование плановые параметры маршрутов движения, а акимат сможет реально отслеживать ситуацию по соблюдению графиков и маршрутов.

Центр диспетчерского управления возьмет на себя функцию по информированию горожан о движении автобусов с помощью мобильного приложения. Так что потенциальные пассажиры будут четко видеть, когда и какой автобус приедет на данную остановку. Власти мегаполиса обещают, что кардинальные изменения в работе пассажирского транспорта появятся уже в июне, когда и планируют ввести электронное билетирование.

И словно в подтверждение серьезности этих намерений в Шымкенте запустили социальные маршруты. По поручению акима города начали работу автобусы по социальным маршрутам № 142, 143, 144, 146.

К примеру, автобус № 142 будет курсировать до микрорайона «Текесу», № 143 – до микрорайона «Бадам-2», № 144 – в жилые массивы «Жыланбузган», «Айнатас», «Елтай», № 146 – в микрорайоны «Жанаталап», «Кокбулак», «Алтынтобе». Жители этих микрорайонов больше других нуждались в транспорт­ных переменах.

Популярное

Все
Основа справедливого общества
Главная цель – заинтересовать ученика
Что наша жизнь? Еда!
Есть ли у женщины выбор?
Умножим конские табуны – будем на коне
От промышленности до туризма
Не смогли оспорить приговор
В столице почтили память гвардейцев-панфиловцев
Этический рефлекс в борьбе за чистоту
Наживались на ремонте
Что такое современное учебное заведение?
В Семее возрождена детская железная дорога
Шкурный вопрос
Признаков криминала нет
Следующий соперник Шавката – Белал Мухаммад
В награду – поездка на Туманный Альбион
Открылся Дом шахмат
Нас ждет четырнадцать финалов
Встречи пройдут в Тиране и Алматы
Студенты учатся на лидеров
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Лица старого Уральска
Отечественный производитель пожаловался на Magnum
Деликатесы по скромной цене
Предки Чингисхана из рода мугул
Казашка впервые покорила воды Антарктиды
Производство шоколада может прекратиться
Алматы – претендент на финал Лиги чемпионов УЕФА
В Приаралье строят солнечную и ветряную электростанции
Пример мужества, стойкости и долга
Где купить соғым в Астане
Каким декларантам налоговики блокируют счета
Боксеры Казахстана гарантировали себе 8 медалей на чемпионате Азии
Казахский свадебный обряд внесли в список ЮНЕСКО
Коммунальная перезагрузка
Токаев поговорил по телефону с Трампом
Запасы 800 тысяч тонн редкоземельных металлов обнаружили в Казахстане
80 лет Казахской национальной консерватории им. Курмангазы
Жамбылские школьники показали лучшие знания по республике
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Кызылординский рис: от поля до стола
Грустные думки аграрные
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты

Читайте также

Гвардеец занял призовое место в международном песенном конк…
По вопросам укрепления межэтнического согласия
Аким региона встретился с жителями Жанаозена
Новоселье на старом месте

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]