Президентская вертикаль: исторический выбор народа Казахстана

2435
Амерхан Рахимжанов, директор Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, доктор политических наук, профессор

Чтобы понять политическую важность первых всенародных выборов для казахстанцев, предлагаем взглянуть на следующие факты из истории Казахстана советского периода. Так, в этот период (с 1920 по 1991 год) только четверо из 19 назначенных Москвой первых секретарей ЦК Компартии Казахстана являлись представителями республики: это Мухамедхафий Мурзагалиев, Жумабай Шаяхметов, Динмухамед Кунаев и Нурсултан Назарбаев.

События, произошедшие в декабре 1986 года, когда было жестко подавлено демократическое волеизъявление молодежи против диктата Москвы, показали: так больше не может продолжаться. Об этом Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан
Назарбаев в своей книге «На пороге XXI века» вспоминает следующим образом: «…Это было первое выступление людей, искренне поверивших в демократические перемены, поверивших слову М. С. Горбачева. На устах у них был один вопрос: «Почему, даже не поинтересовавшись мнением людей, привезли руководить республикой человека, который не знал ни Казахстана, ни населяющего его народа, ни его традиций и культуры?» И ответом на этот простой и правомерный вопрос было жестокое подавление митинга с беспощадным избиением и кровью девушек и юношей… Впоследствии мне неоднократно пришлось убеждать многих, в том числе и М. С. Горбачева, о снятии обвинения в национализме со всего казахского народа. Политбюро ЦК КПСС вынуждено было отменить свое собственное решение».

22 июня 1989 года Нурсултан Абишевич Назарбаев был избран первым секретарем ЦК Компартии Казахской ССР. Затем, 24 апреля 1990 года, Верховный Совет Казахской ССР избрал Нурсултана Абишевича Назарбаева Президентом Казахской ССР.

Вместе с тем Нурсултан Назарбаев хорошо понимал, что только прямое избрание избирателями первого руководителя республики является основным мерилом полного доверия. И это подтверждают следующие слова Нурсултана Абишевича в книге «Эра независимости»: «Я был абсолютно убежден, что в сложившихся социально-политических обстоятельствах только доверие, подтвержденное соотечественниками на избирательных участках, даст подлинное право на лидерство. Новые выборы должны были наполнить понятие суверенитета живым и убедительным содержанием, поднять международный престиж Казахстана и выдать Президенту, кто бы им ни был избран, мандат на решительные действия в сложной обстановке».

Таким образом, согласно принятому Закону «О выборах Президента Казахской ССР» от 16 октября 1991 года, инициатором которого стал Первый Президент Казахстана, 1 декабря 1991 года в результате первых всенародных выборов Нурсултан Назарбаев был избран на пост Президента Казахской ССР. Он набрал 98,8% голосов. Спустя 10 дней Первый Президент подписал закон о переименовании Казахской ССР в Рес­публику Казахстан.

О тех судьбоносных днях в продолжении вышеуказанной книги Елбасы пишет: «Всю первую рабочую неделю после выборов я посвятил работе над текстом Закона «О государственной независимости Республики Казахстан». 16 декабря 1991 года – в день, когда этот закон был подписан, на политической карте мира появилось новое независимое государство… Я считаю, что День Независимости должен быть не только официально утвержденной праздничной датой. Этот день несет в себе гораздо большую смысловую нагрузку. Он стал точкой и в то же время новым началом в нашей борьбе за свою независимость. Сегодня каждый казахстанец может праздновать его и как день своей личной независимости и успеха».

С этого момента перед Первым Президентом Казахстана стояла архисложная задача: сделать Казахстан действительно независимой страной, в первую очередь на международной арене.

Ни для кого не секрет, что одной из главных причин распада некогда «всемогущего» Советского Союза стал провал перестройки М. С. Горбачева, так как провозглашенные им директивы были лозунгами, не имеющими под собой четкой концепции и стратегии развития. Следующий показательный пример, опубликованный в книге Нурсултана Назарбаева «На пороге XXI века», подтверждает вышеназванное.

На заседании Съезда народных депутатов СССР в июле 1990 года от М. С. Горбачева потребовали выступить с планом выхода из кризиса. Во время перерыва он приглашает Нурсултана Назарбаева и других в зал президиума и советуется, о чем ему говорить. Никто не смог сказать ничего вразумительного, только Нурсултан Абишевич
Назарбаев изложил свои рабочие тезисы. В свою очередь Михаил Сергеевич забирает рукопись Нурсултана Абишевича и на следующий день выступает с этим текстом, даже не развивая и не раскрывая содержания рабочих тезисов.

Данный случай Нурсултан Назарбаев характеризует следующим образом: «Для меня это был еще один показатель кризиса М. Горбачева, который не смог мобилизовать своих многочисленных помощников для концептуальной работы над важнейшим для страны вопросом. Это был классичес­кий пример человеческой раздвоенности. Руководитель любого уровня должен быть самостоятельным и решительным, а главе супердержавы это качество необходимо, как воздух. Мне неоднократно приходилось говорить с М. С. Горбачевым на эти темы наедине и критиковать его с трибуны публично. Он обижался…»

Нам только остается поражаться широкому кругозору и аналитичес­кому уму Нурсултана Абишевича, позволившему мыслить не только на уровне союзной республики, но и всего Советского Союза!

Именно в этот период, когда страна задыхалась в атмосфере немыс­лимой путаницы, замешательства, вызванных противоречивыми и лживыми заявлениями и обещаниями своих лидеров, Нурсултан Абишевич Назарбаев, осознавая провал горбачевской перестройки, а также почувствовав приближающийся крах Советского Союза, уверенно взял на себя ответственность защищать свой народ от этих катаклизмов.

В книге «На пороге XXI века» он размышляет следующим образом: «Позором власти, объявившей себя демократической, стал ввод войск в Баку, Тбилиси, Вильнюс, где женщины и дети пали жертвами военной машины. В этом я убедился лично, будучи избранным в состав комиссии Съезда народных депутатов по событиям в Тбилиси. Полное бездействие, за редким исключением, всей админист­ративной иерархии, занятой сохранением самой себя, поставило передо мной проблему выбора. Нужно было или сохранить себя в системе, которая уходила в Историю, или начать формирование своей «зоны ответственности» за Казахстан. После путча и вовсе как будто прозвучала команда: «Спасайся кто может». И тут уже я должен был действовать во имя тех, перед кем отвечал, – казахстанцев, избравших меня своим президентом».

После первых президентских выборов Нурсултан Назарбаев среди руководителей постсоветских государств стал одним из ведущих политических лидеров. Это подтверждают первые встречи с такими известными государственными деятелями, как Маргарет Тэтчер, Бейкер, Геншер и другими. Из истории известно, что они меняли маршруты своих поездок, чтобы лично познакомиться с молодым Президентом Казахстана.

По нашему мнению, главной причиной этих встреч был обмен мнениями в контексте построения новой системы международных отношений вместо того миропорядка, который держался на противоборстве двух систем, в ходе которого происходили не только конфронтация, но и гигантский рост гонки вооружений. В то же время западные лидеры старались в первую очередь наладить отношения со странами, которые стали полноправными хозяевами ядерного оружия на своей территории.

В теории политической легитимнос­ти, в развитие которой внесли значительный вклад такие политические мыслители, как М. Вебер, Д. Истон, С. Липсет, Ж.-Л. Шабо и другие, есть принцип, что успех или неуспех реформаторского правительства зависит во многом от его способности получить признание и доверие общества. В политической науке такая процедура называется легитимацией, а достигае­мое с ее помощью отношение между обществом и государством – легитимностью. При этом легитимность – основа стабильности, а стабильность – основа развития.

В связи с этим в первые годы независимости перед Первым Президентом Казахстана стояла важнейшая задача по обеспечению внешнеполитической и внутриполитической легитимации. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что Нурсултан Назарбаев обеспечил внешнеполитическую легитимацию, закрыв Семипалатинский ядерный полигон и объявив Казахстан безъядерным государством с получением гарантии ведущих государств, а также реализовал внутриполитичес­кую легитимацию по принципу «сначала экономика, потом – политика».

Таким образом, в этот период под руководством Нурсултана Назарбаева Казахстан успешно осуществил «тройной транзит» в экономической, социальной и общественно-политической сферах: была создана новая политическая система, сформированы механизмы рыночной экономики, заложен фундамент правового государства, обеспечено этническое и религиозное согласие в обществе, наше молодое государство признали в мире в качестве полноправного члена ООН.

При этом нынешнее и будущее поколения должны всегда помнить, что Нурсултану Абишевичу пришлось нелегко в реализации этих сложных задач. Думаем, следующие цитаты Первого Президента из книги «Эра независимости» всецело раскрывают, насколько это было трудно: «Мне удалось повидать многое за эти годы. Не перечесть всех трудностей и волнений, бессонных ночей и тяжелейших, наполненных напряженной работой дней. Я встречался с крупными политиками, оказавшими и продолжающими оказывать влияние на судьбы целых государств, с людьми, принимавшими решения, от которых зависел облик современного мира».

Как выше было отмечено, важнейшее значение для налаживания отношений с зарубежным миром имели решение Первого Президента Казахстана о закры­тии Семипалатинского полигона и провозглашение Казахстана безъядерным государством. Верный соратник Елбасы – министр иностранных дел РК в 1994–1999, 2003–2007 годах, Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей книге «Преодоление» пишет: «По существу отсчет вхождения нашего государства в мировое сообщество можно вести именно с принятия данного решения, имеющего далеко идущего последствия. В противном случае невозможно было бы с уверенностью говорить о благоприятных перспективах Казах­стана как независимого государства».

Но прежде чем отказаться от ядерного статуса, Казахстану нужны были гарантии безопасности. Поэтому Нурсултану Абишевичу пришлось вес­ти жесткие переговоры с руководством США, особенно это проявилось в переговорах с тогдашним госсекретарем США Дж. Бейкером и его преемником в годы президентства Б. Клинтона Уорреном Кристофером.

О своем первом официальном визите в США, состоявшемся в мае 1992 года, Нурсултан Назарбаев вспоминает следующим образом: «Как я и предполагал, добиться успеха было нелегко. Первоначальные документы, которые нам предложили подписать, сильно изменились. Я спорил по каждому воп­росу, по каждому пункту. Это была тяжелая работа. Только в одно утро Джеймс Бейкер встречался со мной четырежды, каждый раз уходил от меня, озадаченный, к своему президенту. В конце концов они пошли на прессинг и заявили: «Если мы сегодня не подпишем документ по ядерному оружию, завтра не будут подписаны все остальные межгосударственные документы». А там – важнейшие вопросы экономического сотрудничества, но никаких гарантий безопасности Казахстана. Я решил стоять до конца и объявил, что в таком случае будем собираться обратно. И тогда американцы вынуждены были уступить, и мы подписали документ о том, что США предоставят нам такие гарантии».

Также до первого официального визита Первого Президента Казахстана в США в декабре 1991 года состоялась его встреча с госсекретарем США Дж. Бейкером. Вспоминая те напряженные дни, Дж. Бейкер в своих мемуарах «Политика дипломатии» пишет следующее: «Когда я добрался до своей комнаты в три часа утра, я чувствовал, что мои три часа, проведенные с Назарбаевым, были среди лучших встреч, которые я имел до этого. Он был впечатляющим лидером, одним из тех, кого нельзя переоценить… Назарбаев имеет и видение того, как поставить дело на твердую почву».

В 1992 году официальные лица США хотели, чтобы Казахстан подписал ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия) в качестве безъядер­ной страны. Но тогда Казахстан отказался от этого по следующим причинам. Нурсултан Назарбаев понимал, что альтернативы безъядерному статусу не может быть. Но перед казахстанским Лидером, как мы уже отмечали, стояла и другая задача – обеспечить безопасность Казахстана в очень трудных условиях системной нестабильности, охватившей весь мир. В связи с этим Первому Президенту пришлось сделать несколько резких заявлений, которые впоследствии подтолкнули ядерные государства к предоставлению гарантий территориальной целостности и суверенитета Казахстана.

Так, в интервью американскому телевидению в 1991 году было заявлено: «Казахстан получил в наследство ядерное оружие и должен будет его сохранить в будущем. Мы не можем позволять другим республикам, даже самим сильным, брать под контроль ядерное оружие, находящееся на нашей территории». В другом интервью, газете «Вашингтон пост», его позиция была более конкретизирована: «Мы не знаем, что произойдет с содружеством, что произойдет с российским руководством. Почему США не требуют того же (безоговорочного присоединения к ДНЯО), что они требуют от нас, от Индии и Пакистана? Почему вы оказываете такой нажим на Казахстан? Это некорректно…» Такая позиция Нурсултана Назарбаева серьезно взволновала Запад, и в Казахстан зачастили зарубежные визитеры. Одним из таких гостей был госсекретарь У. Кристофер из администрации Б. Клинтона, поначалу не захотевший отвечать за предыдущие договоренности.

Целью У. Кристофера было склонить Казахстан к подписанию Договора о нераспространении ядерного оружия, ничего не получив взамен. В свою очередь Нурсултан Назарбаев сразу заявил, что к договору Казахстан не присоединится, уничтожать ядерные ракеты не будет и в соответствии с договором СНВ-1 будет сокращать ракеты постепенно, пропорционально остальным странам.

Обескураженный эмиссар президента США У. Кристофер был вынужден признать, что казахстанский руководитель – «твердый орешек», с которым непросто договориться. В Вашингтоне недооценили компетентность казах­станского Лидера. А газета «Нью-Йорк таймс» 24 октября опубликовала объемный материал Элейн Сиолино под названием «Казах использует Америку для повышения своей репутации». Приводим один фрагмент: «Президент Казахстана сыграл в политику сегодня с Соединенными Штатами и победил. Было запланировано, что Президент Назарбаев и госсекретарь Уоррен Кристофер подпишут и отпразднуют техническое соглашение, которое в деталях расписывает то, как Казахстан потратит 85 миллио­нов долларов американской помощи для демонтирования ядерного оружия. Но когда г-н Кристофер сегодня утром прибыл в кабинет Назарбаева, казахский Лидер предложил ему отложить свою ручку. «Конечно, Казахстан желает подписать соглашение, – сказал он, – но только… лицом к лицу с Клинтоном».

Уже через месяц в Алматы прибыл один из наиболее высоких по должнос­ти руководителей американской адми­нистрации – вице-президент США Альберт Гор. Результатом встреч Нурсултана Назарбаева и Альберта Гора стало подписание крайне важного документа – соглашения о демонтаже шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварий и предотвращении распространения ядерного оружия. Как отмечает непосредственный свидетель выше­упомянутых исторических событий Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, «заключение данного соглашения имело широкий международный резонанс и пошло на пользу Казахстану, делавшему первые самостоятельные шаги в сфере дипломатии».

Также большим вкладом Нурсултана Назарбаева в дело нераспространения ядерного оружия является продажа около 600 кг высокообогащенного урана, хранившегося почти 20 лет на складах Ульбинского металлургичес­кого завода. В то время Казахстану невыгодно было нести затраты по его охране, более того, это становилось опасным не только для нашей страны, но и для всего мира, и Елбасы было принято решение продать этот уран.

Некоторые заинтересованные страны проявили интерес и предложили закупить сырье. По понятным причинам Казахстан отказал им, и в ходе переговоров с США, которые заверили, что уран будет находиться в надежных руках и не станет служить военным целям, была проведена операция «Сапфир» по вывозу смертоносного груза в США. Впоследствии президент США Б. Клинтон дал следующую оценку успешно завершившейся операции: «Мир избавлен от еще одной угрозы ядерного терроризма и нерас­пространения ядерного оружия. Я ценю лидерство в этом Президента Нурсултана Назарбаева».

Таким образом, 26 мая 1995 года благодаря политической воле и твердому характеру Нурсултана Назарбаева была поставлена точка в проблеме ядерного оружия на территории Казахстана. В этот день Первый Президент Казахстана обратился ко всем гражданам страны и заявил, что последние смертоносные боеголовки вывезены с территории республики. Об итогах деятельности Казахстана в сфере глобальной безопасности в первые годы независимости сам Елбасы в книге «На пороге XXI века» пишет следующее: «В начале 90-х годов некоторые средства массовой информации критиковали меня за активную работу за рубежом. А как было не вести такую работу, если становление независимости Казахстана проходило в драматический период завершения целой эпохи «холодной войны», противостояния двух систем. В этих условиях нашей первоочередной задачей было обеспечение территориальной целостности и независимости республики, наполнение суверенитета реальным содержанием. Если кому-то сейчас пройденный этап представляется как триумфальное и победное шествие, то могу сказать, что сегодняшнее признание республики на международной арене, вступление в ведущие международные организации были результатом кропотливого и нелегкого труда». Невозможно к этому что-то добавить!

Нурсултан Назарбаев с начала 1990 года наряду с решением внешнеполитических проблем всерьез думал о том, что Казахстану придется самостоятельно выбираться из кризиса. В силу Москвы он не верил, так как к этому периоду единого экономического комплекса на территории страны уже не существовало. По подсчетам Первого Президента, более 95% предприятий Казахстана управлялись из Москвы, и в условиях бессильного центра все это непосредственным образом сказывалось на экономическом состоянии республики.

Нурсултан Абишевич, отчетливо понимая, что Казахстану достаточно скоро придется пускаться в самостоя­тельное экономическое плавание, начал готовиться к совершенно иной экономической и государственной ситуации. Конечно, казахстанскому Лидеру было непросто осваивать совершенно новые экономические подходы. Однако хорошо знавший положение экономики СССР и Казахстана, он начал усиленно изучать опыт перехода к рынку других стран.

В это время он принимает решение о создании Высшего экономического совета. Таким образом, под руководством Первого Президента Казахстана были сделаны первые шаги в разработке рыночной экономической политики Казахстана.

В сложный период становления независимой республики Нурсултану Абишевичу Назарбаеву пришлось буквально на ходу решать ключевой вопрос экономики – срочного ввода национальной валюты. Первым Президентом был утвержден дизайн, по которому были изготовлены клише, а образцы денег хранились в сейфе в Великобритании. В это время в Моск­ве начались разговоры о том, что рублевая зона не может сохраниться, что у союзных республик разные уровни развития… Нурсултан Назарбаев, понимая, что это предвещает развал рублевой зоны, дал соответствующее поручение, и в 1992 году по заказу Казахстана в Великобритании была отпечатана национальная валюта – тенге. Благодаря политической и экономической прозорливости Елбасы Казахстан провел беспрецедентный в мире по скорости ввод новой, нацио­нальной валюты.

В политике личные отношения порой играют важнейшую роль. Сегодня исторические факты и биографические детали позволяют уверенно сказать, что личные отношения Нурсултана Назарбаева с Борисом Ельциным, Цзян Цзэминем, руководителями стран Цент­ральной Азии позволили Казахстану на равноправной и конструктивной основе решить вопросы государственных границ с крупнейшими государствами мира, нашими соседями. При этом особенно важно то, что Первый Президент Казахстана налаживал личные отношения и использовал их для укрепления независимости молодого государства.

Спустя 20 лет с момента избрания Первого Президента Казахстана, 10 декабря 2011 года, Сенат Парламента Республики Казахстан принял Закон «О внесении дополнения в Закон РК «О праздниках в Республике Казахстан». В соответствии с этим документом 1 декабря было объявлено Днем Первого Президента, и народ Казахстана в нынешнем году будет отмечать его в 8-й раз.

Относительно важности предстоя­щего государственного праздника – Дня Первого Президента Республики Казахстан – хотим привести слова основателя независимого Казахстана, выдающегося реформатора Нурсултана Абишевича Назарбаева, высказанные в ходе интервью казахстанским СМИ. Он отметил следующее: «…Первого декабря 1991 года Казахстан впервые выбрал новый путь развития – президентское правление. Эта система была установлена на всенародном референдуме. И благодаря президентской вертикали, действующей с 1991 года, страна добилась успеха».

Действительно, сегодня с уверен­ностью можем сказать, что Респуб­лика Казахстан за относительно короткий срок превратилась в совре­менную страну с национальной государственностью, эффективной рыночной экономикой, демократическим общест­венным устройством и высоким международным авторитетом. Выступая в нынешнем году, 12 нояб­ря, в Назарбаев центре на площадке Astana Club, Нурсултан Назарбаев
среди достижений Казахстана со времен независимости назвал поднятие экономики, укрепление положения на карте мира, статус «уважаемой страны», а также создание столицы.

Как отметил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: «Нурсултан Назарбаев уже вошел в мировую историю как выдающийся реформатор, он сумел трансформировать Казахстан в современное передовое государство, вошедшее в группу 50 наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира. Его экономические и политичес­кие реформы стали символом мудрой государственной политики, поэтому зарубежные эксперты называют реформы Елбасы как казахстанский путь или казахстанская модель».

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Актау станет международным курортом
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Всегда на линии огня
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
На острие волны – соломенные тюки
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Полководец. Писатель. Патриот
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]