Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан опроверг претензии Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" в связи с вопросом о налогообложении недропользователей, добывающих подземные воды, распространив соответствующие пояснения, передает
Kazpravda.kz.
"Суть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) основана на том, что, получая временное право на добычу подземной воды или любого другого полезного ископаемого, недропользователь не становится собственником выделенного ему месторождения и полезных ископаемых, находящихся в нем. Недропользователь получает только право поднять на поверхность находящиеся в недрах полезные ископаемые в течение определенного контрактом либо разрешением срока. Сами недра и полезные ископаемые в них принадлежат народу и государству. Налог на добычу полезных ископаемых является своеобразной ценой продажи государством от лица народа Казахстана добытых полезных ископаемых недропользователю", – пояснила пресс-секретарь КГД Минфина Райхан Шарипова.
Представитель госкомитета обратила внимание на то, что с конца 2014 года по настоящее время органами налоговой службы проводился камеральный контроль правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод за период с 2009 года по настоящее время.
"В ходе контроля установлено, что налогоплательщики, осуществляющие добычу и дальнейшую реализацию подземной воды, исчисляют налоги, исходя не из цены фактической реализации воды, а исходя из себестоимости ее подъема на поверхность, что является нарушением норм налогового законодательства. Более того, понимая, что уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод необходимо, исходя из средней цены их реализации, некоторые компании после введения в силу Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (10.12.2008 г. №100-IV) выделили в отдельные предприятия по добыче подземных вод и предприятия по их дальнейшей водоподготовке и расфасовке", – напомнила Шарипова.
Таким образом, была выстроена схема, при которой предприятие, осуществляющее добычу подземных вод, реализует ее предприятию, имеющему цех розлива воды по себестоимости либо с небольшой наценкой.
"Подобные схемы уклонения от уплаты налогов, применяемые отдельными крупными недропользователями, осуществляющими добычу подземных вод, исходя из норм существующего законодательства, являются законными, хотя и не приветствуются налоговыми органами. Те же предприятия, которые не оптимизировали свое налогообложение и продолжили добычу и дальнейший розлив воды в рамках одного предприятия, выбрали для себя не соответствующий налоговому законодательству метод определения налоговой базы на основе себестоимости добычи воды, а не на основе средней цены реализации, как предписывает закон", – сказала пресс-секретарь, добавив, что данные предприятия занижают налоговую базу для исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
В настоящее время производители минеральных вод уплачивают налог на добычу полезных ископаемых в размере порядка 2–3 тиынов с 1 литра добытой воды.
"То есть фактически государство продает недропользователям воду по 3 тиына за литр. При этом продажная, даже оптовая, цена не бывает ниже 30 тенге за литр. До конечного потребителя цена становится еще выше с учетом интересов многочисленных посредников. Органами налоговой службы недропользователям, осуществляющим добычу подземных вод, вменяется к уплате сумма в размере 10 процентов от средней цены реализации, то есть около 3 тенге за 1 литр. Как можно видеть, данная сумма не является астрономической, если уплачивать ее вовремя. Тем более сумма в 3 тенге на 1 литр никак не может повысить себестоимость продукции на 80%, как уверяют нас представители отдельных компаний", – указала Шарипова.
По словам представители Комитета госдоходов, основным доводом, на основании которого они отказываются применять действующую законную методику расчета НДПИ, является уверенность в том, что если добытую подземную воду пропустить через фильтрационное оборудование и разлить в бутылки, то данная вода перестает быть добытой подземной водой и превращается в совершенно другой продукт – бутилированную питьевую воду.
"То есть производители бутилированной воды пытаются уверить в том, что вода в бутылку попадает не из недр, а возникает каким-то другим образом в цехах розлива воды", – подчеркнула Шарипова.
При этом Комитет госдоходов также беспокоит то, что в Казахстане отдельные предприниматели применяют непрогрессивные системы водоочистки питьевой воды, которые приводят к огромным невосстановимым потерям.
"Так, отдельные недропользователи утверждают, что в ходе очистки воды они сливают в канализацию 50% и более добытой воды. Налоговое законодательство обязывает их уплачивать налог на добычу полезных ископаемых и за эту потерянную воду. Результатом такого хищнического и безалаберного использования ценнейшего природного ресурса является резкое увеличение себестоимости реализуемой воды", – отметила пресс-секретарь.
Таким образом, Комитет госдоходов считает свои расчеты по НДПИ верными. Данный вопрос представители госоргана будет повторно обсуждать с НПП.
Напомним, ранее заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Рустам Журсунов на
заседании Совета по защите прав предпринимателей Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" заявил о том, что налоговые органы выставляют предприятиям, добывающим и реализующим воду и напитки, счета об оплате огромных сумм по НДПИ и тем самым обрекают отраслевой бизнес на банкротство, и
предложил пересмотреть подход к формированию данного налога.