
В экспозиции представлены 80 графических работ, демонстрирующих особенности текстуры, света и тона в офортах и литографиях Мура. Графические листы созданы в 1949–1983 годах и охватывают все основные темы, волновавшие мастера, включая такие известные, как «Мать и дитя» и «Полулежащая фигура». Также выставлены девять контекстных фотографий скульптур и редкие экспонаты – пять скульптурных макетов и одна рабочая модель.
– Выставка путешествует по миру, демонстрируя творчество Генри Мура как гениального скульптора и графика, – сказала сотрудник музея им. А. Кастеева Светлана Кобжанова. – К сожалению, в коллекции нашего музея нет работ мастера. И открытие этой выставки в Алматы – событие в культурной жизни нашего города.
Она организована British Council (Британским советом) при поддержке компании «Шелл» в рамках празднования 20-летия British Council в Казахстане. Все представленные экспонаты – часть уникальной коллекции British Council, в которой собраны лучшие образцы британского искусства ХХ и XXI веков. Британский совет поддерживал художника с 1943 года. Об этом свидетельствуют выставки работ мастера, организованные советом по всему миру. Сам художник с благодарностью признавал роль British Council в становлении своей мировой славы. В 1984 году, когда отмечался полувековой юбилей организации, Генри Мур передал ей в дар двести своих лучших графических работ, пополнив уже существующую коллекцию.
– Творения Мура поняты и близки всем национальностям и во всех странах мира, – отметил британский эксперт, куратор выставки Дэвид Митчинсон. – Интерес к творчеству гениального мастера во всем мире по-прежнему высок, а его работы, некогда новаторские и спорные, вошли в сокровищницу мирового искусства.
Творчество Генри Мура – это пример подлинного новаторства в искусстве. Британский мастер продолжил традицию монументальной фигуративной пластики и обогатил ее новыми художественными методами формообразования. Он работал в самых разных направлениях, от вполне реалистических до чисто абстрактных. Большая часть творений мастера органически связана с природой и человеком. Именно поэтому художника привлекали образы, напоминавшие природные формы: древние камни, обтесанные стихиями за много веков; горные пещеры, вымытые подземными потоками; эмбрионы в материнском чреве; человеческое тело как целостная органическая система. Поразительная художественная цельность произведений Мура не имеет аналогов в истории скульптуры. Его творения с выгнутыми и вогнутыми плоскостями, с зияющими пустотами, с плавно и органично перетекающими друг в друга формами, передающие очертания человеческого тела, узнаваемы во всем мире. Мастер был убежден, что образ уже существует, заложен в материале, и скульптору лишь остается, следуя магии камня или дерева, выпустить его на свободу при помощи резца.
Мур создавал свои композиции из дерева, камня, бронзы, железобетона и терракоты, а также выполнил ряд произведений из дерева и свинца, части которых были скреплены туго натянутыми струнами или медной проволокой. И его знаменитая «Полулежащая фигура» тоже возникла не из разглядывания натурщиков, а из созерцания камней. Скульптор хотел что-то «извлечь» из камня – и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования», угадывания «желаний» самого материала.
Глядя на его работы, невозможно остаться равнодушным. Они производят сильное впечатление даже на неискушенного зрителя, к которому приходит понимание таких понятий, как гармония и красота.
А ведь признание и мировой успех пришли к художнику далеко не сразу. Впервые о Генри Муре заговорили как об оригинальном, интересном художнике только в 1941 году, когда он создал серию рисунков, посвященных будням военного Лондона. Зарисовки, сделанные в метро, где горожане укрывались от немецких бомбардировок, передали общее состояние беззащитности человека перед нависшей угрозой. Выставленные в Национальной галерее, эти рисунки потрясли страну.
В 40-е годы в творчестве Мура особенно выразительно зазвучала тема семьи: он создает свою «Семейную группу», где женщина, мужчина и ребенок, оставаясь каждый в своей образной форме, сливаются в единое, неразрывное целое. В 1948-м на венецианской выставке Биеннале он получил международную премию, а в 1953-м – такую же премию на Биеннале в Сан-Паулу.
Его работы украшают крупнейшие музеи мира и площади многих городов Европы и Америки. Одна из самых известных композиций Мура возвышается на вершине холма в Шотландии – «Король и королева» будто парят в небесных просторах. А знаменитая «Лежащая фигура», установленная в 1958 году перед зданием ЮНЕСКО в Париже, стала символом культуры минувшего столетия.
Марина МИХАЙЛОВА
фото Юрия Беккера