
…Большой город. Два миллиона жителей. Одна случайная встреча. Две судьбы. Он – обычный алматинский парень, студент и начинающий сценарист. Его жизнь течет спокойно и размеренно, пока в ней не появляется Она – красивая, дерзкая и бесстрашная. Она переворачивает все в его мире с ног на голову, внося неразбериху, хаос – и настоящую любовь. После всех встреч и приключений она внезапно исчезает из его жизни, навсегда изменив его… Казалось бы, ничего оригинального, а вот зритель не просто голосует за него своим кошельком, но и аплодирует.
Создателя «Он и она» отличают два качества: необычайная скромность, доброта и талант обаять любого, с кем он общается даже просто по скайпу. После окончания в 2009 году по программе «Болашак» факультета информационных технологий в Остине (США, штат Техас) Сакен Жолдас год работал в Сиэтле в штаб-квартире компании Мicrosoft, где сидит сам основатель системы Билл Гейтс. Он настолько доступен и откровенен в интервью, что вопросы кажутся лишними.
– Я собирался отработать здесь год, поступить за счет Майкрософта в магистратуру, и дома, в Казахстане, запустить с друзьями-айтишниками свой проект, – рассказывает Сакен. – Но случилась проблема в моей собственной семье, и я вернулся в Шымкент, мне нужно было быть рядом с родителями. Первое время я пытался работать на Мicrocoft из дома (руководство компании разрешило мне это), но не получалось. Во-первых, из-за разницы в часовых поясах; во-вторых, дома ситуация не улучшалась, и я уволился.
Из Америки я вернулся с камерой и, выходя из дому прогуляться, отвлекался от грустных мыслей тем, что снимал все вокруг – собаку, деревья, цветы, прохожих... Прошло месяцев 8, когда я зашел в близлежащий детский сад, чтобы снять свой первый социальный ролик. Было где-то около пяти вечера, детишки – старшая группа – играли на улице. Поговорив с воспитательницей, попросил разрешения провести среди них кастинг. Она им сказала: «Ага хочет снять вас на видео». Первое, на что я обратил внимание, – эти дети были совсем другими, чем мы когда-то. Они прогрессивнее, что ли. Малыши, не стесняясь, запросто задавали вопросы типа: «А какое кино вы будете снимать про нас?»
А я у них спрашивал: кем они хотят стать? Один мальчик заявил, что он будет папой. Другой – врачом, потому что его родители – врачи. Третий говорил, что папа играет на компьютере, и он тоже скоро все свое время будет проводить за ним. Четвертый: «Папа продает квас, и я, когда вырасту, вместе с ним буду продавать его».
На следующий день я выбрал 6–7 самых активных ребятишек и снова начал спрашивать, кем они хотят стать. На этот раз уже все записывал на видео. Сценарий, который я написал дома, не пригодился, потому что некоторые детишки не выговаривали слова, а другие просто не обращали на подсказки внимания. В общем, мне самому пришлось подстраиваться под них.
Вернувшись домой, смонтировал минутный ролик и вечером того же дня закинул в Фейсбук. Просыпаюсь утром – народ активно обсуждает высказывания ребятишек, закидывает ролик на свои странички, делится с друзьями...
Особенно всем понравился персонаж, заявивший, что хочет стать президентом. «Буду поднимать науку и уберу коррупцию», – заявил пацан. Я его, кстати, не подучивал, только чуть-чуть помогал наводящими вопросами довести до слушателей свои мысли.
Ролик заканчивался приколом: пятилетний претендент на пост главы государства уверенным голосом сообщил рядом стоящей девочке: «А ты будешь моей женой».
Этот минутный ролик меня вдохновил. Я понял, что, оказывается, не выходя из дома, не имея дорогой аппаратуры и помощников, можно донести до людей какую-то идею.
Накануне последних президентских выборов в Казахстане снял вторую часть ролика. Молодежь тогда писала в Фейсбуке, что ходить на выборы незачем. А я дружу с ребятами из молодежных организаций, и у меня была другая точка на этот счет. В этот раз мой персонаж играл президента, а другие дети докладывали ему, как идет голосование на избирательных участках. И вот «президент» говорит: «Уф! Устал я... Отправлю-ка сообщение народу: голосуйте за меня».
Я опять скинул свой ролик в Фейсбук. Алматинский акимат, оказывается, как раз искал нечто подобное. Так я впервые получил гонорар за свое видео.
К тому времени я понял, что большие профессиональные ролики без команды не снять. И стал потихоньку входить в сферу рекламного бизнеса, снял, например, ролик для Ксеll. Но у меня уже была мечта снять полнометражное кино. В Штатах я насмотрелся разных романтических молодежных мелодрам. Изучив здесь рынок, я понял, что и нашему зрителю тоже не хватает такого кино.
В начале 2011 года я начал делать презентации будущего фильма. Все расписал в цифрах, красиво оформил (я еще со школы увлекался дизайном) и отправлял своим друзьям и знакомым. Однажды звонит друг: «Слушай, тут один знакомый бизнесмен из Астаны заинтересовался твоим проектом. Слетай, поговори».
Виделись мы с потенциальным инвестором буквально минут 15, и то на парковке: он куда-то спешил. Я сказал, что все снимают про богатых и про разборки между ними, а молодому зрителю, к числу коих отношусь и я сам, и мои друзья, это не надо. «Они, – убеждал я, – хотят чего-то теплого и прикольного».
Из его реплик я понял, что мой собеседник (он сам еще нестарый человек, ему нет и сорока) смотрел мои ролики. Перед тем как сесть в машину, он спросил: «А ты сам-то веришь в свой проект?» – «Очень сильно!» – «О’кей!» – улыбнулся он.
Думал, как это обычно бывает, будет волокита, а мне через два дня пришел ответ: «Приступай, за финансы не волнуйся».
Я потом спрашивал у друга, который нас свел, почему бизнесмен так быстро согласился. «А он увидел, что ты горишь, и поверил в тебя». Так, оказывается, и сказал: «Я этому парню верю».
И вот на этом доверии я и снял «Он и она», свою первую полнометражную картину. Снимал всего 24 дня, а к выходу готовился полтора года – постпродакшн, монтаж…
Меня тогда поддерживали только родственники, а знакомые сомневались. «Честно, не ожидали, что будет такой успех», – говорили потом даже друзья. А я, может быть, не сильно шустрый в финансах, но если сильно верю во что-то, то стараюсь выложиться. Да, я не могу похвастаться оригинальностью сюжета, но самое главное – понравилось зрителю.
Бюджет ведь у нас был ограниченный, но мне очень здорово помогали знакомые. Кто дал для съемок свой дом, кто-то мотоцикл, кто картины для оформления интерьера. А еще повезло с командой. Продюсером у меня была Алия Мендыгожина, которая работала до этого в «Уроках гармонии». Мы с ней смогли подобрать классный актерский состав: Жанна Куанышева, Айжан Нурмагамбетова, Бахытжан Альпеисов, Азат Сейтметов, Асылхан Толеп... Больше всех была рада Айжан Нурмагамбетова. «Сбылась моя давняя мечта, – говорила певица. – Сними меня и в следующем своем проекте». А самое главное – была свобода действий. Я за это очень благодарен инвестору – он не напрягал.
Пробиться в прокат было сложно, но кинопрокатчиков можно понять. К ним приходят фильмы с бюджетом за 100 млн. долларов, а тут фильм с бюджетом в 300 тыс. Первый вопрос у любого прокатчика: какое может быть у фильма качество с такими деньгами? Конечно, хотелось бы, чтобы прокатчики поддерживали отечественное кино, но, с другой стороны, как я понял, если фильм хороший, то последнее слово остается за зрителем.
Очень волновался перед премьерой, в наше кино ведь зрители не верят. Но в глубине души был уверен в своей картине. Мои надежды оправдались: были дни, когда в кассах не оказывалось билетов.
Сейчас у меня уже имеется кинопортфолио, есть несколько киноидей, но это не означает, что я навсегда хочу уйти из сферы IT-инженерии. Я хочу сказать свое слово и там, и здесь…
Галия ШИМЫРБАЕВА, Алматы