Школа выживания

2994
Алла Серикбаева

Число жертв детского буллинга ежегодно растет в Казахстане. Негативное явление настолько распространилось, что о нем заговорили с высоких трибун.

фото с сайта_i.pinimg.com.

Выступая на Республиканском съезде педагогов, Президент Касым-Жомарт Токаев затронул тему буллинга в школах. «К сожалению, не прекращаются случаи посягательства и даже насилия среди учащихся, что, в свою очередь, провоцирует детей на суицид. Буллинг наносит непоправимый ущерб душевному состоянию и здоровью детей и подростков, оказывает негативное влияние на процесс обучения, влечет за собой отстраненность от социальной среды и ментальные нарушения. Государство должно обеспечить защиту прав и безопасность ребенка. Необходимо навсегда искоренить буллинг», – заявил Глава государства.

Школа должна стать самым безо­пасным местом, где дети будут чувствовать себя комфорт­но, – была дана именно такая установка. Причем Президент говорил об этом неоднократно, в том числе и в Послании народу: «Важно также психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется институционально усилить в образовательных учреж­дениях службу психологической поддержки, организовать единый телефон доверия и разработать действенную программу помощи жертвам насилия и буллинга».

Сегодня, к сожалению, учебные заведения не назовешь безопас­ными. Некоторые дети – далеко не милые создания, как принято считать, а настоящие монстры. Травля и издевательства процветают в казахстанских школах. Это проявляется во многих формах – оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки, распространение слухов и сплетен, а также бойкот – одна из самых опасных форм, поскольку чаще остальных приводит к суи­циду. Причем с каждым годом все больше детей страдают от «недружелюбного» общения.

Министерство здравоохранения опубликовало данные исследования Национального центра общественного здравоохранения за 2022 год, согласно которым 17,5% опрошенных детей время от времени подвергаются буллингу, 6,8% подростков два-три раза в месяц испытывают травлю и запугивание со стороны окружающих, 14,1% детей признались, что сами участвовали в буллинге по отношению к сверстникам. Буллинг наиболее распространен в начальной и средней школе. В ходе опроса выяснилось, что чаще травлей занимаются мальчики, а большинство жертв – среди детей 11 лет, их количество снижается по мере взросления к 15 годам.

Минздрав перечислил признаки того, что ребенок подвергся буллингу. Среди них: проблемы с концентрацией внимания, подавленность и угнетенное состояние, раздражительность и чувство неуверенности, повышенная чувствительность, боли в желудке, в спине, в затылке, в мышцах, нарушение сна, бедность социальных контактов.

В краткосрочной перспективе последствия буллинга затрагивают качество образования. В международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественно-научного образования TIMSS выявлено, что отсутствие безопаснос­ти и частые случаи школьного насилия отрицательно влияют на результаты обучения учеников. Также исследования говорят о том, что у учеников, замеченных в совершении буллинга, повышенный риск того, что впоследствии они будут хуже учиться, употреблять наркотические вещества, иметь агрессивное поведение.

В долгосрочной перспективе травля в школе влияет на моральное состояние детей. У подвергшихся буллингу возникают депрессивные расстройства, неврозы, вплоть до стойких и тяжких форм, которые могут сохраниться на многие годы. Основная опасность кроется в том, что жертва доводится до психически нестабильного состояния, которое может закончиться самоубийством или нападением на своих одноклассников.

В Минздраве отметили, что для профилактики буллинга учителям очень важно проявлять бдительность, а родителям выстраивать доверительные отношения с ребенком.

Виртуальная или реальная угроза?

Буллинг был во все времена, но раньше он назывался иначе. Сегодня это явление вышло за стены школ. Виной тому интернет-технологии. В итоге появился новый термин – кибербуллинг. Это не физическая, а виртуальная травля. Обидчики распространяют информацию жестокого, оскорбительного и унизительного содержания одним нажатием на клавишу.

Существуют разные способы давления на жертву в Сети. Чтобы скомпрометировать человека, могут создать страницу, копирую­щую его личную информацию, для дальнейшего оскорбления (например, учителей, родителей или друзей) якобы от его лица, чтобы таким образом испортить отношения с его окружением, опубликовать непристойные фотографии.

Согласно исследованию Нацио­нального центра общественного здравоохранения, чаще всего кибербуллингу подвергаются подростки 11–15 лет. В этом возрасте они более уязвимы, с пси­хологической точки зрения еще не умеют контролировать свои эмоции. Многие дети буквально «живут» в Сети и смартфонах, прак­тически не различая реальные и виртуальные события.

Жертвы кибербуллинга более уязвимы. Нет защиты в виде прекращения учебного дня – в личную жизнь могут вмешиваться постоянно, в любое время суток и по всевозможным каналам.

Еще одна особенность, делаю­щая этот вид буллинга более мощным оружием, – скорость распространения информации. В Интернете она разлетается в считанные секунды, и компрометирующее видео могут посмотреть сотни людей буквально за десять минут. Удалить полностью информацию, попавшую в Сеть, практически невозможно, и это требует больших затрат как времени, так и сил. Кроме этой сложности, противостоять кибератакам мешает возможность анонимности.

По статистике 70% детей, подвергшихся кибербуллингу, – девочки. Их обманным путем снимают на фото и видео, потом компрометирующее изображение выкладывают на сайт и вымогают деньги. В 99% случаев родители не хотят обращаться в правоохранительные органы, поскольку конфиденциальность выходит на первый план.

Легче предупредить, чем лечить

Доказано, что программы предупреждения и профилактики снижают уровень школьного насилия до 25%. Важным направлением деятельности многих развитых стран является предупреждение школьного насилия. Одной из первых антибуллинговых мер стала программа Д. Олвеуса (Olweus Anti-bullying Program), которая стартовала в 1983 году в Норвегии. Она предусматривает выполнение четырех целей: достижение единого понимания этого феномена, активное вовлечение родителей и учителей, разработка четких правил, а также поддержка и защита жертв буллинга. Программа считается одной из наиболее эффективных и широко распространена во многих европейских странах.

В Швеции есть своя программа – «Фарста» (Farsta Program), в рамках которой в каждой школе существует команда учителей. В случае буллинга они вмешиваются в ситуацию. А в школах Дании проводят так называемый «парламентский день», когда дети могут открыто говорить о существующих проблемах и предлагать методы их решения. В Великобритании же педагоги также проходят специальную подготовку в целях предотвращения всех форм кибербуллинга, а во Франции следят за блогами учеников и помогают жерт­вам, при этом агрессорам грозит исключение из школы. В Канаде разработкой методики предот­вращения кибербуллинга в отношении школьников занимается крупная организация, в которую входят ученые-исследователи и молодежные организации. А в Японии с 2013 года действует закон о развитии мер предотвращения издевательств.

И, наконец, в Нидерландах программа для учеников начальных классов «Мирная школа» направлена на развитие социальных компетенций и демократических ценностей. В нее активно включены родители учеников, и даже проводятся сеансы медитации. Также в стране действует программа Rebounds, суть которой в предоставлении отдельного временного здания ученикам с проблемным поведением, на которых не подействовали школьные меры. После работы над их поведенческими и социальными навыками таких школьников возвращают в обычную школу.

В Казахстане инициативы менее масштабны. Это связано с относительно недавним становлением школьной психологической службы, от которой в немалой степени зависит климат в стенах учебного заведения. Первые специалисты появились только в конце 1980-х годов. Официально же должность педагога-психолога ввели в республике лишь в 2008 году. Для сравнения, в Дании школьная психологическая служба начала свою работу в 1934 году, Гонконге (КНР) – в 1959-м.

Тем не менее в этом направлении сделано немало. В отечественном законодательстве определение «буллинг» появилось сравнительно недавно. В законах «Об образовании» и «О правах ребенка» это понятие расшифровывается, как «систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций, и (или) онлайн-платформ (кибербуллинг)».

В мае прошлого года Глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации». Он вызвал бурное обсуждение в обществе и Парламенте. Законодательные поправки направлены на защиту детей от травли, в том числе в социальных сетях. Уполномоченный орган в области средств массовой информации наделен компетенцией по проведению экспертизы по фактам кибербуллинга в отношении ребенка и определению оснований для приостановления доступа к интернет-ресурсам. По предложению сенаторов госорган не может по своему усмотрению ограничивать или приостанавливать работу интернет-ресурсов, социальных сетей и мессенджеров, а удалять можно будет лишь ту информацию, которую признают кибербуллингом исключительно в отношении ребенка. В свою очередь, что является кибербуллингом в отношении детей, а что нет, депутаты предложили решать специально созданной экспертной группе.

В конце 2022 года министр просвещения своим приказом утвер­дил Правила профилактики травли (буллинга) ребенка, согласно которым администрация организации образования должна вести профилактику и предупреждение данного явления, а также создавать условия в образовательной среде, направленные на формирование уважения прав и интересов участников образовательного процесса, культуры нулевой терпимости к травле ребенка. К данной работе привлекаются представители родительской общественности, заинтересованных государственных органов, неправительственных организаций, деятельность которых не противоречит защите прав участников образовательного процесса.

В Алматы уже создано независимое антибуллинговое сооб­щество, где эксперты, психологи, медиаторы и тренеры по детской безопасности помогают справиться с этой проблемой.

Однако на законодательном уровне далеко не все вопросы, касающиеся буллинга, решены. Так, в Административном и Уголовном кодексах ответственнос­ти за травлю по-прежнему нет.

Уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева сообщала, что совместно с госорганами и депутатами Парламента разработан законопроект по обеспечению безопасности детей, который был представлен в рамках Межведомственного совещания в Генеральной прокуратуре. Он включает в себя 55 позиций, затрагивая четыре кодекса и 10 законов.

Также в целях профилактики буллинга и суицида в школах уполномоченным по правам ребенка совместно с Министерством просвещения ведется работа по внедрению в течение двух лет одной из лучших в мире антибуллинговых программ, которую адаптируют с учетом национальных традиций. Кроме того, в регионах будут открыты центры психологической помощи детям.

Недавно заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха в кулуарах Сената сообщил, что в Казахстане существует законодательство, регулирующее тяжкие преступления, такие как убийства и нанесение телесных повреж­дений, но буллинг остается вне поля зрения закона. Учитывая предложения детского омбудс­мена ввести административную ответственность за травлю, этот вопрос намерены всесторонне рассмотреть. В первую очередь нужно уточнить следующее: какие действия следует рассмат­ривать под этим понятием, кто должен пресекать травлю – учителя, комиссии по делам несовершеннолетних или полиция, кого и как привлекать к ответственности, выработать конкретные санкции. Замминистра предположил, что если ребенок младше 16 лет, то ответственность будут нести родители.

К слову, депутаты предлагали в Кодекс РК об административных правонарушениях ввести ответственность за неуведомление руководителем образовательной организации о случаях буллинга и кибербуллинга в отношении участника образовательного процесса, а также создать службы социальной реабилитации и примирения в школах для пред­отвращения конфликтов и противостояний между учащимися.

Общая задача

Психологи различают в буллинге много ролей, но есть три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (в стороне от конфликта, но все равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва. Причем жертвой может стать абсолютно любой ребенок, вне зависимости от благополучия семьи, заботы родителей и уровня развития.

С данным явлением столкнулась ученица 5-го класса одной из столичных школ. Ее мама, не захотевшая называть свое имя, рассказала, что после переезда семьи в Астану дочь пошла в новую школу. Однако взаимоотношения с одноклассниками не сложились. Девочка поначалу не жаловалась, но мать стала замечать ее тревожность и нежелание ходить в школу.

– Когда мы жили в другом городе, у дочери были хорошие отношения с одноклассниками, она хорошо училась. Но в новой школе все стало иначе. Я видела, что она изменилась, стала грустной, замк­нутой, раздражительной. Сначала она ничего не хотела мне рассказывать, но однажды пришла со школы в слезах и призналась, что одноклассники ее обижают. Они смеялись над тем, как она одевалась, над ее косой и даже над тем, как она с выражением читала стихи. В общем, по любому поводу. Я решила поговорить с классным руководителем, но она заверила, что класс хороший, дружный, и у моей девочки просто такой процесс адаптации, – рассказала женщина.

Через полгода обучения в новом классе ситуация не улучшилась, а наоборот, усугубилась. Девочка вышла из школьного чата, удалила все странички в соц­сетях, стала еще более замк­нутой, скатилась в плане обучения и начала прогуливать уроки.

– Самое печальное, что учителя и руководство школы не хотели меня слышать и признавать факт буллинга. Не желая мириться с этим и боясь за моральное и физическое состояние своего ребенка, я перевела дочь в другую школу. Сейчас она вновь улыбается и обрела новых друзей, – поведала столичная жительница.

Специалисты считают, что травля требует раннего вмешательства, поскольку ребенок не должен остаться один на один с насилием.

– Ребенок имеет несколько этапов развития. Понимание последствий своих действий формируется по физиологии примерно к 17–18 годам, поэтому этот фактор учитывается законодательством. Мы, взрослые, должны понимать, что ребенок познает мир через то, что слышит, видит и чувствует. Фокус внимания у детей кратко­срочный, поэтому ребенок увлекается эмоцией и легко входит в эмоциональное состояние толпы. Говоря о детской жестокос­ти, нужно отметить, что в этом случае включается инстинкт превосходства, эти действия могут сопровождаться смехом, вызывая внутреннюю истерию, которую сложно остановить, – объясняет психолог коуч-мотиватор Ирина Шуленбаева.

По ее словам, агрессивному состоянию подвержены далеко не все дети.

– Многие думают, что это из-за дефицита внимания, любви и ласки. Но чаще всего виной всему узкое мировоззрение, отсутствие интересов, трудности в жизни, которые дети считывают с окружающих взрослых. Кто может стать объектом травли? Каждый ребенок может столкнуться с подавлением личности, но больше этому подвержены дети, которым выгодно входить в состояние жертвы, потому что только так на них обращают внимание. В числе жертв и дети, которых приучают к сопротивлению, недоверию. Ребенок, у которого много интересного в жизни, чувствует себя комфортно в этом мире, не будет испытывать длительный стресс, и для агрессоров он будет не интересен, – говорит Ирина Шуленбаева.

Важно понимать, что буллинг – проблема не только самой школы. На агрессивное поведение школьников влияет множество факторов: личностные, семейные, средовые, ситуационные и социальные. Поэтому для соз­дания комфортного климата необходима совместная работа школьных психологов, педагогов, родителей и общественности в целом.

Председатель республиканского общественного объединения «Союз отцов» Максутбек Айтмаганбет считает, что дети – это зеркало общества.

– Они именно такие, как и мы, взрослые. Исходя из этого, нужно задуматься о буллинге с точки зрения общества. Разве у нас нет той же травли, запугивания, издевательства или иных видов агрессивного поведения среди взрослого населения? На мой взгляд, есть. Мы часто это встречаем в общественных местах, на работе, на дороге. Та же статистика семейно-бытового насилия тому пример. Поэтому необходимо посмотреть на эту проблему гораздо шире и не винить в этом только детей. Родители также в этом виноваты и должны нести ответственность, – полагает Максутбек Айтмаганбет.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
Семей: что показать туристам?
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Не прошедшая аяваску, или Дышите маткой
Степь цветет, радует глаз
Самую глубокую голубую дыру на планете обнаружили в Мексике
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Чудотворную икону привезут в Алматы из Москвы
Чиновников оштрафовали за нарушения прав детей в Шымкенте
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуж…
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]