
Проезжий двор
Битва жителей городских микрорайонов с муниципальной властью за право ограждать территорию своих дворов от «чужаков» на автомобилях длится не один год. Тем временем шлагбаумы, ворота и глухая ограда стали атрибутами едва ли не каждого более или менее обособленного жилого массива и приметой современного Алматы.
«А что делать?» – задаются вопросом жители многоэтажек. И то правда – делать нечего. Избыток автотранспорта в тесном мегаполисе – это целый клубок проблем, одна из которых – дефицит парковок. Во дворах порой не хватает места для машин местных жильцов, а тут еще норовят присоседиться «заезжие» автопилоты.
Лихачи не стесняются объезжать по внутриквартальным дорогам пробки на магистральных улицах. На дворовых площадках авто-чужаки могут месяцами хранить свой транспорт. И совсем уж наказание жить по соседству с бизнес-центром или торговой точкой – машины здесь будут коптить с утра до глубокого вечера.
Вопрос окончательно созрел с внедрением платного паркинга в центральных районах города:
с тех пор автомобилисты все чаще ищут место для стоянки в укромных местах, чтобы сэкономить на паркомате.
А двор ведь не для этого. Он для играющей детворы, старушек на скамейках, тусующихся подростков, ну и прочего подобного… Вот и получается, что шлагбаум оказывается единственным средством обеспечения безопасной и комфортной коммунальной жизни на территории кондоминиумов и КСК.
Свои чужие
История с внутридворовыми шлагбаумами в мегаполисе складывалась, мягко говоря, непоследовательно. Формально такие препятствия устанавливать запрещалось, но их устанавливали – получалось, что в общем-то и можно. На самом деле в Правилах благоустройства территории города Алматы от 2007 года вопрос этот был вполне урегулирован: возведение и установка на проез-
дах дворовых территорий балок, блоков и иных ограждений, препятствующих передвижению спец-
автотранспорта, не допускались.
Воду начали мутить три года назад, когда бывший алматинский аким Бауыржан Байбек, объясняясь по поводу введения платной парковки, лично разрешил горожанам ставить шлагбаумы в своих дворах. Под это дело градоначальник пообещал новые административные правила. И действительно, соответствующие поправки вскоре появились на официальном сайте для общественных прений, но так же быстро и незаметно из Интернета исчезли.
В итоге ясности в щепетильном вопросе не стало больше. Не получалось выяснить даже главного: на самом ли деле установка парковочных барьеров является, как утверждают некоторые юристы, незаконным занятием государственной земли, фактически самозахватом – наказуемым административным правонарушением?
По сути, регламентирующего описания для монтажа шлагбау-
мов внутри жилых районов не было, и теперь нет. Если не считать прошлогодних поправок в приказ МВД РК, устанавливающий техрег-
ламент по обеспечению пожарной безопасности.
Так вот документ этот гласит: «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и источникам противопожарного водоснабжения должны быть доступными для проезда пожарной техники... При установке у въезда на территорию групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором), шлагбаумов организуется стационарный пост с круглосуточным дежурством персонала, и шлагбаумы обеспечиваются устройством для их ручного открывания».
Золотой шлагбаум
Министерский приказ – пока единственный официальный документ, признающий шлагбаумы как факт. Но, скорее, признание это понадобилось, чтобы «подобраться» к другому обстоятельству: парковочные ограничители часто препятствуют доступу на дворовые территории экстренных, специальных, коммунальных и других служб. А так быть не должно.
Другое дело, что обеспечить эти требования, по мнению разработчиков поправок, могут исключительно стационарные пос-ты с дежурным персоналом «для ручного открывания устройства», ведь ничего иного ведомственный приказ не подразумевает.
Надо ли говорить, но «ручное» управление во всем этом процессе – это когда в будке сидит охранник и нажимает на кнопку «поднять-опустить». Можно только догадываться, в какие деньги обошлась бы жильцам эта архаика: зарплата с положенными отчислениями в бюджет трех-четырех работников, рабочее место, обеспеченное светом, теплом и водой... А если представить, что шлагбаум закрывает территорию одной-единственной типовой пятиэтажки? Страшные ж цифры получатся.
Неудивительно, что попытки уравновесить интересы всех сторон пока не имели большого успеха. Не договорившиеся соседи продолжают в знак протеста ломать и воровать шлагбаумы, в оперативных службах жалуются, что не могут вовремя прибыть на место ЧП из-за искусственных препятствий, а сотрудники районных акиматов регулярно выносят решения о демонтаже незаконных конструкций и штрафах на объекты кондоминиума.
Паркуй по правилам
В этом году городской акимат готовится юридически урегулировать ситуацию с шлагбаумами в жилых микрорайонах – в начале марта новый нормативный документ прошел публичное обсуждение. Правда, это чуть не обернулось новыми неприятностями.
Для текста поправок в Правила благоустройства территории Алматы была взята калька с уже упомянутого приказа МВД и изложена в близкой редакции: «Допускается установка шлагбаумов, обеспеченных устройством для их ручного открывания, у въезда на территории тупиковых групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором), при условии организации стационарного поста с круглосуточным дежурством персонала».
То есть требование обслуживать внутридворовые шлагбаумы «живой» силой дежурных пос-
тов в регулирующих документах для городского коммунального
устройства становилось единственным и основным.
Выше мы пытались представить, чем грозит такое нововведение горожанам. Выбор у них точно оказался бы невеликим: согласиться на увеличение содержания спецограждения, а это должны быть голоса не менее 2⁄3 жителей обслуживаемого дома, либо совсем отказаться от затратной секьюрити-службы.
Как раз благодаря онлайн-обсуждению спорную инициативу дополнили другие варианты – большей частью из концепции «умного» шлагбаума. Технологические новинки такого рода давно стали доступными, ими пользуются не только в развитых странах и не только жители smart-городов.
Современные устройства в доли секунды распознают транспорт спецслужб и пропускают его на закрытую территорию. Они сопрягаются со специальными приложениями на смартфоне, которые расшифровывают замочный код. Есть системы, основанные на сличении автономеров через видеокамеры или специфический звук сирен, открыть шлагбаум можно по кодовому телефонному звонку или универсальным электронным ключом.
Соглашаясь с этими соображениями, разработчики поправок обещали продолжить пункт о «стационарных постах с круглосуточным дежурством персонала» дополнением: «либо оснащенных устройством автоматического открывания для автомобилей экстренных служб». Теперь-то точно можно думать, что для дворовых шлагбаумов готов целый набор средств для легализации.
Но проблему запаркованности алматинских дворов и улиц точно не решит ни один суперсовременный шлагбаум. Эксперты настойчиво говорят о комплексном подходе, где акценты должны быть расставлены на качестве и привлекательности услуг общественного транспорта и ужесточении контроля за соблюдением правил парковки автотранспорта.