​Система закупок: ожидания и реалии

2708
Беседовал Глеб Малых

– Правительством совместно с НПП РК «Атамекен» проводится активная работа по совершенствованию системы закупок. Расскажите о ее результатах.

– С начала года на площадке Правительства было проведено более 10 совещаний, посвященных рассмотрению путей решения проблемных моментов как в сфере госзакупок, так закупок в квазигосударственном секторе. И нам удалось добиться весьма серьезных результатов в пользу предпринимателей.

Национальная палата активно вносила комплексные предложения, направленные на улучшение транспарентности проведения закупок, повышение ответственности уполномоченного органа, совершенствование кодификации, увеличение количества объема конкурентных закупок и снятие избыточных барьеров, возникающих у малого и среднего бизнеса при участии в процессе.

Хотелось бы отметить, что Правительством концептуально поддержаны основные предложения «Атамекена». В части закупок квазигосударственного сектора проведена предметная работа непосредственно с фондом «Сам­рук-Казына», по итогам которой достигнуты значительные результаты.

Во-первых, стоит отметить высокую значимость работы по совершенствованию Единого номенклатурного справочника товаров, работ и услуг (ЕНС ТРУ), так как и государственные закупки, и закупки фонда, чьи объемы составляют более 5 триллионов тенге ежегодно, проводятся с применением данного документа.

Проведена ревизия кодов ЕНС ТРУ, по результатам которой произведен пересмотр всей текущей базы: из ранее действующих 174 тысяч кодов сокращено более 120 тысяч. Кроме того, принят регламент утверждения кодов через коллегиальную комиссию и модернизирована информационная система справочника.

Во-вторых, в целях исключения «затачивания» технической спецификации под определенного поставщика с июля текущего года внедрен институт отраслевых экспертов, а также до 26 дней увеличен срок рассмотрения экс­пертами Нацпалаты технических спецификаций и предоставления к ним замечаний.

В-третьих, фондом «Самрук-Казына» поддержано предложение НПП по сокращению закупок, проводимых в рамках внутрихолдинговой кооперации. По итогам этой работы сейчас идет обсуждение воп­роса о передаче в конкурент­ную среду 18 видов нефтесервис­ных и охранных услуг на сумму порядка 50 миллиардов тенге, что позволит расширить конкурентный рынок.

В целом взаимодействие идет очень активно, мы видим, что фонд открыт для обсуждения в части совершенствования системы закупок. Несомненно, на этом наша совместная работа не завершена, и если по линии государственных закупок ситуация пока не изменилась, то в закупках квазигосударственного сектора достигнут определенный прогресс.

Что касается госзакупок, то для реализации положений Послания Главы государства Министерством финансов был разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора», который до конца текущего года должен быть внесен на рассмотрение депутатов Парламента.

– Как «Атамекен» оценивает проводимую работу?

– Учитывая, что главной нашей задачей является защита бизнеса, мы как Национальная палата предпринимателей можем дать оценку законопроекту только в части изменения условий для проявления деловой активности.

Несомненно, в разработанном законопроекте есть положительные моменты, такие как внедрение централизации закупок, установление единых правил и административной ответственности в квазигосударственном секторе. Но, к сожалению, эти изменения не поменяют текущую ситуацию в целом. Их недостаточно, чтобы бизнес почувствовал, что система закупок стала более удобной и транспарентной.

Исходя из данных аспектов Нацио­нальная палата постоянно настаивает на комплексном изменении системы закупок. При этом нужно понимать, что предложения НПП не берутся «с потолка», а формируются на основании жалоб от предпринимателей. Только с начала года таких сигналов поступило более 900.

Проанализировав жалобы и проб­лемы предпринимателей, а также весь процесс закупок, Нацпалатой подготовлены и направлены в Министерство финансов исключительно комплексные поправки, а именно: обязательное указание в технической спецификации национальных стандартов Респуб­лики Казахстан; установление обязательной выплаты аванса при закупках работ по строительству (не менее 30%); сокращение сроков полной оплаты по договору с 30 до 15 календарных дней; пересмотр минимальных порогов демпинговых цен; исключение нормы по предоставлению заказчику «права» на указание в технической спецификации «эквивалента (аналога)»; установление Единых подходов в систему предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков; предоставление допуска поставщикам к участию в госзакупках при наличии незначительной задолженности по исполнительным документам.

Но несмотря на высокую значимость поднятых предпринимателями проблем и выработке комплексных подходов по их решению, которые устроили бы как государство, так и бизнес, предложения Национальной палаты не были приняты Министерством финансов. Хотя, по сути, наши поправки не являются новыми. Свои нарекания бизнес высказывает не первый год.

Таким образом, в случае принятия законопроекта без учета поправок «Атамекена» текущая ситуация для бизнеса не поменяется, количество нарушений в сфере закупок не сократится, не говоря уже об отсутствии поддерж­ки производителей.

– Одно из основных предложений НПП касается использования национальных стандартов в закупках. При этом другие государства, к примеру, Российская Федерация, широко их применяют. Так почему не использовать этот опыт?

– К сожалению, не всегда принятые меры приносят желаемые результаты. С 1 августа текущего года в Правила осуществления государственных закупок внесены изменения, предусматривающие не обязанность, а право заказчикам составлять технические характеристики на продукцию с указанием национальных стандартов Респуб­лики Казахстан.

На наш взгляд, такая трактовка создает условия для «затачивания» технической спецификации под определенных поставщиков и дает возможность производить поставку импортных товаров, не соответствующих стандартам качества. Это противоречит принципу прозрачности закупок, более того – не защищает заказчиков от поставок низкокачественной продукции.

Следует отметить, что международные обязательства не запрещают использовать инструменты стандартизации. Международная практика показывает: использование национальных стандартов в закупках не только защищает внутренний рынок от поставщиков иностранной продукции, но и позволяет применять повышенные требования к безопасности и качеству изделий.

Учитывая необходимость обеспечения нужд государственных учреждений качественными товарами, мы должны понимать, что разработка и утверждение нацио­нальных стандартов, а также их использование при формировании технических спецификаций к товарам является суверенным правом государства как заказчика.

Таким образом, имеется эффективная возможность применения допустимой меры защиты внут­реннего рынка, которой на сегодня Казахстан, к сожалению, не пользуется. Именно по вышеуказанным причинам Национальной палатой предлагается отразить в законопроекте норму по обязательному указанию национальных стандартов в конкурсных документациях.

– Насколько известно, определенные споры идут относительно демпинга и внедрения единых подходов в предварительном квалификационном отборе. Хотелось бы узнать об этом поподробнее.

– На сегодня система закупок построена на принципе оптимизации цены, а не качества. Ярким доказательным примером тому является сфера строительства (строительно-монтажные работы, разработка проектно-сметной документации), где происходит снижение стоимос­ти, несмотря на законодательно установленные тарифы.

Новшество об антидемпинговых мерах, принятое в 2015 году, получило обратный эффект и позволило недобросовестным поставщикам искусственно занижать цену. Такие действия, не увязанные с их квалификацией, качеством возведения предыдущих объектов, приводят к срыву сроков выполнения госзаказа, к расторжению контрактов, ухудшению качества товаров, работ и услуг, использованию разного рода «серых» схем, включая уклонение от уплаты налогов, и как следствие – растрате бюджетных средств. Но самое главное – антидемпинговые меры демотивируют и разлагают предпринимательское сообщество.

Если рассматривать зарубежный опыт, то в качестве главного критерия определения победителя конкурса используется предложение с наилучшим соотношением цены и качества. Данное соотношение должно учитывать издерж­ки жизненного цикла товара или услуги, такие как обслуживание, утилизация... К качественным параметрам относятся гарантийные сроки службы товара (услуги), а также минимальные затраты на обслуживание и ремонт в период гарантийного срока, экологичес­кие и социальные аспекты.

В связи с этим Нацпалатой «Атамекен» при поддержке Правительства внесены предложения о необходимости пересмотра минимальных порогов демпинговых цен. Совместно с Министерством по инвестициям и развитию, а также бизнес-ассоциациями созданы рабочие группы и определены соответствующие пороги.

Несмотря на то что данные минимальные пороги значений демпинговых цен определены с учетом предложений строительных ассоциаций и согласованы с компетентным органом – Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства – Министерство по инвестициям и развитию, Министерство финансов не согласны с ними.

Что касается внедрения единых подходов в систему предварительного квалификационного отбора, то в настоящее время несмотря на то, что эта процедура предусмотрена в государственных закупках и закупках фонда «Сам­рук-Казына», целевая направленность и методы ее проведения значительно разнятся. При этом предприниматели вынуждены проходить аналогичные процедуры отбора для участия на разных площадках закупок, что соответственно приводит к увеличению их издержек.

В связи с этим Нацпалатой предложено проводить Единый предварительный квалификационный отбор и взаимно признавать его как в государственных закупках, так и в закупках квазигосударственного сектора. Данное предложение поддержано Правительством, и 2 авгус­та текущего года Минис­терством финансов была создана рабочая группа по внедрению соответствующего механизма.

Однако, несмотря на необходимость закрепления данной поправки на законодательном уровне, соответствующая норма не отражена в законопроекте.

– Для совершенствования сис­темы госзакупок требуется проведение мониторинга и анализа их состояния. Осуществляет ли «Атамекен» такую работу?

– Посредством использования веб-портала государственных закупок (www.goszakup.gov.kz) Нацпалатой на постоянной основе производится выгрузка данных, анализ планов и способов закупок. Однако, зачастую размещенные на этом веб-портале данные некорректны и не отражают реальное положение дел, поскольку при условии фиксированного состава данных, плановые и фактические показатели закупок на разные даты разнятся по неустановленным причинам.

К счастью, Правительством одоб­рено предложение Национальной палаты об онлайн-интеграции существующих информационных сис­тем по закупкам с информационной системой НПП путем создания Единой точки доступа.

Мы считаем, что это не только позволит предпринимателям получать информацию по принципу «одного окна», но и существенно повысит общественный контроль за процессами.

Получив доступ к необходимым данным в режиме реального времени, мы сможем анализировать объемы закупок, корректировки планов, обоснованность проведения закупок способом «из одного источника» и мониторить процессы на всех стадиях.

– И заключительный вопрос: будет ли Нацпалата отстаивать свои предложения по законопроекту?

– Безусловно. Одна из основных задач «Атамекена» – защита прав и интересов бизнеса. Мы будем добиваться справедливого, а не поверхностного рассмотрения законопроекта.

Ведь все предложения Нацпалаты формировались с учетом мнений ассоциаций соответствующих отраслей. По сути, это предложения отечественных предпринимателей, направленные на совершенствование системы закупок, соблюдение принципов добросовестной конкуренции и создание благоприятных условий для развития бизнеса.

Популярное

Все
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
Распоряжение Главы государства о назначении
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Мир, который принимает тебя
Путешествие в закулисье
Факультету журналистики ЕНУ – 15 лет
Ведущие нейрохирурги мира собрались в Астане
Рыбаки приветствуют путешественников
Рейды против загрязнения города
Обсуждены вопросы коллективной безопасности
Прощай, Владимир Иванович!
Территория впечатлений
Библиотеки нового поколения
Указ Президента Республики Казахстан о назначении
Указ Президента Республики Казахстан О мерах по совершенствованию системы государственного управления
В объективе камеры – глубинка
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
Закон Республики Казахстан О территориальной обороне Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан О фондах целевого капитала и эндаумент-фондах (целевых капиталах)
Интерпретировать, объяснять, расставлять акценты
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

В пилотном режиме
Юные спасатели Казахстана — в числе лучших на соревнованиях…
МЦРИАП упростил участие отечественных стартапов в госзакупк…
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]