Скупой платит дважды
Серик Кабдулов

Свыше двух десятков дефектов, допущенных при строительстве дорог местного значения, выявили с начала года инспекторы регионального филиала РГП «Национальный центр качества дорожных активов» в Атырауской области.

Как сообщил инженер центра Нурлан Жантурин, в течение первого полугодия работники филиала согласно плану провели экспертизу всех дорог местного значения.

– Инженеры совершили 50 выездов и обнаружили 21 дефект. Не все из них устранены. Грубое нарушение выявлено в Атырау на реконструируемой дороге протяженностью 5,7 километра. Там отмечена просадка нижнего слоя асфальтобетонного покрытия, и к тому же он был связан неравномерно. Большинство выявленных изъянов можно считать прямым следствием отсутствия нормативно-технической документации и инженерно-технического контроля на объектах дорожного строительства, – отметил Нурлан Жантурин.

Нехватку специалистов технадзора представители подрядной организации пытались объяснить тем, что на некоторых дорожных участках строительные работы еще не начинались. Тем не менее инспекторами Центра качества дорожных активов в местный филиал ГАСКа было направлено соответствующее письмо.

Свои соображения по качеству строительства дорог высказал директор областного филиала Центра качества дорожных активов Дархан Сайлауов.

– Состояние дорог во всех регионах примерно одинаковое. Почему? А потому что у нас производят некачественный битум. Этим занимаются три нефтеперерабатывающих завода. Качество их продукции вызывает очень большие нарекания. В прошлом году до трети битума, который выпустили отечественные неф­техимики, не соответствовало стандартам Казахстана, – отметил директор филиала центра.

Вторая проблема, как уже было сказано выше, связана с отсутствием технического надзора на объектах. Операционный входной контроль должен осуществляться на всех строящихся дорогах. Необходимо проверять качество всех используемых материалов, поступающих на строи­тельную площадку.

– Такая ситуация сложилась потому, что у каждого инспектора по 5–6 объектов, и он физи­чески не успевает их все контролировать. В этом году мы написали шесть писем в управление архитектурно-строительного контро­ля, сигнализируя о сложившейся ситуации в отрасли, но по сей день никаких конкретных мер так и не принято, – посетовал Дархан Сайлауов.

Еще одна проблема – кадровый дефицит. По словам Дархана Сайлауова, грантов на специальность «дорожное строительство» выделяется очень мало, да и вообще популярность данной профессии сегодня очень низка. Зачастую в подрядных дорожных организациях работают лица, не имеющие высшего образования и даже весьма далекие от этой профессии люди. И именно из-за этого качество работ, увы, очень сильно страдает.

– В Казахстане прежде работали классные проектировщики. Сегодня все они вышли на заслуженный отдых. Большое количество проектных решений в корне неправильное. А если проект неверный, без разницы, каким материалом и как ты его воплощаешь в жизнь. Нередко видишь, что проектировщики в работе пользуются СНиПами годов этак 80-х прошлого века. Но тогда требования были совсем другие. Грузоподъемность грузовиков ГАЗ-53 и ЗИЛ – 5–8 тонн на ось. Нынешние реалии иные. По дорогам ездят самосвалы грузоподъемностью по 40–50 тонн. Трафик совсем другой: где преж­де проезжало не более десяти машин за час, сейчас проносятся сотни! Естественно, все это оказывает негативное влияние на состояние дорожной «одежды», ее жизненный цикл и долговечность, – подчеркнул Дархан Сайлауов.

По мнению эксперта, необходимо улучшать службу транспорт­ного контроля. Так как Атырау – жаркий регион, необходимо ограничивать транспортный поток, то есть нагрузка на асфальт не должна превышать 8 тонн на ось. Во всех западных странах в жаркую погоду многотонные грузовики передвигаются ночью.

Между тем, как отметил Дархан Сайлауов, у транспортного контроля на всю область имеются лишь две машины для мобильных групп. Кроме того, ситуацию в регионе усугубляют многочисленные песчано-гравийные карьеры, порожденные повсеместным строительным бумом.

Грузовики строительных компаний не соблюдают нормативы по грузоподъемности. И получается, что построенную дорогу уже через полгода разбивают самосвалы...

Как пояснили эксперты, «чтобы новая дорога не пришла в негодность и не создала опасность для движения автотранспорта, лучше сначала сосредоточиться на ее качестве, а уж затем – на надлежащем содержании».

То есть за дорогами нужен уход. Любой построенный ­объект без ухода изнашивается и разрушается. Трещины, которые возникают на дорогах, необходимо выявлять ранней весной и заливать смолой.

Если вовремя этого не делать, талые воды и дожди просочатся в нижний слой асфальта, соответственно, появятся выбоины.

Существуют нормативы, принятые во всем мире. Дороги должны проходить средний ремонт каждые пять лет. У нас, к сожалению, не всегда уделяется внимание этой работе.

Интересные факты привели в Ассоциации автодорожников Казахстана. На содержание километра автомобильных дорог Великобритания выделяет 35 млн тенге, Япония – 25 млн, Россия – 12 млн тенге. В нашей стране на 1 км дорог расходуется 1,4 млн тенге. А по нормативу должно быть выделено 2,2 млн.

Популярное

Все
Берик Алибай: сегодня его работы украшают самые лучшие коллекции мира
В Сибири казахское сокровище тазы дает уроки милосердия и любви
Как я училась правильно замуж ходить
Девяностолетние дедушки говорят о кражах. Но не совсем обычных. О традиции красть невест
В Алматы прошла выставка-ярмарка голубей Семиречья
Должны ли банки отвечать за «дыры» в своей системе безопасности?
Вместо тоя – в больницу
Живая книга в детских руках
Нам нужна стабильность
Коалиция конструктивизма
Объединиться вокруг прогрессивных реформ
Не обезьянья жизнь…
Во имя будущего
Ночные мелодии домбры
Привычка страдать
На проводе Семипалатинск
Игры номадов в Казахстане
Парадокс
Щебень преткновения
Просто бизнес
Единовременную выплату ко Дню пожилых людей получат пенсионеры в Казахстане
На прощание аким, видимо разозлившись, заявил: «В следующем году у нас будут выборы акима, пусть поставят другого человека, может, он быстрее сделает»
Выдворение из Казахстана российского хирурга прокомментировали в МВД
Около 150 тысяч россиян выехали из Казахстана за две недели
Напал на гида на Кольсае: вокруг певца Торегали Тореали вновь разгорается скандал (видео)
Токаев о фейках и кибератаках: Определенные внешние силы намерены посеять смуту в Казахстане
Новую банкноту номиналом 20 тысяч тенге выпустил Нацбанк
Девочка, обвинявшая родственников в сексуальном насилии, покончила с собой
Президент Токаев: В мире наблюдается беспрецедентное геополитическое обострение
Певца Торегали Тореали взяли под стражу
Компромисс между художником и властью
Пробки в городе объяснили в ДП Астаны
Президент открыл памятник Мухтару Ауэзову и Кайыму Мухамедханову в Семее
Учитель из Великобритании полюбил Алматы и казахский язык
Партия "Ауыл" выдвинула своего кандидата в президенты
Тариф на отопление и горячую воду повысится с 1 октября в Караганде
Асел Жанасова освобождена от должности вице-министра
Токаев поздравил казахстанских учителей с профессиональным праздником
Премьер провел заседание Комиссии по демонополизации экономики
О ситуации в городе из-за притока россиян рассказали в маслихате Астаны
Продолжить традицию китайско-казахстанских отношений и открывать новые возможности
Указ Президента Республики Казахстан
Ракета с космическим кораблем напугала казахстанцев – видео
Где и во сколько смотреть трансляцию поединка Головкин – "Канело"
Торговля людьми: более 20 преступлений выявили полицейские Казахстана
Объявлены новшества ЕНТ-2023
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 14 сентября
Когда столица Казахстана вновь станет Астаной
Реформатор с большой буквы
Об отправленных в Россию вертолетах высказался глава МЧС
Археолог Андрей Астафьев обнаружил в Мангистау древнейший торговый ремесленный центр
Почти на 10 млрд тенге снизили тарифы на комуслуги в 12 регионах
Мусин заехал по "старой доброй привычке" без предупреждения в ЦОН и рассказал, что его там ждало
Закон Республики Казахстан
Наплыв россиян в Казахстан объяснили в МВД РК
«Точечные эксперименты» градостроительства
Тарифы страховых выплат пострадавшим от медиков пациентам предложил Минздрав
Указ Президента Республики Казахстан
Позицию Казахстана по референдумам в ЛНР и ДНР обозначили в МИД РК
Правительство полностью потеряло контроль над развитием угольных шахт Караганды – депутат

Читайте также

Статьи
Голос эпохи
Статьи
Щебень преткновения
Статьи
На проводе Семипалатинск
Статьи
Во имя будущего

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]