Слово о Мастере

566

В 70-х годах прошлого столетия в казахской литературе появились новые имена. Молодые, смелые, они внесли свежую струю в устоявшееся литературное сообщество.

фото из архива "КП"

Одним из ярких авторов был Дулат Исабеков. Его повести «Тіршілік» и «Сүйекші» ворвались в литературный мир и взбудоражили умы читателей. Они были совершенно не похожи на все те произведения, которые тогда были на книжных полках. Герои, язык, стиль, проблемы, которые автор поднимал в своих произведениях, – все отличалось в корне.

Главная героиня повести «Тіршілік» – изможденная женщина с трудной судьбой, пережившая предательство близких, – была в изгнании, сполна ощутила горечь потерь и людской жестокости. Конечно, она совсем не вписывалась в рамки тех героинь, которых от писателей требовала партия, – коммунисток, передовых доярок, румяных комсоргов и иже с ними. Эта повесть была о людях, которые живут, а точнее – выживают как могут: один – становясь предателем, другой – выбирая оставаться человеком. В произведении не было привычного взору читателей описания аульной жизни, идеальных героев. В ней были обычные люди со своими бедами и проблемами. И это подкупало. Книга была нарасхват, ее читали все – от мала до велика, в аулах и городах «Тіршілік» нашел путь к читателю сразу.

«Тіршілік» и «Сүйекші» были опубликованы в одной книге, и оба произведения стали любимыми у миллионов. «Сүйекші» повествует о человеке, чьей работой было хоронить умерших. То есть в обеих повестях главными героями были простые люди, на первый взгляд ничем не примечательные. И это так диссонировало с привычными гладкими героями книг тех лет, что мы, коллеги по писательскому цеху, удивлялись: как ему удалось обойти цензуру и, ни словом не задев существовавший строй, выписать колоритных героев, которые не были ни передовиками, ни рабочими-стахановцами, ни лидерами партии или комсомола?

Мы искали его книги, ждали выхода новых его произведений, передавая друг другу долгожданную новость: «Дулат Исабековтың жаңа кітабы шықты!»

Для писателя главное мерило труда – это то, что его книги читают и обсуждают. Так вот книги Исабекова никогда не пылились на полках, ни на заре его писательской карьеры, ни потом. Талант Дулата Исабекова был признан на самом высоком уровне.

Его книги были переведены на английский, французский, шведский и другие языки, стали одними из самых обсуждаемых в Европе. Союз писателей Респуб­лики Казахстан намеревался выдвинуть его на Нобелевскую премию.

Я, как и другие писатели, был на церемонии прощания с ним, а потом на поминальном обеде. Его ровесники Толен Абдик, Бексултан Нуржекеев, Кадирбек Сегизбаев делились воспоминаниями о нем. И слушать без слез их было невозможно.

Дулата Исабекова похоронили рядом с его супругой. На Кенсайском кладбище стало еще на одного писателя больше. И хотя понимаешь, что все мы уйдем рано или поздно, сожаление от потери таланта такого масштаба горько саднит душу.

Смагул Елубай, писатель, кинодраматург, вице-президент Международного казахского ПЕН-клуба


Весть об уходе исполина казахской прозы и театральной драматургии Дулата Исабекова ранила в самое сердце. Дулат-аға был явлением в казахской литературе, ушел не просто писатель, ушла целая эпоха...

В последний раз мы виделись на праздновании 90-летнего юбилея Союза писателей Казахстана, тогда же я аплодировал спектаклю «Гауһар тас» в Астане. Когда уходят такие таланты, горечь режет осколком душу. Это огромная потеря не только для казахского народа, но и всего тюркского мира.

Он ушел, но после него остались его труды, его Слово, свет которого никогда не померкнет, потому что он – абыз, а значит, всегда будет над бренной суетой. Духовная жизнь пусть будет вечной, Дулат-аға! Вы навсегда в нашей памяти.

Султан Раев, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ, народный писатель Кыргызстана


Читая его «Қарғын», мы формировались как личности, плакали над «Тіршілiк» и «Дермене», «Сүйекші», «Біз соғысты көрген жоқпыз». Смеялись до слез, читая «Социализм зәулімі» и «Ескерт­кіш», «Талахан-186» и «Бонапарттың үйлену». Наши сердца радовались, плакали, горевали вместе с героями его книг. Увидев на сцене «Әпке», невозможно было остаться равнодушным и не впечатлиться. А его драмы «Кішкентай ауыл», «Мұрагерлер» пробуждали и заставляли задуматься, достигая самых глубоких струн души.

Он был для меня отцом в литературе, его уход – большое горе. Даст бог, у казахов еще будут большие писатели, но никто из них не станет таким, как Дулат Исабеков, потому что он – уникальный и не похожий ни на кого художник слова особого таланта.

Как-то я спросил у него, почему Салтанат в «Гауһар тас» в конце умирает, неужели нельзя было другой финал придумать? На что он ответил: «Потому что только смерть заставляет искренне сожалеть и задуматься».

Сегодня боль от потери такой масштабной личности, прекрасного писателя испытывает весь народ Казахстана.

Сакен Сыбанбай, журналист, писатель, переводчик

Популярное

Все
Оптимизировать работу по ключевым направлениям
В Алматы вырос поток иностранных туристов
От элиты до трущоб
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Государственную страховую организацию создадут в Казахстане
Способность противостоять коррупции должна стать нормой
Многосторонний подход к безопасности
Минторговли разъяснило введение минимального уровня цен на муку, яйца, масло
«Дәрігер Talks»: партия «Amanat» собрала медицинских работников со всей страны
Эти стены хранят вековую историю
Поворотная точка в строительной отрасли Казахстана
Новые технологии повышают ценность человеческого капитала
Переписывая карту глобального грузового транзита
Виртуальный помощник
Олжас Бектенов поручил создать региональные штабы по управлению водными рисками
В Петропавловске чествовали журналистов, популяризирующих государственный язык
Успех окрыляет
В колыбели степных ветров и первых всадников
Великолепная четверка
Малайзийский электромобиль едет в Казахстан
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Молочный флагман республики
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Вблизи Атырау с вертолета тушат пожар
В Казахстане растут объемы производства легкой промышленности
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Функции тарифного регулятора переданы Минводы
Алматинка впала в кому после укола антибиотика
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Новые правила регистрации мобильных телефонов
В Уральске реконструируют набережную

Читайте также

Саспенсы, темпоритм, эмоции и эстетика казахского кино
Мастер казахской прозы
По волнам памяти
Музыкант с большой буквы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]