Слово о Мастере

691

В 70-х годах прошлого столетия в казахской литературе появились новые имена. Молодые, смелые, они внесли свежую струю в устоявшееся литературное сообщество.

фото из архива "КП"

Одним из ярких авторов был Дулат Исабеков. Его повести «Тіршілік» и «Сүйекші» ворвались в литературный мир и взбудоражили умы читателей. Они были совершенно не похожи на все те произведения, которые тогда были на книжных полках. Герои, язык, стиль, проблемы, которые автор поднимал в своих произведениях, – все отличалось в корне.

Главная героиня повести «Тіршілік» – изможденная женщина с трудной судьбой, пережившая предательство близких, – была в изгнании, сполна ощутила горечь потерь и людской жестокости. Конечно, она совсем не вписывалась в рамки тех героинь, которых от писателей требовала партия, – коммунисток, передовых доярок, румяных комсоргов и иже с ними. Эта повесть была о людях, которые живут, а точнее – выживают как могут: один – становясь предателем, другой – выбирая оставаться человеком. В произведении не было привычного взору читателей описания аульной жизни, идеальных героев. В ней были обычные люди со своими бедами и проблемами. И это подкупало. Книга была нарасхват, ее читали все – от мала до велика, в аулах и городах «Тіршілік» нашел путь к читателю сразу.

«Тіршілік» и «Сүйекші» были опубликованы в одной книге, и оба произведения стали любимыми у миллионов. «Сүйекші» повествует о человеке, чьей работой было хоронить умерших. То есть в обеих повестях главными героями были простые люди, на первый взгляд ничем не примечательные. И это так диссонировало с привычными гладкими героями книг тех лет, что мы, коллеги по писательскому цеху, удивлялись: как ему удалось обойти цензуру и, ни словом не задев существовавший строй, выписать колоритных героев, которые не были ни передовиками, ни рабочими-стахановцами, ни лидерами партии или комсомола?

Мы искали его книги, ждали выхода новых его произведений, передавая друг другу долгожданную новость: «Дулат Исабековтың жаңа кітабы шықты!»

Для писателя главное мерило труда – это то, что его книги читают и обсуждают. Так вот книги Исабекова никогда не пылились на полках, ни на заре его писательской карьеры, ни потом. Талант Дулата Исабекова был признан на самом высоком уровне.

Его книги были переведены на английский, французский, шведский и другие языки, стали одними из самых обсуждаемых в Европе. Союз писателей Респуб­лики Казахстан намеревался выдвинуть его на Нобелевскую премию.

Я, как и другие писатели, был на церемонии прощания с ним, а потом на поминальном обеде. Его ровесники Толен Абдик, Бексултан Нуржекеев, Кадирбек Сегизбаев делились воспоминаниями о нем. И слушать без слез их было невозможно.

Дулата Исабекова похоронили рядом с его супругой. На Кенсайском кладбище стало еще на одного писателя больше. И хотя понимаешь, что все мы уйдем рано или поздно, сожаление от потери таланта такого масштаба горько саднит душу.

Смагул Елубай, писатель, кинодраматург, вице-президент Международного казахского ПЕН-клуба


Весть об уходе исполина казахской прозы и театральной драматургии Дулата Исабекова ранила в самое сердце. Дулат-аға был явлением в казахской литературе, ушел не просто писатель, ушла целая эпоха...

В последний раз мы виделись на праздновании 90-летнего юбилея Союза писателей Казахстана, тогда же я аплодировал спектаклю «Гауһар тас» в Астане. Когда уходят такие таланты, горечь режет осколком душу. Это огромная потеря не только для казахского народа, но и всего тюркского мира.

Он ушел, но после него остались его труды, его Слово, свет которого никогда не померкнет, потому что он – абыз, а значит, всегда будет над бренной суетой. Духовная жизнь пусть будет вечной, Дулат-аға! Вы навсегда в нашей памяти.

Султан Раев, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ, народный писатель Кыргызстана


Читая его «Қарғын», мы формировались как личности, плакали над «Тіршілiк» и «Дермене», «Сүйекші», «Біз соғысты көрген жоқпыз». Смеялись до слез, читая «Социализм зәулімі» и «Ескерт­кіш», «Талахан-186» и «Бонапарттың үйлену». Наши сердца радовались, плакали, горевали вместе с героями его книг. Увидев на сцене «Әпке», невозможно было остаться равнодушным и не впечатлиться. А его драмы «Кішкентай ауыл», «Мұрагерлер» пробуждали и заставляли задуматься, достигая самых глубоких струн души.

Он был для меня отцом в литературе, его уход – большое горе. Даст бог, у казахов еще будут большие писатели, но никто из них не станет таким, как Дулат Исабеков, потому что он – уникальный и не похожий ни на кого художник слова особого таланта.

Как-то я спросил у него, почему Салтанат в «Гауһар тас» в конце умирает, неужели нельзя было другой финал придумать? На что он ответил: «Потому что только смерть заставляет искренне сожалеть и задуматься».

Сегодня боль от потери такой масштабной личности, прекрасного писателя испытывает весь народ Казахстана.

Сакен Сыбанбай, журналист, писатель, переводчик

Популярное

Все
Треть урожая ушла под снег
Томография для артефактов
Регион делает ставку на туризм
Новые вызовы и новые возможности
Казахстан на пути от e-gov к AI-gov
Меняя подходы к глобальному диалогу
Маленькая империя для больших начинаний
В учеников надо верить!
Объединенные творчеством
Сердце отдаю детям
Безопасный транзит и борьба с преступностью
Эстафета чистоты от Алматы до Кызылорды
Сделать правильный выбор
Искусственный интеллект в образовании: возможности и вызовы
Почему люди верят фейкам и мошенникам?
Хранитель народной мудрости
Итоги встречи с «Реалом»
Ориентиры для модернизации страны
Вклад педагогов в процветание республики бесценен
Будни уникального путепровода
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Минфин внедряет цифровой контроль господдержки
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Жена по «наследству»: как вековые традиции сочетаются с современными реалиями
Пешеходы против самокатов
Шахматная дипломатия в действии
Борьба с наркоманией дает результаты
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Суд рассмотрел апелляцию Перизат Кайрат и её матери
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Аида Балаева встретилась с министром культуры Франции
В Шымкенте строят канал Каусар
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
День труда
В селе Саумалколь Айыртауского района Северо-Казахстанской области проходит выставка «На стыке истории и труда»
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки

Читайте также

Камерный вечер памяти известного музыканта прошел в Алматы
Профессионализм и преданность делу
Почти век безызвестности…
Учил мыслить и творить

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]