Советник Токаева прокомментировал решение Правительства по армянским номерам

11891
Фото с сайта nb.kz
Внештатный советник Президента РК по экономическим вопросам Олжас Худайбергенов в Facebook прокомментировал постановление Правительства о некоторых вопросах ввоза в Республику Казахстан и эксплуатации гражданами Республики Казахстан отдельных транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, передает Kazpravda.kz.   

"Все знают, что армянские авто начали завозить еще после того, как Армения вступила в ЕАЭС с 1 января 2015 года, так как была разница цен из-за наличия переходного периода, который закончился 31 декабря 2019 года. Армении дали пять лет на то, чтобы продолжать импорт машин по собственным пошлинам, это создало разницу в ценах, а учитывая близость границ и высокие пошлины и сборы у нас, наши граждане начали ввозить авто оттуда, но вначале это были единицы, а когда наступил 2019 год, начался активный ввоз (20 процентов ввезли в первом полугодии 2019 года, а 70 процентов – во втором). Такому потоку способствовало не только завершение переходного периода, но и нарушения со стороны армянских чиновников - вообще нельзя оформлять техпаспорта на тех, кто временно проживает (кроме тех, кто имеет ВНЖ), но кто-то в Армении посчитал, что если человек взял справку о проживании в гостинице или доме, то этого достаточно, чтобы оформить техпаспорт. Лазейку, пусть и незаконную, открыли, и понеслось. Отмечу, что такого не было ни в России, ни в Кыргызстане, откуда тоже ввезли много машин (в Кыргызстане был такой же переходный период, а в России – "конструктора", но о них ниже).

Ввозу машин способствовало еще то, что в целом разрешен въезд всем иностранным машинам (это в принципе не запретишь), просто они должны через год выехать на месяц минимум, чтобы иметь право вновь заехать (это правило как для участников межд. движения). Некоторые владельцы думали, что завезут, а там посмотрим, война план покажет, в край купим документы (были и такие объявления, да и сейчас есть). Также сыграла роль и несогласованность: пограничный контроль лишь регистрирует въезд/выезд, наличие документов, а экспортный контроль является отдельной структурой, которая отслеживает импорт/экспорт. Добавила бардака также явная нехватка кадров на местах.

Естественно, поток шел, набирал критическую массу. И, как обычно, сыграло правило – жесткие решения, нацеленные на небольшое число нарушителей, теряют уместность/адекватность, когда нарушителей много, особенно если само государство создало условия для их скопления. Было ввезено 22 тысячи машин (из которых 15% праворульки) с техпаспортами, оформленных на 14 тысяч граждан КЗ (из которых 11 тысяч оформили только один техпаспорт на себя). Кто-то привез только для себя, кто-то еще брату, другу, кто-то по чьей-то просьбе оформил на себя, а некоторые и вовсе сделали бизнес, привезя по 50-100 машин (но таких немного). Есть еще ввезенные армянские машины, где техпаспорта оформлены на граждан Армении, но они сейчас в том же положении, что и российские/кыргызские машины – они все являются участниками межд.движения. По ним статистику не знаю. Большинство ввезенных машин стоит в пределах $500-1500, и лишь небольшая часть – дорогие машины, а потому для большинства уплата пошлин и сборов является неподъемной и бессмысленной (цена машины равна 10% от всей суммы сборов и пошлин), некоторые и вовсе взяли кредит в банке, чтобы наконец купить машину, заниматься извозом и кормить свою семью.

Нотариусы тоже ошиблись, не имея права оформлять сделки по иностранному имуществу, они оформляли гендоверенность на основании техпаспорта. В итоге все это создало ощущение у людей, что они все делают правильно и машина юридически принадлежит им, и только государство хочет собрать с них пошлины/сборы, не давая встать на постоянную регистрацию", – написал Худайбергенов.

По его словам, недобросовестные автовладельцы российских машин начали использовать армянскую проблему, чтобы заодно под шумок легализовать и свои авто, хотя у армянских авто нет перебитых вин-кодов.

"Они оплатили работу нужных крикунов, которые, естественно, всячески не соглашались на любое решение, касавшееся только армянских машин – искажали смысл предложений, сознательно врали, в общем, им на самом деле плевать на владельцев армянских авто, и, жертвуя их решением, старались оставить их в своей лодке, имитировали борьбу за народ, требовали полной амнистии, несколько месяцев водили за нос, создавая иллюзию, что иного решения нет и не должно быть.

(...) Но полугодовая работа (если бы не карантин, могло быть и раньше) позволила найти пусть и неидеальное, но рабочее решение, которое подходит для 85 процентов машин: все армянские леворульные авто, ввезенные до 1 февраля 2020 года, смогут встать на временный учет до 1 сентября 2020 года, при этом уплатить всего лишь 11 тысяч тенге за временную регистрацию и сбор за изготовление номера. Временный учет позволяет не платить сбор за первичную регистрацию, пошлину и утильсбор и пользоваться машиной до полного износа. При этом у них нет права на отчуждение, разве что продадут обратно в Армению (но везти туда накладно, и продать получится за полцены) либо могут уплатить все сборы и платежи и встать на постоянный учет. Все, кто встанет на учет, сдадут армянские номера на хранение, но получат их обратно, когда захотят вывезти из страны. На временном учете будет желтый номер, но номер региона будет не 18, а по месту жительства владельца техпаспорта, при этом можно будет спокойно ездить и за рубеж, давать доверенность на машину. В общем, компромиссное решение.

Большинство армянских автовладельцев осталось довольным, часть все еще думает, что есть подвохи, мол, про полный износ – это ложь, что чуть позже все равно заставят платить все сборы даже на временном учете, что не дадут продать зарубеж и не дадут армянские номера. Некоторые путают новое постановление с январским, хотя предыдущее действует только на тех, кто встал на учет в рамках того постановления. И, наконец, некоторые путают по налогам, думая, что будут платить сразу в две страны – на самом деле владельцы армянских авто транспортный налог за 2020 год будут платить в Армении, а в след.году уже в КЗ, так как в конце года ожидается принятие соответствующего постановления.

Остались лишь праворульки, но по ним три решения – либо переставляют руль (пока я не уверен, что это сделает машину безопаснее) и встают на временный учет, либо продают за рубеж, либо на запчасти. Но посмотрим, может быть, невозможность сделать 100 процентов безопасную перестановку позволит найти решение и для них. Пока же есть то, что есть.

В общем, это была достаточно сложная работа, она отняла прилично много времени и нервов, но, надеюсь, что это позволило облегчить жизнь простым гражданам. Спасибо Минфину, МИИР, МВД и, конечно же, АП за то, что пошли навстречу! Также спасибо всем владельцам армянским авто, которые сохраняли достоинство несмотря на все сопутствующие проблемы! Для меня это был интересный опыт, надеюсь, что больше таких проблемных ситуаций не возникнет и не придется снова быть посредником между населением и госорганами!" – заключил Худайбергенов.

Популярное

Все
Наркотики под видом товаров присылали почтой в Астану из США
Служба охраны президента обратилась к жителям Астаны
Маск стал богатейшим человеком в истории
Шоу Stranger: Димаш Кудайберген выступил с сольным концертом в Германии
Правительство не поддержало идею о создании алиментного фонда в РК
Казахстанские шорт-трекисты завоевали два золота на турнире в Италии
Цифровые проекты рассмотрели в правительстве
Проект новых предельных цен на лекарства вынесли на обсуждение
World Boxing объявила о создании новой Азиатской конфедерации бокса
В Румынии объявлен второй тур президентских выборов
Два судна перевернулись у берегов Мадагаскара
Мировые звезды балета соберутся на фестивале Freedom Festival в Астане
В Дании хотят ввести налог на выбросы газа от домашнего скота
Детсады будут бороться за детей: пилот по ваучерному финансированию запустили в трех городах РК
Электронные браслеты вместо ареста стали чаще применять в Казахстане
Две тысячи новобранцев приняли присягу в гарнизонах южной группировки войск
Семь лет колонии за хищения из бюджета получила бухгалтер в Актюбинской области
Казахстанские фехтовальщики стали третьими на Кубке мира в Канаде
Дефицит билетов, задержки поездов: Антикор проведет аудит в компаниях-перевозчиках
Более 16 тыс. этнических казахов получили статус кандаса в этом году
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Кызылординский рис: от поля до стола
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Токаев побеседовал с казахстанскими студентами в Будапеште
Детсад для особенных детей построят в Актобе за счет возвращенных активов
Тариф на свет останется прежним, а вот вода подорожает
Токаев и Орбан посетили футбольный матч между сборными Венгрии и Германии
Открытия новой школы дождались жители райцентра Актюбинской школы
Сорвало крышу: у «Казпочты» отсудили свыше 18 млн тенге
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Не смолкнет в сердцах соловьиная трель
Назад в будущее
Грузовик со взрывчаткой взорвался на трассе в ВКО
Что делать, чтобы искусственный интеллект не сделал чиновников симулянтами?
Подвиги героя в памяти
Королева оперной сцены Бибигуль Тулегенова отметила юбилей концертом в Астане
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Шатры и юрты Великой степи

Читайте также

В Алматы поздравили ветерана ВОВ со 100-летним юбилеем
Получение гражданства через посредников запрещено – МВД
Токаев принял главу Минтруда Светлану Жакупову
Более 16 тыс. этнических казахов получили статус кандаса в …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]