Справедливость восстановлена

2959
Индира Аубакирова, доктор юридических наук, профессор КазГЮУ им. М. С. Нарикбаева

В июне прошлого года Глава государства, выступая на заседании Национального курултая, озвучил идею вернуть незаслуженно забытому Дню Республики статус национального праздника.

фото из открытых источников

Касым-Жомарт Токаев напомнил, что именно с принятием 25 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете начался отсчет пути Казахстана к независимости. Указанный день было предложено рассматривать как символ смелого шага к казах­станской государственности.

Следует отметить, что в 2001 году День Республики был признан государственным праздником. Однако через восемь лет был принят закон, отменивший празднование этого дня. 29 сентября 2022 года после рассмотрения в Парламенте РК и подписания соответствующего закона Президентом праздник вернули народу – теперь он носит статус национального.

Приближающаяся праздничная дата побуждает обратиться к событиям, которые носят эпохальный характер, а также к идеям, позволяющим нам понять ее значимость для дальнейшего развития страны.

Прежде всего следует подчеркнуть, что суверенитет, распространяющийся на всю территорию республики, есть неотъемлемый атрибут независимой государственности, ее интегра­тивное свойство. Разработка и принятие Верховным Сове­том Казахской ССР Декларации о государственном суверенитете происходили в сложных условиях политического, социального и экономического кризиса, в который все глубже погружался СССР. Рост национального самосознания привел к обострению противоречий между союзным центром и нацио­нальными республиками. Эстония стала первой республикой, провозгласившей суверенитет. Декларация о государственном суверенитете, принятая Верховным Советом этой республики 16 ноября 1988 года, установила, что Эстонской ССР «в лице ее высших органов власти, управления и судебных органов принадлежит высшая власть на своей территории», закрепила верховенство республиканских правовых актов над всесоюзными. Заметим, что в наши дни дата принятия Декларации­ отмечается в Эстонии как государственный праздник – День возрождения.

Прибалтийские республики дали старт процессу, получившему в политическом лексиконе наименование «парад суверенитетов», в рамках которого к концу 1990 года провозгласили суверенитет все остальные союзные республики. В ряде рес­публик принятие деклараций о суверенитете сопровождалось сопротивлением со стороны не только центра, но и местных политических сил. Например, в Узбекистане такой силой выступали коммунисты. Союзный центр предпринимал отчаянные попытки остановить распад СССР, предлагая для закрепления в новом союзном договоре различные модели государственного устройства. Однако переход на рельсы суверенного развития, начавшийся со дня принятия в республиках соответствующих деклараций, уже было не остановить. Для республиканских элит закрепление в декларациях нормы о суверенитете позволило выступать в переговорах с центром более уверенно, последовательнее отстаивать свои властные полномочия, включая контроль над национальными ресурсами. Нормативное содержание деклараций о суверенитете заложило юридическую основу для усиления субъектности респуб­лик в отношениях с центром, проведения политики «самости» по принципу «мы имеем право самим определять свою судьбу» и самим решать, что мы оставим в вашей компетенции.

Еще до принятия Декларации о государственном суверенитете Казахстан закладывал кирпичики в фундамент своей суверенности. К подобным предпосылкам, подготовившим последующее провозглашение государственного суверенитета, следует, безусловно, отнести Закон Казахской ССР от 22 сентября 1989 года «О языках в Казахской ССР», статья 1 которого установила казахский язык в качестве государственного языка, государственную его защиту и «заботу о его активном употребле­нии в государственных органах и общественных организациях, учреж­дениях народного образования, культуры, науки, в сферах обслуживания, массовой информации и других». Статья 2 указанного закона установила русский язык языком межнационального общения. Другим важным шагом стало учреждение 24 апреля 1990 года института президентства.

Казахстан не был в первых рядах «парада суверенитетов». Отчасти это было связано с развернувшейся в высшем законодательном органе республики борьбой за содержание и формулировки тех или иных положений, отчасти с полиэтническими, поликонфессиональными и социальными факторами, вынуждавшими политическую элиту республики действовать осмотрительно и сдержанно. Однако подобная «медлительность» имела и определенную положительную сторону, так как позволила с учетом практик других республик разработать содержательно развернутый и соответствующий новым казахстанским и общесоюзным реалиям текст декларации. Это можно узреть, сравнив тексты деклараций республик. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, учитывая содержательно-смысловую наполненность данного правового акта, что его появление в правовой системе Казахстана имеет значимость, сопоставимую с принятием новой Конституции.

Принятие 25 октября 1990 года Верховным Советом Казахской ССР постановления «О Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Респуб­лики» стало важным юридическим шагом на пути к независимой государственности. Провозглашение суверенитета и иные положения декларации обусловили существенные сдвиги как в массовом сознании, так и сознании политической элиты, связанные с формированием новой иерархии ценностей, в которой ценность суверенитета становится важнейшей.

Суверенный статус республики по отношению к любым иным субъектам власти закреплен в пункте первом статьи 1, который имеет смысл привести полностью: «Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Рес­публик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе. Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза». В декларации фиксируется, что единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР является народ Казахстана. Следующим важнейшим положением по закреплению суверенного статуса республики является установление казахстанского гражданства с оговоркой о праве каждого гражданина на сохранение гражданства СССР. Иными словами, устойчивая политико-правовая связь казахстанского жителя с государством, выражающаяся в осуществлении их взаимных прав и обязанностей (то есть гражданство), признавалась возможной и без гражданства СССР.

Декларация закрепила верховенство Конституции и законов республики, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами и организациями, гражданами и лицами без гражданства. При этом Казахстан наделялся правом приостанавливать на своей территории действия любых юридических актов органов Союза, «нарушающих суверенные права и Конституцию Респуб­лики». Провозглашалось, что «любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как нарушение ее суверенитета».

Суверенитет республики подкреплялся также нормами, наделяющими президента высшей распорядительно-исполнительной властью, а Верховный Суд Казахской ССР – высшей судебной властью. Была зафиксирована подчиненность и подконт­рольность Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР республиканских внутренних войск, органов государственной безопасности и внутренних дел. Весомым проявлением укрепления суверенности республиканской власти стало закрепление запрета на строительство и прекращение функцио­нирования на территории республики любых организаций и иных объектов, являющихся источником экологической опасности. Общеизвестно, что в советское время на территории Казахстана функционировали объекты, в том чис­ле Семипалатинский ядерный полигон, которые были отнесены к ведению общесоюзных министерств и ведомств, и компетенция республики на них не распространялась.

Статус самостоятельного субъекта международного права является, по существу, основным признаком подлинного суверенитета государства. Статья 14 декларации закрепила право республики «выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений».

Кроме того, устанавливалось, что Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Декларация справедливо обозначила собственность как основу суверенитета республики, и к исключительной собственности республики отнесла землю и природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, экономический, научно-технический потенциал, то есть «все нацио­нальное богатство, имеющееся на ее территории». Республика наделялась правом создания государственного национального банка, подчиненного только Верховному Совету Казахской ССР, своей финансово-кредитной системы, самостоятельного формирования государственного бюджета, налоговой и союзно-республиканской таможенной систем.

Особая ценность Декларации заключается в том, что она зафиксировала принципиально новую парадигму функционирования государства и правовой системы, соответствующую современным либерально-демократическим идеям. Данный документ стал первым юридическим шагом по освобождению от коммунистичес­кой идеологии. В Преамбуле данного докумен­та содержится формулировка, которая указывала ориентированность Казахстана на «создание гуманного демократического правового государства». Новшеством для правовой системы Казахстана стало установление комплекса норм, сопряженных с доктриной правового государства и иными идеями мыслителей либерального толка. Впервые в политико-правовой истории республики закреп­лялся принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Были введены положения, устанавливающие политическую и экономическую конкуренцию. Декларация гарантировала равные возможности для всех общественных организаций и движений, включая политические и религиозные, участвовать в государственной и общественной жизни. Тем самым произошел отказ от монополии на власть коммунистической партии в политической системе. Признавалось многообразие и равенство различных форм собственности, гарантировалась их защита.

Отдельные положения декларации имеют философско-правовую смысловую нагрузку. Например, в качестве важнейшей задачи государственности Казахской ССР указано «укрепление национального достоинства казахской нации и других нацио­нальностей, проживающих в Казахстане». Понятие «достоинство» носит глубоко гуманистическое звучание, и отрадно, что авторы декларации рассмотрели его в привязке к суверенной государственности.

Декларация не была лишена несовершенств, свидетельствующих о ее переходном характере. Например, закреплялось, что решение вопросов размещения войск и вооружений на своей территории республика осуществляет по соглашению с Правительством Союза. Другими словами, в сфере, связанной с дислокацией советской армии в пределах своих территориальных границ, республика была не самостоятельной, что обусловливалось отсутствием на том этапе необходимого потенциала.

Вместе с тем следует признать огромную историческую заслугу разработчиков декларации и тех депутатов Верховного Совета республики, которые более, чем 30 лет назад, несмотря на сохраняющиеся политические риски, нашли в себе мужество, чтобы воплотить в данном конституционном акте многовековую мечту нашего народа о государственном суверенитете. Идеи, переложенные ими на юридический язык декларации, и установившие суверенитет казахстанской государственности, приблизили обретение независимости Казахстана в 1991 году. Декларация о государственном суверенитете и Закон «О независимости Республики Казах­стан» представляют единую концептуально-правовую целостность. Даты их принятия взаимообус­ловлены. В наши дни 16 декабря является главным государственным праздником. В этот день в далеком 1986 году наши национальные герои проявили всему миру волю народа к независимости. Однако, по существу, без этой даты – 25 октября, возможно, мы бы не отмечали День Независимости – день памяти вышедших тогда в декабре на площадь Республики, и наоборот.

Сегодня многие идеи, заложенные еще в декларации, получают дальнейшее развитие. Как и все те, кто приближал обретение государственного суверенитета, мы все мечтаем о достойном будущем для себя и своей страны и хотим построить Новый Справедливый Казахстан. Для того чтобы сделать нашу государственность еще более сильной, сохранить доставшийся нам в сложной борьбе суверенитет, нашим соотечественникам необходимо действовать вместе.

Популярное

Все
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]