Стратегические инициативы Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и их реализация отражают вектор «инклюзивной глобализации». Глубокий смысл инклюзивного подхода заключен в возможности «эффективно трансформироваться в развитие каждой страны и повышение благосостояния населения». Это путь сложной и долговременной трансформации, потребующей «совместных усилий на глобальном уровне и координации действий на уровне национальных экономик». При этом предпринимательские доходы должны быть направлены на инвестирование новых производств и инфраструктуры. Постепенно будет формироваться «потенциал экономического роста», а главное внимание, как отметил Н. Назарбаев, следует уделить развитию человеческого капитала в развивающихся и беднейших странах, так как государствам нужны грамотные, образованные, здоровые и предприимчивые люди. В Казахстане выстроены эффективные системы образования и здравоохранения, что позволило стране качественно продвинуться в этих сферах. Однако существует много стран, которым это пока не удалось сделать. Н. Назарбаев предложил под эгидой ООН сформировать Фонд развития человеческого капитала для улучшения сферы образования и здравоохранения в беднейших странах. Так, по оценкам экспертов, только на офшорных счетах компаний хранится до 40 трлн долларов – даже один процент глобального налога на эти активы позволил бы вывести образование и здравоохранение в развивающихся странах на качественно новый уровень, используя средства этого фонда.
Президент Казахстана Н. Назарбаев проявляет озабоченность о судьбах простых людей всего мира, выдвигая инициативы на форумах различного уровня – от симпозиумов и конференций, саммитов G7, G20 до Организации Объединенных Наций, определяя главную задачу мирового сообщества: сокращение неравенства и искоренение бедности. Действительно, в глобальном мире невозможно жить в гармонии и достатке, если почти половина населения Земли еле сводит «концы с концами». Многие африканские и азиатские страны находятся в «ловушке бедности», когда нищета порождает еще большую нищету, а глобальное неравенство между богатыми и бедными все стремительнее нарастает. На фоне роста материального неравенства растет социальная напряженность в глобальном мире, учащаются экономические, социальные и политические конфликты. Поэтому одной из неотложных мер является разработка «Дорожной карты по искоренению бедности», главным инструментом реализации которой стали бы инвестиции в человека, развитие предпринимательства, социальной и производственной инфраструктуры в беднейших странах.
К указанным проблемам примыкают вопросы противодействия климатическим изменениям, которые, по мнению Н. Назарбаева, могут быть решены при разработке на базе Парижского соглашения «Дорожной карты по развитию «зеленой» экономики и оптимальному использованию природных ресурсов». Здесь важно обеспечить участие и обязательства глобальных корпораций, включая меры по сохранению земель, пресных вод, биосреды. Вопросы водных ресурсов, недопущения деградации земель, эффективного природопользования должны решаться как на национальном и региональном, так и на глобальном уровне.
Н. Назарбаев предложил мировому сообществу активно использовать действующую в Казахстане виртуальную интерактивную площадку G-Global, которая «объединяет более 30 тыс. экспертов из 140 стран».
G-Global – паритетный, транспарентный и коллективный подход к решению глобальных проблем общества, его экономики и финансовой системы. По мнению г-на Бреннана (Великобритания), «Концепция G-Global Президента Назарбаева – образец мышления XXI века».
Глобальные инициативы Президента РК Н. Назарбаева, его «дерзость ответственности» актуальны для коренного обновления мировой экономики и нацелены на выработку радикально-созидательной и отвечающей интересам нации и народов глобальной стратегии посткризисного развития. Н. Назарбаев одним из первых политиков публично показал мировому сообществу уязвимость и несправедливость существующего устройства глобальных финансов, призвал к совместному поиску принципиально новых путей реформирования этой сферы. Важно, чтобы в этом процессе участвовали главные мировые политические и экономические структуры, в том числе Совет Безопасности ООН и специальная сессия ООН.
В мировой истории огромную роль играют гениальные предвидения, когда мысль и воля политика опережают время, способствуют изменению окружающего мира, ломая устоявшиеся стереотипы и расширяя границы возможного. Президент Казахстана проявил себя как политик-прагматик, выдающийся стратег, глубоко воспринимающий новые цивилизационные смыслы, возникшие в XXI веке. Лидер Казахстана, выдвигая прорывную идею формирования Евразийского союза государств, убедил глав сопредельных государств в эффективности высказанных интеграционных предложений, и при их деятельном участии евразийский проект успешно воплощается в жизнь.
Возрастающее значение имеют сбалансированное развитие евразийского региона в рамках Евразийского экономического союза, заключение соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, поддержка мегапроекта «Экономического пояса «Шелковый путь», совместная работа, прежде всего, на площадке ШОС, использование интеграционных механизмов для всех заинтересованных стран в Азии и Европе. Приоритеты региональной интеграции включают инвестиционное взаимодействие, новые факторы экономического роста и увеличения занятости, создание индустриальных парков и трансграничных зон экономического сотрудничества, углубление сотрудничества в области экспортного кредитования, страхования и проектного финансирования (Фонд Шелкового пути, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Межбанковское объединение ШОС).
Нурсултан Назарбаев – Лидер нации, созидатель, мыслитель, гуманист. Имя Президента РК в сознании его современников прочно срослось с тем, что называется великим словом ЛИЧНОСТЬ. Это Человек, одаренный воистину всесторонне: выдающимися способностями видеть Большое в Малом, принимать быстрые, незамедлительные и в то же самое время стратегически взвешенные решения; умением не только поставить задачу, но и принять высококвалифицированное участие в разработке программы и организации ее выполнения, основанное на колоссальном личном опыте производственно-трудовой, общественно-политической и государственной деятельности; тонким ощущением грани, разделяющей и соединяющей строгий спрос с доброжелательным отношением к людям. Наконец, а возможно и в первую очередь, воспринятым от рождения и впитанным с молоком матери чувством национального достоинства, чуждого столь живучим поползновениям национализма.
С личностью Н. Назарбаева связана вся постсоветская эпоха развития Казахстана как суверенного государства. В силу стремительного разрушения СССР объем промышленного производства в Казахстане за 1990–1994 годы сократился вдвое, транспортных перевозок – на 2⁄3, сельского хозяйства – на 30%. Остановились промышленные гиганты в угольной, горнорудной и других отраслях, свирепствовала безработица, началась массовая экономическая миграция. Но в 2001 году Н. Назарбаев уже смог представить казахстанцам доклад под заглавием «Десять лет, равные столетию». Конституция 1995 года, провозгласившая статус РК как независимого государства, была принята под знаком всенародной поддержки и сплочения политической элиты вокруг лидера. Поднявшийся на высоту национального лидера, авторитет Н. Назарбаева повысил ответственность всего государственного аппарата за реализацию идей и указов Президента, осуществление принципиальных и быстрых изменений, ускорение проведения реформ и их эффективность. В предельно сжатые сроки был заложен законодательный «фундамент» рыночных преобразований и было продемонстрировано, что сильная государственная власть способна строить эффективную рыночную экономику и демократическое общество.
Казахстан первым в СНГ восстановил докризисный уровень промышленного производства, а в 2002 году получил статус «страны с рыночной экономикой». Были использованы прямые иностранные инвестиции примерно до 40% всех привлеченных капиталовложений в национальные экономики стран СНГ. Сегодня РК занимает первое место в мире по темпам прироста кредитования реального сектора экономики, а ежегодный нетто-приток прямых инвестиций составляет в среднем 9% от ВВП. В Казахстане раньше других осознали необходимость централизованной аккумуляции доходов от экспорта сырьевых ресурсов. Созданный с этой целью Национальный фонд позволил снизить негативное влияние мировых финансово-экономических кризисов на национальную экономику, обеспечить выполнение ключевых программ экономического и социального развития.
Стиль руководства Н. Назарбаева отличается крупномасштабной постановкой задач, четкой организацией контроля за их выполнением. Долгосрочная Стратегия «Казахстан-2030», выдвинутая Президентом в условиях «Азиатского кризиса» 1997 года, практически выполнена всего за 15 лет. В отличие от других государств Казахстан сохраняет экономический рост и уровень жизни граждан в период глобального финансово-экономического кризиса 2007–2009 годов. К 2012 году страна стала одной из 50 по рейтингу своей экономической конкурентоспособности в мире. Новая инициатива Президента – «Стратегия-2050» еще амбициознее – войти в тридцатку наиболее развитых мировых государств. Страна, где национальные богатства почти целиком заключались в сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах, в ближайшие 10–15 лет решает создать современный наукоемкий экономический базис, перевести на инновационные рельсы как традиционную промышленность, так и аграрный сектор, основать новые отрасли мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии.
«Стратегия-2050», говорится в Послании Президента, позволяет решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду главной цели, а это значит, что ежегодно, а не через 30–50 лет, будет улучшаться жизнь людей. За годы независимости ВВП Казахстана вырос в 20 раз, а средняя заработная плата увеличилась в 7 раз. По экспертной классификации РК сейчас в числе государств с доходом граждан выше среднего. При динамичном экономическом росте в стране не допустили чрезмерного разрыва в доходах. В значительной степени сократилась бедность, а ее уровень ниже 3%.
Путь страны в будущее Н. Назарбаев органически связывает с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала народа. «Развитая страна в XXI веке – это активные, образованные и здоровые граждане». Как и все развитые страны, Казахстан формирует свою, уникальную образовательную систему, отвечающую вместе с тем наивысшим мировым стандартам. В здравоохранении главным принципом всей системы медицинского обслуживания объявлена солидарная ответственность государства, работодателя и работника за его здоровье. Утверждение здорового образа жизни и развитие медицины позволят увеличить продолжительность жизни казахстанцев до 80 лет и выше. Разрабатывается Концепция долгосрочной культурной политики, предусматривающая развитие культурной ментальности казахстанцев.
Н. Назарбаев отмечает, что сегодня мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами, а «геополитический кризис и санкционная политика ведущих держав создают дополнительное препятствие» для мировой и национальных экономик. Новая политика Казахстана носит контрцикличный характер и направлена на продолжение структурных реформ в экономике. Принят План нации «100 конкретных шагов», и для его реализации изменено законодательство. Главные приоритеты – инвестиции в основной капитал, развитие инфраструктуры, индустриализация и сбережения для будущих поколений. За годы независимости в Казахстан привлечено 255 млрд долл. прямых иностранных инвестиций. Это факты доверия к проводимым реформам. Программа партии «Нур Отан» закладывает политическую основу и комплексные меры по реализации государственной антикоррупционной стратегии.
Накануне Дня столицы – города Астаны с неповторимой архитектурой и высокими стандартами жизни, которая уже признана международным модератором, здесь проходят съезды лидеров мировых и традиционных религий, впервые прошел саммит ОБСЕ, 160 стран определили ее как место проведения ЭКСПО-2017.
Президент Казахстана Н. Назарбаев проявляет себя не только как созидатель новой страны и ее символа – прекрасной столицы Астаны, но и как выдающийся политик, стратег и крупный ученый, глубоко воспринимающий новые межстрановые проблемы, возникшие в XXI веке. Стратегии Н. Назарбаева формируют новую повестку дня как для Казахстана, так и на уровне глобальных геополитических и геоэкономических трендов. Казахстанский лидер является не только своего рода национальным брендом, с которым для многих за рубежом ассоциируется независимый Казахстан, но и гениальным политиком, от мнения и действий которого зависит будущее теперь уже не одной страны, а и всего мирового сообщества.