Одним из инициативных исследователей истории края является известный в регионе краевед, учредитель частного Фонда содействия научным исследованиям Айбулат Курумбаев. Сферой интересов историка-общественника стала Букеевская орда – уникальное в своем роде административное образование: ханство, которое было создано в 1801 году в междуречье Волги и Урала после откочевки сюда 5 000 семей Младшего жуза.
Казалось бы, со времени существования Букеевской, или, как ее еще называют, Внутренней орды, прошло всего 200 лет, что по историческим меркам совсем немного. Однако информации, которая касается этого интереснейшего периода казахской истории, имеется меньше, чем хотелось. Огромный пласт нигде пока не изданных и не изученных материалов на эту тему хранится в российских архивах: в Астрахани, Оренбурге, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе и других городах. Будучи частью Российской империи, Букеевская орда отправляла всю документацию на архивное хранение в эти города.
В прошлом году Айбулат Курумбаев вместе со своими единомышленниками – краеведом и журналистом Казбеком Куттымуратулы и специалистом по редким рукописям, докторантом ЕНУ им. Л. Гумилева Сайполлой Моллакаганатулы – впервые побывал в архиве Уфы.
– Честно говоря, не знал, что в Уфе есть так много материалов по истории Букеевской орды, – говорит исследователь. – Об этом мне сообщил один из моих подписчиков на Facebook житель Алматы Искандер Торемуратов, предки которого жили в Западном Казахстане. Он активно интересуется историей своего рода, собирает материалы по генеалогии из разных архивов. Искандер Торемуратов рассказал, что в башкирском архиве есть интересные материалы – метрические книги, которые вели муллы всех мечетей, относящихся к территории Букеевской орды. В то время она подчинялась Оренбургскому духовному магометанскому собранию, центр которой находился в Уфе. Здесь, кстати говоря, в знаменитом медресе «Галия» обучались многие известные личности – выходцы из Букеевской орды, оставившие след в истории Казахстана: Гумар Караш, Ахмет Маметов, Магжан Жумабаев, Беимбет Майлин.
Как рассказал Айбулат Курумбаев, все священнослужители выполняли тогда функции современного загса: вели списки, в которых указывали факты рождения и смерти, заключение браков и оформление разводов, совершенные на территории, закрепленной за своими мечетями. Отчеты об этом они ежегодно сдавали в Уфу.
– Сейчас многие говорят, что раньше, чтобы развестись с женой, было достаточно 3 раза заявить ей об этом, – отмечает исследователь. – Но документы, которые вели в Букеевской орде, свидетельствуют, что эта процедура мало чем отличалась от современного бракоразводного процесса. В отчетных материалах мулл обязательно указывалась причина развода, ею могло быть и отсутствие любви. Для планирующих расстаться определялся срок, чтобы обдумать свое серьезное решение. При заключении брака записывалось, сколько калыма было заплачено, перечислялось количество скота и так далее, обязательно указывались имена свидетелей, ими тогда могли быть только мужчины. При внесении информации о смерти человека писались причина и место захоронения.
Основной целью поездки стало выяснение, какой объем информации, которая может стать полезной для изучения истории Букеевской орды, содержится в уфимском архиве.
– Хочу отметить, что нас очень хорошо приняли, – рассказывает Айбулат Курумбаев. – Директор архива, сотрудники были рады нашему посещению, не возникло никаких проблем с допуском к материалам. Метрические книги, заинтересовавшие нас, хранятся в огромных томах, просматривать которые можно только стоя. Главную сложность вызвало то, что не существует системы поиска, которую можно было бы применить к имеющимся материалам, нет ни алфавитного, ни тематического каталога, есть только общее название «Метрические книги Букеевской орды». Но это же была огромная территория, части которой отошли как к Казахстану, так и к России. Округа делились на волости, существовало также внутреннее деление на роды. Если сделать подробный каталог, ему цены не будет, и исследователю не придется тратить много времени на поиск нужных ему материалов, пересматривая громадные тома. Я думаю, что нужна комплексная экспедиция из Казахстана, которая могла бы там поработать.
В число 100 сакральных мест Казахстана от нашего региона входит мавзолей известного поэта и публициста Гумара Караша. Однако и в биографии такого значительного для истории страны человека до сих пор есть белые пятна. Изучая материалы уфимского архива, краеведы наткнулись на важный документ: автобиографию общественного деятеля, в которой он собственноручно изложил на бумаге данные о себе, в том числе дату и место рождения, написал о своих учителях, указал другую интересную для исследования информацию.
– Казбек Куттымуратулы нашел в архиве материалы про авторитетного человека – Жубана-муллу, жившего на стыке XIX и XX веков и похороненного в Жангалинском районе. В Уфе он обнаружил метрические книги, которые тот вел, и после нашего приезда выпустил книгу о нем, – поделился Айбулат Курумбаев. – В башкирском архиве есть списки мечетей и мулл, работавших в Букеевской орде. Эти материалы сродни тем, которые ведут кадровики: есть приказы, указываются номера свидетельств о полученном образовании, а данные о священниках указаны в личных листках по учету кадров, как они сейчас называются.
Неизвестные ранее документы, касающиеся личности внука хана Букея, генерала Губайдуллы Чингизхана, участника русско-турецкой войны, возглавлявшего в Российской империи телеграфное ведомство, также были обнаружены в архиве Уфы.
– В Ялте он работал председателем вакуфной комиссии, которая ведала благотворительными пожертвованиями в пользу мечети: землями, домами и другим имуществом. Его задача состояла в том, чтобы разобраться в законности всех проводимых процедур. Из Уфы он пригласил себе переводчика и секретаря в одном лице, их переписка сохранилась в башкирском архиве. К сожалению, мы не успели ознакомиться с ней подробно, так как она была обнаружена в последний день командировки, – поделился исследователь.
По причине того, что деятельность исследователей-краеведов никем не финансируется и поездка была организована на собственные средства, возможности провести долгосрочную работу в российском архиве не представилось.
К сожалению, отмечает Айбулат Курумбаев, в нашей стране для НПО не выделяют грантов на научные исследования. Между тем иностранные архивы – это кладезь информации, которая до сих пор мало используется в научном обороте. Поэтому он предлагает создавать каталоги по всем архивам, в которых есть документы по истории Казахстана. Ученые из нашей страны, побывав в том или ином архиве, могли систематизировать такие материалы и делать каталоги, которые помогут в дальнейшей работе широкому кругу исследователей.