
Сегодня есть немало мастериц, сохранивших древнее ремесло, умело вписавших старинное искусство в современный мир и удачно монетизировавших его. Изделия в стиле этно пользуются большим спросом во всем мире, причем совершенно неважно, какую национальную культуру представляет этновещь. Японское кимоно, индийское сари, турецкие шальвары или казахский камзол – все они одинаково красивы, аутентичны и неповторимы.
Среди других мастеров особо выделяется имя этнодизайнера Ырзы Турсынзады. Потрясающей красоты корпеше, жакеты, палантины, платья, покрывала, панно – чего только нет в коллекции ее работ! И всему, что умеет, она без устали и бесплатно обучает всех желающих на своем канале в соцсетях.
Также именно она стоит у истоков возрождения древних искусств казахского народа.
– Моя мечта – вернуть любовь к ремеслу, возродить не только древнее искусство, но и национальное самосознание, потому что в воспитании и формировании нации женщины играют большую роль, – говорит Ырза Турсыновна, отмечая, что, когда девушка, женщина приходит к рукоделию, она меняется. Идет трансформация сознания, поведения. – Сам процесс учит терпению, спокойствию, выдержанности. Убирает отрицательные эмоции и тревожность.
Интерес к древнему рукоделию, лоскутному шитью и в целом к декоративно-прикладному искусству у нее появился в далеком детстве.
– Когда я училась в 3–4-м классе, мы с родителями поехали в аул. Там увидела потрясающе красивый түс киіз (вышитое панно для украшения стен). Он был старым, местами выцветшим, и его использовали уже как кухонное полотенце. И я выпросила его у хозяйки дома, привезла домой. Отстирала как могла. Необъяснимо, но в этой ветхой вещице чувствовались сила, энергия, свет. Я буквально влюбилась в нее, когда оставалась дома одна, раскладывала, любовалась. Бывало, делаю уроки и рядом ее разложу, – рассказывает Ырза Турсыновна.
Годы спустя девочка, которой так приглянулась отжившая свой век старинная вышивка, станет известным этнодизайнером. Среди работ Ырзы Турсынзады, кавалера ордена «Құрмет», лауреата Президентской премии «Алтын сапа», немало уникальных изделий. Каждое создавалось с большой любовью и знанием дела. А первый шаг в мир этнического дизайна был сделан в детстве, когда она своим сердцем, открытым миру, увидела красоту в старой вещи, которая оказалась неким талисманом.
Национальное прикладное искусство – это наша история, наши корни. Наследие предков – сокровища нации, сотканные из тысяч слов, традиций, обрядов, легенд, кюев и песен. Сохраняя их, мы сохраняем свою самобытность, культуру.
Золотой наперсток
...Попив чаю, бабушка доставала веретено и начинала прясть. С удивлением и восхищением я смотрела, как ворох шерсти в ее руках превращался в тончайшую нить. Попытки повторить за ней ни разу успехом не увенчались. Но эта картина уюта, тепла семейного очага осталась в памяти навсегда.
Такими мы помним наших бабушек, а какими запомнятся своим внукам и правнукам сегодняшние әжелер?..
Ұршық всегда был неотъемлемой частью жизни казахских женщин. По тому, какой получалась нить, определяли характер хозяйки. Если нить шла ровно, без порывов и узелков, значит, и нрав у нее кроткий, добрый. А если нить без конца рвалась, выходила бугорками, то это свидетельствовало о сложном характере.
В занятиях рукоделием есть и важный воспитательный
момент. Формируется усидчивость, закаляется характер. Например, чтобы сшить одеяло из лоскутков ткани – құрақ, требуется терпение, без него собрать в единый узор отрезки не получится. То же самое и с любым другим национальным прикладным искусством.
Казахи говорят, что береке – благоденствие – приходит в дом, в котором живет рукоделие. И это не случайно! Дом, где живет ремесло, дышит в ритме спокойствия, потому что характер у хозяйки выдержан, она умеет видеть главное, терпеливо создает эмоциональный фон в своем шаныраке.
В каждом стежке самой незатейливой вышивки – наша история, наша культура, наши традиции. В них – свет и добро.
– Американские ученые провели эксперимент, доказавший, что прикосновение, контакт с вещами, сшитыми в стиле пэчворк, то есть курак, возвращают человеку энергию. Разноцветные кусочки ткани словно впитывают в себя усталость. Поэтому корпеше, изготавливаемые по старинной технологии, не просто дошли до нас, но и сохранили первозданную цель – дарить отдых, умиротворять, объединять, – делится Ырза Турсыновна, и сложно с ней не согласиться.
К слову, сейчас много говорят о важности сохранения внутренних энергетических ресурсов для женщины, матери, жены, дочери. Так вот, можно взять на вооружение факт, что отдых на курак корпеше восполняет запас сил, а значит, и энергетические ресурсы за короткое время.
Когда шили көрпе из лоскутков, придавали большое значение не только орнаментальности, но и цветовой гамме, и тому, кто шьет их.
Каждый цвет несет в себе смысл. Белый – ақ мол болсын, зеленый – көгерсін, өсіп-өнсін. А еще, сшивая кусочки для приданого, матери и мастерицы произносили пожелания – тілек, которые можно назвать неким кодом.
Корпе-фест
Этой весной на земле Ертыс расцвели необычные цветы. Мягкие, бархатные, приятные на ощупь... Рукотворные ростки распустились благодаря тому, что за 4 месяца до этого был дан старт уникальному марафону, главным тренером которого выступила Ырза Турсынзада.
Идея фестиваля родилась не случайно. Подобные выставки проводят в США, Италии, ОАЭ... У нашего народа есть удивительное наследие, которое сохранилось в том числе и в изделиях ремесленников. Почему бы это не показывать, не рассказывать об этом миру?
Корпе-фестиваль шествует по стране не первый год, он уже состоялся в Шымкенте, Таразе, Мангистауской области, Атырау, Актобе. Из-за карантина в 2020-м
была пауза, а в нынешнем году идею поддержал аким Павлодарской области.
Всего в онлайн-обучении приняли участие свыше 450 женщин из всего региона. До финала дошли больше 200. Более ста участниц получили сертификаты, подтверждающие обучение. Ырза Турсынзада решила выдать сертификаты всем, потому что для большинства из них это старт в жизнь нового качества. Почти 90% участниц – многодетные мамы, матери детей-инвалидов.
– Я часто ездила по стране, встречалась с разными женщинами, девушками, проводила бесплатные мастер-классы. Всем нравилось, учились с удовольствием, но любой запал останавливает материальное положение. Очень многие наши соотечественницы не могут себе позволить купить швейную машинку. Когда я осознала, что это мешает нашим женщинам, я подарила многим машинки, – рассказывает наша героиня.
– Сейчас правила диктуют рыночные отношения, многие наши женщины вынужденно ушли в непростые годы в торговлю, уходят и сейчас. Конечно, в таких случаях семья, дети отходят на второй план, а это не самый хороший вариант. И я решила внести свой вклад, помочь им, вернуть ремесло нашего народа в повседневную жизнь. Показать, что можно зарабатывать дома, не надрываясь с тяжелыми баулами, возрождая национальное традиционное ремесло. И это лучшее решение. Ведь когда мама дома, то и дети под присмотром, и дома тепло, благополучно, – уверена мастерица.
Мастер-классы Ырзы Турсынзады на YouTube-канале сегодня набирают миллионные просмотры. География зрителей обширна: Казахстан, Австрия, Австралия, Канада, Германия, Израиль, Польша, Россия – легче назвать страны, откуда нет участниц онлайн-занятий.
Люди самых разных возрастов с удовольствием учатся казахскому искусству құрақ, технике старинной вышивки, узнают об истории Казахстана, которую хранят древние орнаменты.
К слову, на выставке национальных товаров в рамках Консультативной встречи глав государств Центральной Азии коллекция мастерицы «Восточная рапсодия» получила высокую оценку гостей.
Орнаментально – оригинально!
Мы привыкли к почти одинаковым интерьерам наших домов и квартир. Мебель по моде, шторы в тон, обои и кафель, ковры, утварь хайтек... А в мире тем временем интерес к этнодизайну только растет.
Комната в национальном стиле – это не только корпеше или подушки. Например, это войлочная живопись, где в специальной технике на кошму наложен рисунок. Или аппликация, повторяющая известный петроглиф, функциональный күбі или келі – ступа, қоржын – как элемент декора и аяққап – как место для хранения утвари. На них печать истории, они – ее безмолвные хранители.
К перьям филина у казахов особое отношение, они считаются сакральными. Ими украшают колыбель новорожденного, шапочки детей, невест, носили үкі и наши сал-серілер. Существует поверье, что они защищают от недоброго взгляда, сглаза, нейтрализуют плохую энергию.
– Я всегда говорю своим ученицам, что в каждом доме нужно иметь хотя бы одну вещь с историей. Это может быть старая шаль бабушки, камзол, чапан деда, даже ичиги, которые они носили. Это своеобразный талисман семьи, это история вашего рода, которая сохранилась в вещах. И их обязательно нужно держать на почетном месте в доме, передавать как реликвию из поколения в поколение, – говорит Ырза Турсыновна.
А я вспоминаю, какие вещи в своем доме я могу назвать тумаром...
Сохранить национальную идентичность, не расплескав ее в череде мировых трендов, в эпоху глобализации сложно. Но именно это и является основным правилом сохранения себя как нации. Поэтому нужно взять лучшее от других, сохранив при этом свое.
На каждой странице летописи народа не просто отражены события, это наш национальный код, читать который сможет тот, кто родился и вырос на просторах Великой степи.
Тот, у кого в сердце отзовется теплом и любовью запах жусана, неприхотливого простого растения, священного для каждого казаха. Сила жусана – в крепкой, развитой корневой системе, которая служит ему опорой, помогает не улететь при первом дуновении ветерка, как перекати-поле. Тот, для кого звуки домбры – мощный мотиватор и релакс одновременно. Тот, кто знает, что горы тоже умеют хмуриться, земля – чувствовать и забирать боль, а роднику тоже нужны неравнодушные глаза.