
Край безотрадных пустынь
Военный топограф Юлий Шмидт, в конце своей карьеры дослужившийся до генерал-лейтенанта, в 90-е годы позапрошлого века был командирован в казахскую степь, где провел обширные астрономические наблюдения. Но кроме отчета о проведенных геодезических исследованиях он оставил нам чрезвычайно ценное описание под названием «Очерк киргизской степи к югу от Арало-Иртышского водораздела и Акмолинской области». Из него мы узнаем, что помимо основных обязанностей топографа Юлий Шмидт с дотошностью истинного ученого вел наблюдения за хозяйственной деятельностью кочевников, тесно общался с местными жителями, выведывал подробности из жизни в краю с суровым климатом.
Не остался офицер равнодушен и к судьбе казахов. В конце своего обширного труда он пишет: «Насколько строящаяся Сибирская железная дорога отразится благоприятно или неблагоприятно на первобытного кочевника киргизских степей, решит уже будущее, но будет крайне жаль, если таковая повлияет отрицательно и вместе с прогрессом для одной части населения нанесет окончательный ущерб этому бедному и обездоленному природою, но в общем симпатичному обитателю безотрадной пустыни».
Единственными обитателями южной части Акмолинской области к югу от Арало-Иртышского водораздела, делится автор с читателем, являются казахи без всякой примеси какой-либо другой народности, а потому только здесь, на удалении от оседлых пунктов, среди приволья степных пространств, за сотни верст от надвигающейся культуры русских с севера и отделенные Каратауским хребтом от влияния сартовской культуры с юга казахи сохранили всю свою самобытность. «Все благосостояние и ресурсы жизни которых тесно связаны с процветанием и умножением их стад», – добавляет Юлий Шмидт. «Возбужденная от зимней спячки весенняя природа южной степи представляет для кочевника южной части Акмолинской области столь много прелестей, что лишь одни обездоленные джатаки (обедневшие киргизы-пролетарии), лишенные средств для передвижения и по необходимости обращающиеся в егинши (земледельцев), остаются вблизи зимних стойбищ как для обработки полей, так и для полива и для охраны посевов. Все остальное население от стара до мала участвует в общем пиру «киргизского эльдорадо» и отправляется на джайляу, то есть кочует».
Относительно климатических условий южной части Акмолинской области исследователь приходит к следующему общему выводу. Продолжительное и знойное лето характеризуется большой сухостью и недостатком атмосферной влаги. Короткая зима отличается суровостью и морозы в 15°–20° не редкость, но таковые непродолжительны. Атмосферных осадков в виде снега выпадает всегда очень много, а в некоторые годы снега совсем не бывает, но льют дожди, если дождливая зима прерывается морозами, то вся глинистая пустыня Бетпак-Далы и долина р. Чу покрываются ледяной корой. Весна и осень, будучи переходными временами года, обладают наиболее благоприятными условиями жизни, а посему кочевники двигаются для своих массовых перекочевок с юга на север весною, а с севера на юг осенью. Весной тающие снега и дожди оживляют даже мертвую природу южных степей и обеспечивают повсюду пресную воду, a захудалая на тощем корму скотина быстро поправляется. Осенью атмосферных осадков также достаточно, а недостаток подножного корма на переходах легко переносится откормленною летом скотиною.
Так как истоки и верхние притоки реки Чу находятся в высоких отрогах Тянь-Шаня, то кроме весеннего разлива реки и подъема его горизонта обязательно происходит и вторичный, летний разлив во время усиленного таяния снега в ледниках и на вершинах Заилийского Алатау. Обыкновенно таковой наступает в июле и длится от двух до трех недель. При этом, однако, летние, или июльские,
разливы значительно меньше весенних и достигают лишь половины последних, а так как при своем пробеге от выхода реки до нижнего течения воды Чу на расстоянии около 500 верст усиленно разбираются на обширные пашни оседлыми жителями, частью и кочевниками Семиреченской, Семипалатинской и Сырдарьинской областей, то вся прибыль с того разлива становится совершенно незаметною в пределах ее течения до южной границы Акмолинской области.
Растить детей да сеять хлеб
Земледельческая культура в тех степях мыслима лишь при искусственном орошении. Сеют пшеницу, просо и ячмень, урожаи зависят от качества почвы и обработки, варьируют от «сам 5» до «сам 30». Зерно сбывается большей частью кочующим казахам причуйских волостей, частью в город Акмолинск.
В самом начале повествования автор рассказывает о том, что в глубокой котловине Улытауского урочища находилась когда-то станица Улытауская, появился этот форпост в 1846 году. Однако для водворения в этой степной глуши не находилось охотников, а посему пришлось бросить между казаками жребий и таким путем образовать контингент подневольных жителей во вновь устраиваемую станицу. Естественно, что при подобных условиях станица могла существовать лишь до тех пор, пока станичники со своими семьями получали казенный паек – провиант и жалованье. Как объясняет автор очерка, несмотря на все усилия приохотить казачье население к земледелию, таковые попытки потерпели полнейшую неудачу, и в 1862 году последовало распоряжение об упразднении станицы Улытауской. «Но удивляет, что тут же в долине ключа встречаются и возделанные поля пшеницы, ярицы и ячменя, поля эти орошаются арыками, которые наполняются водой из ключа, неурожая при этих условиях не бывает. Итак, кочевник-киргиз, к тому же голь-джатак, среди сродственной ему природы нашел возможность привить земледельческую культуру там, где слабые попытки улытауских станичников и поселенных солдат окончились неудачей».
В подобном сравнении автор входит в противоречие с самим собой. Прежде всего, у казахов термин «диқан-егінші», даже из числа бедняков-джатаков не означал обедневшее сословие, а говорил о способе производства и образе жизни. Конечно, в природно-климатических условиях казахской степи кочевое скотоводство было наиболее оптимальным методом хозяйствования, тем не менее земледелие давало неплохие плоды, о чем свидетельствуют и цифры, которые приводит автор очерка. И оригинальный способ полива полей местные казахи придумали не вдруг, а использовали опыт своих предков. Во-вторых, казачье сословие создавалось вовсе не для развития земледелия в степи, а в некоторой степени даже наоборот.
Изучением истории сибирского казачества в XIX – начале ХХ веков занимались многие исследователи, в разные годы участвовавшие в работе Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества. Некоторые из них были выходцами из казачьей среды, к примеру, известный в Казахстане путешественник и этнограф Григорий Потанин. По его определению, в Прииртышской степи преобладал такой тип казака – «ловкий торговец, кулак и плохой работник». И другие авторы сходились на том, что прежняя постоянная военная служба на непрерывном содержании от правительства приучила сибирских казаков к беззаботности об удовлетворении своих жизненных потребностей собственными силами.
Но перенесем наше внимание к вопросу землепашества в исследованном Юлием Шмидтом крае. По всему Эскенейскому урочищу, свидетельствует он, разбросаны казахские пашни, засеянные исключительно пшеницей и просом. Большая часть пахотных земель орошается арыками, которые проведены из ближайших ключей и из реки Ак-тасты, в местах более низменных и обильных подпочвенной влагою можно встретить нивы без искусственного орошения. Прекрасное знание местных условий и близость сбыта как в город Акмолинск, так и казахам южных волостей приохотили жителей этой местности к развитию хлебопашества, и год от году количество возделываемых полей увеличивалось, здесь можно было встретить отдельных юртовладельцев, которые засевают от 10 до 40 десятин, общее же число посевов, по расcпросным сведениям, достигало около 600–700 десятин. И подвоз казахского хлеба в зерне год от году увеличивался на Акмолинском базаре. Описывая правые притоки реки Сары-су, автор говорит, что по всей долине с самых верховий реки можно встретить разбросанные казахские пашни с посевами пшеницы и проса и много зимовок, сложенных из сырцового камня и крытых камышом. Ввиду того, что долина р. Кара-Кенгир служит обычным казахским кочевым путем, возделанные поля приходится оберегать от потрав, для чего оставляются караульщики, обыкновенно джатаки и егинши, которые одновременно следят и за поливом полей.
Урочище Кызыл-жар отличается обилием дичи в прилегающих к берегам реки камышовых зарослях и обширными возделанными полями, разбросанными по левой стороне урочища. Общее количество пашен с посевами пшеницы, проса и ячменя достигает от 200 до 300 десятин и тянется полосою в виде узкой ленты на протяжении 2 верст. Близость воды и удобство устраивать запруды, откуда вода разводится арыками по полям, чрезвычайно способствует земледельческой культуре описываемого места. Обилие ключей в верховьях Сюрту-су способствует устройству поливных культурных полей, последние в 1889 году в общей сложности достигали 120–150 десятин.
«Из предыдущих глав мы видели, – продолжает автор, – что всюду, где только местность допускала возможность искусственного орошения, обедневшие киргизы – егинши и джатаки устраивали свои поля и принимались за земледельческую культуру. Обыкновенно эти бедняки являются батраками богатых киргиз, которые за труд снабжают их необходимыми орудиями, дают им в пользование одного или несколько молодых бычков или волов для обработки поля, разъездов верхом и на арбе, корову и несколько овец, затем отпускают на посев семена. Для жилья оставляют старую, рваную и прокопченную юрту, словом, дают все самые необходимые средства для самостоятельной жизни вблизи возделанных полей. Прежде чем приступать к обработке избранного поля, егинши устраивают арыки и поливные канавы, удостоверяются в том, что вода действительно может оросить намеченное пространство, а затем уж приступают к вспахиванию его. Пашут обыкновенно деревянной coxой, конец этой кривой ковырялки иногда окован, иногда это просто подходящий искривленный ствол толстого саксаулового обрубка с заострением на конце, вспахивают почву не глубже двух-трех вершков и в результате получается не вспаханное поле, а всковыренное. Вслед затем егинши, джатаки со всеми членами своих семей вооружаются здоровыми дубинками, соилами, мотыгами и приступают совместно к раздроблению и измельчению комьев и глыб, по выполнении сего принимаются за ручной посев семян».
Если почва была очень сухая, то пускали воду. Этим заканчивался процесс посева, оставалось тщательно наблюдать за достаточностью влаги, необходимой для роста злаков, и караулить зерно от поклева птицами и потрав. Так как егинши, уточнял автор очерка, получают от урожая известную долю, то они были прямо заинтересованы в достижении лучших результатов, «а посему обязанности свои они обыкновенно выполняют с большою добросовестностью и с восхода солнца до его захода разъезжают на своих верховых бычках кругом полей – в одном месте киргиз разгонит стаи ворон, галок, воробьев и фазанов, в другом пускает воду, в третьем спускает ненужную влагу. К палящему солнцу и зною он привык, тяготит его лишь одиночество, а посему он радуется появлению чужих киргиз из соседних областей, хотя с приходом последних он вынужден караулить от потравы поля даже ночью».
Одновременно с обработкой полей на егинши лежала обязанность озаботиться сбором возможно большего запаса сена, a пoтому с членами семьи в свободное время он приступал к сенокошению, «поля ж без призору никогда не остаются». В течение двух месяцев, иногда раньше, всходы уже пускают колосья и быстро созревают. Уборка производится серпами, увязывают в снопы и складывают в небольшие копны, а после этого принимаются за молотьбу тут же на глинобитной и ровной поверхности. Для молотьбы сгоняли всю крупную скотину, какая имеется, и гоняли по кругу, на котором разбросана была часть жатвы, затем провеивали лопатою на ветру и наконец ссыпали зерно в мешки, складывая их в конические ямы и укромные места.
«На пашнях долины p. Чу и притоков р. Сары-су сеют пшеницу, ячмень и просo, а также люцерну, последняя перенята от сыр-дарьинских сартов и служит прекрасным питательным кормом для лошадей – обыкновенно люцерною кормят лучших скакунов», – говорится в исследовании.
Юлий Шмидт дает и официальные данные по земледелию казахов. В Атбасарском уезде следующие цифры: посеяно в 1892 году 868 четвертей, а собрано четвертей яровой пшеницы 5 753, или «сам 6,6», а в 1893 – посеяно 2 160, собрано 7 238, или «сам 3,4». В Акмолинском же уезде в 1892 году было посеяно четвертей яровой пшеницы – 5 333, собрано – 49 183 четверти, или «сам 9,2».