Кресты устояли при Ленине, Сталине, Хрущеве и других руководителях коммунистической партии. А сегодня каждый, проходя мимо этого памятника деревянного зодчества, удивленно останавливается: крестов на куполах нет! Оказалось, что отреставрированные, покрытые новым сусальным золотом старинные кресты дожидаются окончания ремонтных работ, чтобы вновь засиять под жарким алматинским солнцем. После капитального ремонта засияют не только кресты, но и сами купола. И здесь ожидается интрига.
– Когда мы снимем строительные леса, то знаменитый шашечный рисунок на куполах предстанет другим, – обещает ключарь Вознесенского кафедрального собора, протоиерей Александр Суворов. – Вместе со специалистами проектно-реставрационной фирмы «Кумбез» мы исследовали фотографии начала XX века и решили восстановить рисунок на куполах по снимкам храма 1907 года.
В летописи Алматы и Семиречья собор занимает важное место. Неудивительно, что вокруг такого объекта родились мифы и легенды. Например, когда через три года после строительства храм пережил сильное землетрясение, возник миф, что у него не было выбито ни одного окна. Или говорят, что собор построен без единого гвоздя. Но архивные документы, на которые ссылается краевед Неля Букетова, говорят о другом.
Так, в смете на постройку собора, составленной Зенковым, предполагалось использовать только заершенных гвоздей 13 пудов, на вертикальные связи планировалось 477 пудов 4-дюймового полосового железа. А за землетрясение 1910 года собор заплатил большую цену: в здании было выбито «стекол оконных до 150 штук, выброшена одна тепловая рама, осыпалась штукатурка, поломана местами иконостасная резьба. Крест на колокольне согнут у основания и совершенно наклонился вниз; цепи на крестах порваны. Колокольня собора дала осадок и накренилась на юг. Железные болты в скрепах порваны и выдернуты...».
Сегодня реставрация в соборе идет полным ходом, но служба при этом не останавливается. Иконостас, который образно называют совместной молитвой Неба и Земли, продолжает сиять теплым золотом необыкновенной красоты. Реставрировать его не будут, так как он изготовлен с 2004 по 2008 год стараниями тогдашнего владыки – митрополита Мефодия. Форма нынешнего иконостаса лишь отчасти напоминает утраченный, который стоял в соборе с 1907 года.
– В исторических документах встречаются разночтения: в некоторых упоминается годом открытия 1906-й, в других – 1907-й, – рассказывает отец Александр. – Собор-то построили всего за два с лишним года. Для уровня техники начала ХХ века это было очень быстро. А вот иконостас, изготовленный в известной мастерской Мурашко, везли из Киева целый год. Наконец, в начале лета он прибыл в Алма-Ату, и 12 августа 1907 года собор с иконостасом освятили. Дату эту выбрали, видимо, потому что это был день рождения цесаревича Алексея Николаевича Романова.
При советской власти богослужения продолжались до 1927 года. В 1929-м в соборе разместили музей. С этого времени в истории храма появляется много вопросов, и раскрыть все тайны не представляется возможным. Например, до сих пор неизвестно, какова судьба иконостаса. Сохранились только две его фотографии. Первый снимок, на котором рядом с иконостасом позирует семья Зенкова, был сделан в 1909 году, на втором запечатлен фрагмент демонтажа иконостаса в 1929-м. На этом фото советские работники в головных уборах стоят перед иконостасом: верующие такое себе не позволили бы! Говорят, что иконостас якобы видели в районе Тастака, ходили слухи, что в 1929-м его продали за границу. Но я в этом сомневаюсь.
– Почему?
– Тогда иконостасу и его иконам было всего 22 года. Это же не иконы XVI века и не фрески Андрея Рублева. Вряд ли кто-то решился бы вывезти малоизвестные иконы за границу, рискуя жизнью. Думаю, его действительно уничтожили. Нынешний иконостас немного ниже дореволюционного, примерно на два метра. Зато мы восстановили царские врата, символизирующие врата рая. Единственное принципиальное отличие – это живопись. Прежний иконостас был выполнен в васнецовском стиле образца конца XIX – начала ХХ веков, сегодняшний – в стиле живописи XVI века. В 2000-е годы, когда его изготавливали, иконопись развивалась в русле возвращения к истокам, к старине. Поэтому иконы на современном иконостасе написаны в старинном рублевско-византийском стиле, красивом и оригинальном. Иконописцы все наши, казахстанские. Иконостас выполнен из кедра, сверху покрыт сусальным золотом.
– Говорят, с момента возвращения Президентом Казахстана Вознесенского храма верующим это не первый иконостас. А где первый, изготовленный в 1995-м?
– Это правда. Дело в том, что первый иконостас изготовили временным, из фанеры, с литографиями икон. И только в 2008-м, когда появился постоянный, кедровый, то временный разобрали, вот и все. Хочу добавить, что начало сегодняшним реставрационным работам положила встреча митрополита Александра с Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 2016 году.
– Куда все-таки исчез дореволюционный иконостас – эта огромная пятиярусная живописная картина, по сути, шедевр иконописи Центральной Азии?
– Вопрос этот мучает исследователей до сих пор. Мы пытались найти хоть какие-то следы, хоть одну икону с иконостаса, но безуспешно. В свое время мне довелось беседовать с очевидцами событий, сегодня многих уже нет в живых. Важная, на мой взгляд, такая встреча произошла в 2004 году с бывшим пономарем собора Виталием Павловичем Денягиным, которому было уже за 90 лет. Он говорил, что первый иконостас был очень красив. Есть две сохранившиеся фотографии, подтверждающие его слова.
В 1929-м, когда иконостас разобрали, храм уже два года как не действовал. Поэтому из служителей вряд ли кто мог видеть, куда складировали иконостас, а может, его сразу утилизировали? Так вот, Денягин рассказывал много интересного о тех годах. И, представляете, упоминал о подземном ходе под Вознесенским храмом! О подземном тоннеле я слышал и от других людей. Но вот серьезных подтверждений их рассказам не нашел.
– А Вы сами что думаете? Это легенда или быль?
– Сложно однозначно сказать, поскольку многие старые люди говорили о подземном ходе. Виталий Павлович утверждал, что сам спускался под землю! А он был серьезным человеком. Но тем не менее доказательств существования подземного хода нет. Может, его так качественно засыпали, что даже сейчас, когда в храме идет капитальный ремонт, никаких намеков на него не можем обнаружить.
Алматинец по фамилии Шилкин участвовал в реставрации собора в 1972 году. Так вот, он тоже утверждал, что во время ремонтных работ вместе с еще четырьмя работниками наткнулся на кирпичную кладку, за которой они обнаружили подземный ход. И даже спускались вниз. Более того, по словам Шилкина, в подземелье они нашли империалы (российские золотые монеты. – Авт.). Они их «спустили», кажется, в карты. Но слух об империалах дошел до КГБ. И реставраторам пришлось писать расписку о неразглашении на 25 лет, срок которой истек в 1997 году. Шилкин в конце 1990-х давал много интервью по этому поводу и рассказывал, что вход в подземелье со стороны собора якобы залили бетоном. Однако документов или других свидетельств, подтверждающих его слова, нет.
А вот о дореволюционной библиотеке собора неожиданно нашлись свидетельства. Однажды один человек, историк, принес нам список изъятых, как и иконостас, книг. По его словам, список он взял в Центральном государственном музее, где и хранятся книги. Благодаря этому человеку мы теперь знаем, что до конфискации в библиотеке храма имелась периодика, церковные справочники XVIII века, светская литература, но художественной не было. Сказать, что библиотека была очень ценной – сложно. Сегодня в храме современная библиотека. Несмотря на Интернет, обилие электронных СМИ и цифровых книг, люди к нам приходят, читают.
– Есть ли среди известных фотографий снимки церковных служб начала ХХ века?
– Удивительно, но нет ни одного такого снимка. Есть фотография открытия собора в 1907 году, есть снимок его строительства. А во время службы в храме – нет. Хотя, уверен, они должны быть! Для нас станет большой ценностью, если такие снимки вдруг обнаружатся.
Сохранились документы НКВД, где зафиксирована церковная утварь, которая изымалась из храма. Посуда в основном была недорогая латунная, была и серебряная утварь, но ее мало. Построили собор роскошным, но по храмовым общепринятым меркам он не был богатым. Этот факт подтверждают и документы самого собора от 1913 года с описью церковных вещей. А вот о церковных коврах благодаря документам НКВД мы знаем, что их передали в здание самого НКВД. Но куда они подевали облачения священнослужителей тех лет, об этом нет ни слова.
– И еще вопрос. «Брежневская» реставрация изменила что-либо кардинально в храме?
– С 1972 по 1974 год реставрацию проводили по указанию тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. В один из приездов в Алма-Ату он увидел плачевное состояние храма, где в то время располагался музей. И по его поручению выделили серьезную сумму – более 2 миллионов рублей. В соборе начался капитальный, добротный ремонт, важно, что ничего при этом не меняли. Напротив, для храма заново изготовили люстры, по-церковному паникадила. Оригинальные, дореволюционные были утрачены, как и все остальное.
Обратите внимание, на «брежневских» люстрах изготовили даже кресты. И это в советское время! Более того, паникадила делали по образцу люстр Храма Христа Спасителя в Москве, разрушенного, как известно, при Сталине в 1931 году. Лекала люстр чудесным образом сохранились, по ним и изготовили паникадила для Алма-Аты в Ленинградском оптико-механическом объединении в 1972 году. Могу сказать, что латунные паникадила для нашего храма получились лучше, роскошнее оригиналов. Вот так красивые люстры стали, наверное, единственным и неожиданным подарком советской власти, которым мы любуемся сегодня.
Впрочем, советская власть оставила много вопросов. Кроме перечисленных выше, остается неизвестной судьба колоколов. Существует фотография, где колокола уже скинуты на землю. Расплавить их не могли, так как в наших краях не было литейных заводов. По одной версии их зачем-то пытались вывезти в Ташкент, согласной другой – закопали в землю. Но они настолько большие, что за почти 90 минувших лет хотя бы на один из колоколов кто-нибудь да наткнулся бы. Но такого случая не было, ни одного...