ТиПО как драйвер экономики

2985
Насихат Оркушпаева

Дуальное обучение и шефство помогают студентам получать практический опыт

фото Игоря Бургандинова

Наращивая потенциал рабочих профессий

Эпоха массовой подготовки юристов и экономистов, видимо, подходит к концу. Аварии на объектах тепло- и водоснабжения оголили одну из важных проблем современности – отсутствие квалифицированных рабочих кадров. Дефицит, как известно, обусловлен низкой оплатой труда, незаинтересованностью молодых людей связывать судьбу с рабочей специальностью. Следую­щий год, как сказал Президент в Послании народу Казахстана, будет объявлен Годом рабочих профессий. При этом по поручению Главы государства менять сложившуюся ситуацию следует на уровне подготовки студентов: предстоит реформа системы технического и профессионального образования. О том, как обстоят дела с ТиПО сегодня и какие меры будут предприняты для продвижения идей трудолюбия и профессионализма, мы узнали у заместителя директора департамента технического и профессионального образования Министерства просвещения Республики Казахстан Акзиры Касымовой.

В Казахстане 2024⁄25 учебный год в организациях технического и профессионального образования начали 565 тыс. студентов. По поручению Главы государства нынче объем госзаказа увеличен до 143 тыс. мест, что на 10 тыс. больше по сравнению с прошлым годом. Обусловлена такая инициатива не только стремлением снизить уровень дефицита рабочих рук, но и желанием развить научно-технический потенциал страны, конкурентоспособность государства на мировом уровне. Ведь не случайно в своем обращении Президент говорит о том, что «Реформа профессионального образования становится абсолютно важной с точки зрения обеспечения роста экономики и ее инвестиционной привлекательности». И здесь возникает вполне резонный вопрос: а как готовить рабочие кадры в современное время, когда роботизированные системы и искусственный интеллект вступают почти в открытую конкуренцию с человеком?

– В условиях, когда роботизированные системы и искусственный интеллект становятся все более распространенными, подготовка рабочих кадров требует адаптации и переосмысления традиционных подходов. Мы говорим, к примеру, об интеграции технологий в образовательные программы, а также о включении в них навыков работы с современными программными средствами, анализа данных, программирования, – пояснила Акзира Касымова.

Для расширения возможностей студентов и их навыков на базе казахстанских колледжей создаются IT-центры, где обучаю­щиеся на основе виртуальной и дополненной реальности изучают заданные темы более детально. Если раньше, к примеру, рабочий многие задачи выполнял вручную, то с приходом автоматизации большинство процессов перешло в иной формат. Цифровизация же позволила применять в деятельности новейшие технологии и data-аналитику.

– В Послании Глава государства сказал важную вещь о том, что в отраслевые госорганы следует принимать выпускников колледжей, показавших высокие результаты. Мы считаем, что выпускники колледжей, получившие квалификации специалиста среднего звена и прикладного бакалавриата могут работать в отраслевых госорганах по соответствующим специальностям. Для поддержки студентов колледжей и наращивания потенциала рабочих профессий ежегодно проводится Национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan по 30 компетенциям и семи направлениям. Благодаря этой площадке студентам предоставляется возможность сотрудничества с ведущими компаниями страны. Значительно усиливается позиция и в мировом рейтинге. В 2023 году наши ребята показали наилучший результат за всю историю участия на EuroSkills Gdansk, завоевав две медали и четыре медальона отличия. Недавно студенты колледжей произвели настоящий фурор на мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills-2024, добившись великолепного результата: семь медальонов, – отметила заместитель главы департамента.

Для укрепления профподготовки

Студенты, показавшие высокие результаты в учебе, при прохож­дении практики на производстве и получившие положительные рекомендации от работодателей, при отличной сдаче демонстрационного экзамена, имеющие трудовой стаж в рамках дуального обучения, призеры международных чемпионатов WorldSkills, а также выпускники, прошедшие международную сертификацию в рамках отраслевой аккредитации образовательных программ смогут работать в отраслевых государственных организациях. И это, безусловно, положительно скажется и на успеваемости молодых людей, и на формировании их дальнейших профессиональных принципов.

– Как отметил Президент, перед нами стоит задача по реформированию системы технического и профессионального образования, что обеспечит рост экономики и ее инвестиционную привлекательность, будет содействовать продвижению идей трудолюбия и профессионализма. Для предоставления возможностей качественного обучения, получения опыта работы и необходимых компетенций в различных организациях и на предприятиях, в том числе за рубежом, будут реализованы программы обмена для молодежи в рамках академической мобильности, – добавила собеседница.

Для успешной трансформации системы технического и профессионального образования важно учитывать как развитие управленческих кадров, так и усиление взаимодействия между организациями образования и производственными предприятиями. Представителями Министерства просвещения реализуется проект «1 000 лидеров изменений в образовании», направленный на создание резерва квалифицированных управленцев. Это важный шаг для обеспечения эффективного менеджмента в организациях образования.

– Поддержка и развитие педагогических кадров ведется через различные формы профессионального роста. Это, к примеру, стажировки на базе предприятий, что позволяет педагогам лучше понять реальные потребности и требования бизнеса, а также помогает сделать образовательные программы более актуальными и эффективными. Также уделяется пристальное внимание программам наставничества, где высококвалифицированные педагоги и специалисты помогают менее опытным коллегам развивать профессиональные навыки. Отметим, что наши студенты и педагоги системы ТиПО проходят стажировки в Китае, Италии, Турции, Германии. И это не считая международного сотрудничества по расширению академической мобильности педагогов и учащихся, – сказала Акзира Касымова.

Важным аспектом в подготовке специалистов является сотрудничество с бизнесом. В настоящее время, по информации пресс-службы Минпросвещения, 518 предприятий страны активно сотрудничают с 410 колледжами, применяя различные формы взаи­модействия, такие как дуальное обучение и шефство, что обеспечивает практическую подготовку и трудоустройство выпускников. Более 104 тыс. студентов охвачены профессиональной практикой, порядка 7 тыс. педагогов прошли стажировку на базе шефствующих предприя­тий. Колледжами при участии предприятий обновлены свыше 8 тыс. образовательных программ. Обновлена материально-техническая база 104 колледжей. Все эти меры направлены на укрепление профессиональной подготовки молодежи и наращивание экономического потенциала страны. Безусловно, эта работа будет продолжена.

– Для создания благоприятной среды и получения знаний о предпринимательстве, бизнес-планировании и развитии стартапов на базе казахстанских колледжей с прошлого года открываются студенческие центры Business Startup. На сегодня их количество достигло 27. Это важный шаг в развитии предпринимательства среди молодежи и поддержке студентов, желающих осуществить свои бизнес-идеи. Они обучаются различным навыкам в этой сфере у опытных менторов. Также проводятся стартап-конкурсы, где учащиеся могут не только презентовать свои идеи, но и получить дополнительную поддержку в их реализации. 119 государственных колледжей уже реализуют товары собственного производства, что дает им возможность самостоятельно зарабатывать, – отмечают в профильном департаменте.

В рамках предоставленной академической самостоятельности колледжи разрабатывают образовательные программы с участием работодателей на основе требований ГОСО, профессио­нальных стандартов, стандартов WorldSkills и определяют сроки обучения. Упомянутые программы проходят двухэтапную экспертизу и по ним ведется специальный реестр, в который вошли более 8 тыс. обновленных образовательных программ.

– Согласно Концепции развития рынка труда до 2030 года территория республики разделена на четыре макрорегиона. Наша задача – подготовить рабочие кадры­ с учетом специфики каждого из них. В соответствии со спросом проводится профилизация колледжей, – резюмировала Акзира Касымова.

Меры по реформированию системы технического и профессионального образования в Казахстане направлены на решение ключевых проблем, таких как дефицит квалифицированных рабочих кадров, интеграция современных технологий и улучшение взаимодействия между организациями образования и бизнесом. Применение международных стандартов, развитие IT-центров, активное сотрудничество с промышленностью и поддержка предпринимательских инициатив помогают подготовить кадры, способные успешно работать в условиях современных вызовов и конкуренции. Согласно тезисам Президента, отраженным в Послании, важно не просто реформировать систему профессионального технического образования, но и создать нерушимый фундамент по подготовке сильных, конкурентоспособных специалистов.

Популярное

Все
В Туркестане открыт гребной канал
Духовный центр Жетысу
В Мажилисе ­Парламента прошла ­презентация проекта закона «О банках и банковской деятельности»
Стараться помочь каждому
Сельское хозяйство – стратегический актив
В Национальном музее проходит выставка «Бесценные сокровища религиозных традиций мира»
Межэтнический диалог на страницах СМИ
Выстрелы в ночной степи
В Алматы проводится второй этап дератизации
Высшая награда для мастера
Семья Дуйсебаевых: пятьсот лет учительства
Культура труда и неприятие иждивенчества
Работа для настоящих мужчин
О новых горизонтах ахметтану
Первый IQ Test Center
Новый взгляд на старые фасады
Конкуренция за таланты резко обострится
Карметкомбинат получил газ
Высокие технологии – в производство, ИИ – в образование
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Началось возведение энергоблока
Apple презентовала iPhone 17
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Политические реформы и цифровой суверенитет
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Контуры будущего определены
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Уголовное дело завели на казахстанского блогера за призыв к убийству детей с аутизмом
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
На Кубе полный блэкаут
Как изменились цены на жилье в Казахстане
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
День кино отмечают в Казахстане
Признание в любви
«Маскарад» в Шымкенте
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Стараться помочь каждому
Буддийская Ассоциация Китая: Казахстан - перекрёсток культу…
Марафон, который объединяет
Министр культуры и информации поздравила казахстанцев с Днё…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]