То путь просел, то искривились рельсы…

2740
Екатерина Бескорсая
cобственный корреспондент по Павлодарской области

Без малого десять лет предприятия СЭЗ «Павлодар» ждут обещанной железнодорожной ветки

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Необходимые подъездные пути в СЭЗ планируют, как водится, завершить к концу года. Особенно ждут их на ТОО «УПНК-ПВ» – установку прокалки нефтяного кокса ввели в эксплуатацию еще в 2015 году, тогда же и обещали построить ветку. Предприятие запускалось в первую очередь с прицелом на снижение зависимости от импорта и обеспечение отечест­венного рынка прокаленным нефтяным коксом.

Это важный компонент в произ­водстве, например алюминия, поэтому среди главных потребителей УПНК – Казах­станский электролизный завод, а также заводы в России и Китае, куда павлодарский кокс стали поставлять еще в 2019 году.

Принято говорить, что ТОО «УПНК-ПВ» замкнуло цепочку сразу двух кластеров Прииртышья – нефтехимического и алюминиевого. Сырье – сырой нефтяной кокс – УПНК получает от расположенного по соседству Павлодарского нефтехимичес­кого завода. А готовый прокаленный кокс – это уже исходное сырье для производства анодов – одного из основных компонентов для выпуска алюминия.

В ноябре 2022 года здесь выдали миллионную тонну прокаленного нефтяного кокса. В целом павлодарский завод производит 180 тыс. тонн такой продукции в год, тогда как проектная мощность – 205 тыс. тонн. Компания не раз заявляла о готовности к расширению – о планах строительства третьей очереди и даже возможном запуске производства игольчатого кокса...

Только вот полномасштабному сбыту продукции и планам по расширению мешает отсутствие железнодорожной ветки, построить которую представители СЭЗ обещали еще в период ввода в эксплуатацию самого ТОО «УПНК-ПВ».

Безусловно, прокладывать дорогу должны были не только для УПНК, но и для всех остальных участников СЭЗ. И по сути, именно обещанная инфраструктура, а не только налоговые преференции была ключевым фактором, когда инвесторы принимали решение базироваться в СЭЗ «Павлодар».

Со своей проблемой ТОО «УПНК-ПВ» обратилось в региональную палату предпринимателей «Атамекен». Сейчас единственный подъездной железнодорожный путь, необходимый для перевозки сырья и готовой продукции от предприятия до станции Павлодар-Северный, пролегает через пути другого завода. Собственник ветки, естественно, обеспечивает сначала свои интересы, а уже потом предоставляет доступ к дороге для УПНК. А железная дорога, относящаяся именно к специальной экономической зоне, до сих пор не функционирует.

В палате предпринимателей Павлодарской области заверяют: они искали выход из ситуации коллегиально – усилиями управляющей компании АО «УК СЭЗ «Павлодар» с участием заместителя акима области, управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, прокуратуры региона. В итоге назван новый срок – второе полугодие текущего года.

Как пояснили в СЭЗ «Павлодар», первая очередь той самой железной дороги, относящейся именно к инфраструктуре специальной экономической зоны, протяженностью 6,1 км номинально существует. Только вот из-за проседания путей и искривления рельсов, а также по причине отсутствия технического паспорта объекта и акта готовности от АО «НК «Қазақстан темір жолы» дорога фактически не функцио­нировала.

В декабре 2023 года управляющая компания заключила договор аренды этих железнодорожных путей с еще одним участником специальной экономической зоны – ТОО «АгроХимПрогресс».

Это предприятие взялось за восстановление и запуск железной дороги, впоследствии оно же будет оказывать услуги другим участникам СЭЗ по предоставлению подъездного пути для подвижного состава и прочие услуги, связанные с магистралью. При этом восстановление и запуск инфраструктуры арендатор осуществляет за свой счет. По данным управляющей компании, восстановить ветку должны до конца года.

Кроме того, сейчас по поручению акима Павлодарской области Асаина Байханова решается вопрос, связанный с дальнейшей разработкой проектно-сметной документации для продления железной дороги, чтобы о «дефиците рельсов» забыли и другие участники СЭЗ. Правда, здесь о конкретных сроках пока речи не идет, так что главное, чтобы ожидание подъездной железнодорожной инфраструктуры не затянулось еще на десятилетие…

Популярное

Все
Водные ресурсы на цифровой платформе
Мир – главное богатство, универсальная ценность и общая ответственность
Преемственность поколений
Говорят участники съезда
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Обсужден проект строительства ТЭЦ
День кино отмечают в Казахстане
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Международный театральный фестиваль проходит в Жезказгане
Педагогов обучили работе по программе «Адал азамат»
Чтобы скорая помощь приехала быстро
Мир и будущее – через право
Глава государства принял генпрокурора Берика Асылова
10 человек погибли в ДТП на трассе в Мангистауской области
Низкая отдача от бюджетных средств признана системной проблемой
Новый ресурсный центр для особенных детей
Диалог через искусство
Стройматериалы по евростандарту
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]