Три вопроса сенатора Серика Шайдарова

130

Дальнейшее развитие экономики регионов непосредственно связано с разработкой нового Бюджетного кодекса и состоянием межбюджетных отношений. Отсюда так важна необходимость обеспечения рационального взаимодействия между уровнями бюджетной системы.

Коллаж: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Разработка Бюджетного кодекса предполагает пересмотр ряда положений финансово-экономической модели, планирования бюджетного процесса и прак­тики межбюджетных взаимоотношений. Однако некоторые положения проекта Бюджетного кодекса вызывают определенное недопонимание. Хотел бы на них остановиться.

Первое. Касательно трансфертов общего характера (ТОХ). Субвенция разделена на несколько составляющих: нецелевые транс­ферты, затраты на «развитие» и целевые трансферты общего характера. Помимо этого, оставлена норма минимального объема финансирования в составе ТОХ.

Смысл в том, что все ранее существовавшие текущие целевые трансферты «посадили» в сос­тав ТОХов. И назвали «целевые трансферты общего характера». При этом следует подчеркнуть, целевые трансферты общего характера предстоит определить отраслевым министерствам.

Теперь обратимся к цифрам. ТОХ в утвержденном бюджете определены в сумме 5,3 трлн тенге, из них 2,8 трлн тенге – это бывшие целевые текущие транс­ферты, уже составляют 52% от суммы ТОХ. На 2026 год еще 10% целевых текущих трансфертов планируется «посадить» в ТОХ. В итоге эти 62% бывших целевых текущих трансфертов превратятся в целевые трансферты общего характера. Таким образом, по инициативе отраслевых минис­терств вся сумма ТОХ может превратиться в целевые транс­ферты общего характера. Это не учитывая минимальный объем финансирования по отраслям, которые тоже определяются министерствами.

Этим самым искореняется природа ТОХ. Маслихаты и акиматы практически лишаются самостоятельности, распределяя финансы в пределах собственных доходов. Мы много говорим о концепции децент­рализации, об админист­ративных реформах, о само­управлении регионов. А на деле чрезмерно цент­рализуем бюджет.

По примеру регулирования целевых трансфертов из Национального фонда нами предлагалось ограничить целевые ТОХ не более 20% от суммы трансферта общего характера. Однако, к сожалению, данное предложение не было поддержано.

Второе. Касательно резервного фонда. Его расходы предусмат­ривают несколько направлений. Первое из них – чрезвычайный резерв. Согласно отраслевому Закону «О гражданской защите», понятие «гражданская защита» – общегосударственный комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС природного и техногенного характера и их последствий. Дано четкое определение, что такое предупреждение ЧС, в компетенции уполномоченного органа предусмотрено внесение предложений об использовании средств из резерва Правительства для предупреждения и ликвидации ЧС.

Также в компетенции местных исполнительных органов предус­мотрено выделение средств из чрезвычайного резерва на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а чрезвычайный резерв – это первый пункт расходов резерв­ного фонда РК. Однако в новом Бюджетном кодексе нет ни слова о предупреж­дении в расходах резервного фонда.

Здесь также нельзя не сказать о качестве разработки кодекса, когда в расходах республиканского бюджета отсутствует бюджетная программа «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Тогда как в действующем Бюджетном кодексе она есть.

Головным комитетом Сената внесено дополнение в расходы республиканского бюджета. Обос­нованием является то, что в Законе «О гражданской защите» в компетенциях уполномоченного органа есть функция по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Так почему в Министерстве национальной экономики не хотят дополнять расходы резерв­ного фонда словом «предупреж­дение»? Обоснованием этой рекомендации Комитет по экономической политике назвал тот же Закон «О гражданской защите», где в компетенциях уполномоченного органа и МИО есть функции по предупреждению чрезвычайных ситуаций через расходы из чрезвычайного резерва резервного фонда. Самым же главным обоснованием следует считать недовольство населения, которое резонно требует предупреждать ЧС, а не ликвидировать их последствия.

Третье. Касательно социальных отчислений недропользователей на социально-экономическое развитие регионов. В действующем Бюджетном кодексе отчисления поступают в областной бюджет как неналоговые, затем нормативами распределения доходов, устанавливаемыми областным маслихатом, делятся между областным и нижестоящими бюджетами, то есть в районный бюджет и бюджет сельского округа, в зависимости от того, в каком регио­не работает недропользователь.

Эту норму считаем достаточно справедливой, так как в Кодексе о недрах и недропользовании отчисления в контракте предусмат­риваются именно на те регионы, где производятся работы, а по Закону «Об административно-территориальном устройстве» регионы – это и область, и район, и сельский округ.

В новом Бюджетном кодексе в доходах бюджета эти отчисления из неналоговых поступлений перевели в специальные поступ­ления, и поступают они только в областной бюджет и распределяются на общих основаниях. Так в чем тогда их «специальность»?

Если платежи за негативное воздействие на окружающую среду перевели в специальные поступления, то это понятно. Они расходуются только на экологические, природоохранные мероприятия. Так по аналогии и отчисления недропользователей должны непосредственно расходоваться в тех регионах, где работают недропользователи. Предлагалось оставить в действующей редакции и области, и районы, и сельские округа как получателей специальных поступлений – отчислений недропользователей на социально-экономическое развитие региона, при этом исключить норматив распределения доходов.

Однако поправки не были поддержаны, а это приведет к следую­щим негативным последствиям: социальному недовольству среди жителей сельской местности, поскольку исключается подлинно независимое самоуправление района и сельского уровня, уменьшение доходной части третьего и четвертого уровней бюджетов.

Вместе с тем Бюджетный кодекс социально ориентирован, много новелл, стимулирующих экономию бюджетных средств, облегчающих администрирование. И эти направления в кодексе, за исключением вышеупомянутых моментов, которые нуждаются в доработке, следует сохранить и поддержать!

Популярное

Все
По зову крови и души
Быть в постоянном поиске
У участкового из ВКО есть свой помощник в работе
Ближайшие дни, а также предстоящая неделя захватят все внимание болельщиков 34 стран
Курс на борьбу с дезинформацией и фейками
Где зимует кречетка?
Путешественница Мадина Ашилова покорена Алтаем
Всем аулам аул
Искусство принимать комплименты
В сердце своем благодарность несу…
В Атбасаре – новоселья!
Построено рекордное количество школ
Прозрачность, дисциплина, отчетность
Заслушан прогнозный баланс электроэнергии
Оглянись, незнакомый прохожий
Взяли реванш у датчан
Бюджет поможет метеорологам и пожарным
Презентованы приложения в сфере железнодорожных перевозок
Устойчивый прогресс невозможен без политической модернизации
Производство лития станет драйвером экономического роста
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Современный административно-деловой центр в ближайшие годы появится в Шымкенте
Подвиг казахстанцев еще ждет своих исследователей
Альпинист Юрий Лукьянов первым среди соотечественников поднялся на все высочайшие вулканы семи континентов
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Песок на 270 млн тенге незаконно продали предприниматели в Семее
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
«Мусорные войны»: проблему переработки отходов призывают решить в Шымкенте
Казахстанские телевизоры Samsung поступят в продажу во втором квартале 2025 года
Национальный день печати отмечают в Казахстане
«The UAE SWAT Challenge 2025»: команда «Сұңқар» завоевала первое место
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Президент дал ряд поручений Мадине Абылкасымовой
Морально устаревшую систему координат, высот и измерений в РК заменили на новую
Идет подготовка к весеннему водозабору в Кызылординской области
Суициды: что приводит подростков к непоправимым последствиям
Закон РК О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Сигареты подорожают в РК
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
Зимнее содержание дорог не выдерживает критики
Закон Республики Казахстан
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Елдос Сметов перебрался с семьей в Лондон
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Закон РК О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дипломатической службы, международных договоров и официальной помощи развитию
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
«Нацфонд - детям»: сколько денег перевели на счета достигших совершеннолетия казахстанцев

Читайте также

Производство лития станет драйвером экономического роста
Устойчивый прогресс невозможен без политической модернизации
Презентованы приложения в сфере железнодорожных перевозок
Бюджет поможет метеорологам и пожарным

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]