Тридцать лет Айжан Токсеитова работает в сфере пассажирских перевозок

5136
Азамат Букетов, Семей

Из них семь лет он профессионально водит автобусы.

фото автора

А родилась Айжан в Чарском районе Семипалатинской области в селе Жайма, совхозе «Аркалык». В селе насчитывалось всего 350 дворов. После окончания школы, как и большинство выпускников, поехала поступать в Семипалатинск – очень хотела стать хирургом. Но судьба распорядилась по-своему.

На дворе был 1991 год, нужно было содержать себя, помогать родным, и девушка устроилась на работу, а позже поступила в зооветеринарный институт, решив, что вернется и будет работать в совхозе. Но пока училась, совхоз распался, и в селе не осталось никакой другой работы. Айжан приняла решение остаться в городе и перевезти сюда же родителей. Устроилась в частный автопарк кондуктором. Тогда на городских маршрутах курсировали микроавтобусы. Накопив деньги, Айжан приобрела «РАФ», а позже «газель», наняла водителя работать на маршруте. Тогда и в мыслях не было самой управлять автобусом.

А через какое-то время Айжан поняла, что нужно стать независимой от водителей. Отучилась, получила все необходимые категории, и вскоре представился случай выйти на маршрут самой. Так Айжан взяла руль в свои руки. Первую поездку в качестве водителя она помнит очень хорошо: подъехала к остановке, в салон сели только женщины, а мужчины остались. Сильная половина человечества с недоверием отнеслась к женщине-водителю…

Так и колесила по дорогам Семея на маршрутке. Когда частные микроавтобусы убрали с маршрутов, поняла, что ничем другим, кроме как водить автомобиль, заниматься не хочет, – и устроилась в городской автопарк.

Сейчас работает на маршруте номер 5. К небольшому зеленому автобусу с госномером 537 Айжан Токсеитова относится как к живому. Утром, заходя в салон, обязательно здоровается. Вечером, оставляя в автопарке, желает спокойной ночи. Вроде бы – железо, что оно понимает? А как оказалось – понимает и платит взаимностью. Айжан считает, что у машины есть душа.

Молодежь не стремится на эту работу. Тяжело – каждый день по 18 часов за рулем. Вставать надо очень рано: в четыре утра приезжает так называемая «развозка». На автобазе водители проходят медконтроль, машины – технический контроль, получают все необходимые документы, валидаторы, путевые листы и выходят на маршрут к шести утра.

Например, у Айжан Токсеитовой график начинается в 06.15. График у всех разный – в день водители совершают по 8–9 кругов на маршруте. Перерыв только на обед – 40–50 минут. А ей еще нужно успеть приготовить еду для мужа, управиться с делами по дому. Супруг приглядывает за огородом, а Айжан за домом.

– Хотелось бы, чтобы на линиях работали современные автобусы, оснащенные кондиционерами, чтобы водителей было больше. Это проблема не только нашего города, но и всего Казахстана, – говорит Айжан Токсеитова. – Раньше управлять пассажирским автобусом допускались люди в возрасте от 25 лет с трехлетним стажем, а недавно в закон внесены изменения: в сфере пассажирских перевозок могут работать водители с 23 лет и трехлетним стажем управления автобусом с 16 пассажирскими местами. Но у нас нет таких автобусов. К примеру, автобус, которым управляю я, рассчитан на 18 мест. И где начинающий водитель сможет набирать стаж? С 16 местами в основном микроавтобусы в организациях. А там зарплата низкая, и не пойдут молодые люди туда работать.

Поговорили мы и о пассажирах. В основном большинство относится с пониманием к нелегкому труду водителя, но и без хамства не обходится. К сожалению, пассажиры могут накричать на водителя и устроить скандал на весь салон, при этом требуя сервис высшего уровня.

Вместе с супругом Айжан воспитали сына и дочь. Сейчас подрастают трое внуков. Когда Айжан Токсеитова получила предложение руки и сердца, то сразу поставила условие, что будущий супруг не запретит ей заниматься любимым делом.

– Я сразу сказала: руль, прическа и маникюр будут обязательно! И он согласился, – вспоминает она с улыбкой.

Младший внук с гордостью заявляет: «Моя апашка – водитель автобуса!» А внучка, на­оборот, интересуется, не могла ли бабушка выбрать профессию полегче.

В разговоре Айжан Токсеитова вспомнила случай из детст­ва. Она считает, что все-таки водить автобус – это судьба, и профессия выбрала ее.

– У нас в деревне был автобус КВЗ и водителя звали Мазан. Когда мы гуляли с папой, я все время просила его купить мне такой же автобус. Вот и выпросила, – заключает Айжан Токсеитова.

Популярное

Все
Стена обрушилась в одной из сельских школ
Аким задержан по подозрению в коррупции
Наказали за вызов снега
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре по ядерной безопасности Института ядерной физики
На энергетической безопасности экономить... опасно
Справедливость и юстиция имеют общий смысл
К новым достижениям через реформы в образовании
Без социальной активности невозможен социальный оптимизм
Развитие сильного Казахстана – в руках молодежи
За казахским языком – будущее
Железная ирония бумажных миров
Дружба начинается с музыки
Указ Главы государства
Указ Главы государства
Указ Главы государства
Разведчик, руководитель, патриот
Жечь глаголом
В селе Жанибек торжественно открыт этноаул «Жайлау»
Целители древностей
Атомная генерация снизит зависимость от импорта энергии
Снег ожидается в некоторых регионах Казахстана на выходных
Подушевое финансирование ДЮСШ внедрят в Казахстане
В АЭС – наше развитие, наше будущее!
На церемонии открытия Всемирных игр кочевников будет аншлаг
«Астана» победила и теперь ждет в гости лондонский «Челси»
Акмолинские аграрии приступили к уборке урожая
Жителям Атбасара вручили ключи от квартир
Не нужно путать атомную бомбу и мирный атом!
Костанайская область одной из первых завершила строительство домов для пострадавших
Водоканалы соберут под одной крышей
Семьям горняков окажут помощь
Совещаются молодые атомщики
Быть первым трудно, но интересно!
Токаев принял нового министра
Более 350 тысяч первоклашек сели за парты
Задержан замглавы Нацгвардии Константин Воронкин
Онкологи нацелены повысить качество медицинской помощи
Вопросы инвестиционного сотрудничества обсудили Казахстан и Иордания
Перезагрузить систему распределения финансирования науки
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких
Посвященная наследию кочевников выставка открылась в Астане
Нарколаборатория по производству «синтетики» ликвидирована в Алматинской области
Доля дистанционно работающих казахстанцев остаётся крайне небольшой
Стали известны обладатели государственных грантов в магистратуру
Казахстан приложит все усилия для соблюдения своих обязательств перед ОПЕК
До начала ВИК-2024 остаются считанные дни
Культурная волна набирает силу

Читайте также

За казахским языком – будущее
Развитие сильного Казахстана – в руках молодежи
Без социальной активности невозможен социальный оптимизм
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центр…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]