
Цель модернизации видится прежде всего в создании механизма устойчивого развития системы науки и образования, ее адаптации к экономическим потребностям государства. Трансформация, предполагающая выработку успешности реформ региональной научно-образовательной среды и связанная с необходимостью комплексного исследования территориальных аспектов жизнедеятельности человека, возникла с потребностями решения проблем на местах.
Стратегические задачи, обозначенные ГПРОН РК, выверены в соответствии с Посланиями Елбасы Н. А. Назарбаева, Президента Казахстана К. К. Токаева.
Возросшие требования по развитию научного и инновационного потенциала особо усиливают роль вузов в развитии регионов.
Конкурентоспособный университет – конкурентоспособный регион
С точки зрения специалиста сферы высшего образования я убедился в правомочности веских аргументов американского экономиста Уолтера Изарда, считавшего, что «региональная наука шире, чем региональная экономика, и поэтому должна изучать пространство, регионы, локации и их системы», лишь с той разницей, что обозначенные ГПРОН РК задачи исходят из аспектов существования возникших межрегиональных диспропорций.
Интеграционные процессы развития вузов рассматриваются программой как принципы целостности регионализации образования, повышения его качества и эффективности. Отсюда вытекает главная задача по обеспечению соответствия системы и практики подготовки кадров особенностям и требованиям регионов.
Время глобальных перемен предъявило новые реформы к управлению высшим образованием: его преобразования потребовали трансформации мышления, полной перезагрузки стратегии развития с учетом современных вызовов, мегатрендов. Одна из таких тенденций – регионализация высшего образования.
Миссия университетов со времен В. фон Гумбольдта претерпела значительные изменения: сегодня они всецело вовлечены в процессы регионального развития посредством ориентированной на регион подготовки кадров, укрепления науки, расширения сотрудничества между государством, бизнесом и местными сообществами.
Ученые Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва) разработали индексацию влияния университета на развитие территорий по трем направлениям: экономическое развитие (соотношение оплаты труда работников вузов к оплате труда на местах, создание рабочих мест, доля налоговых поступлений и т. д.); развитие человеческого капитала (востребованность образовательных программ ⁄ОП⁄, трудоустройство выпускников); инновационное развитие (трансфер знаний в технологии, экосистемы стартапов, число изобретений, публикаций). Разработанный инструментарий позволяет определить качественный уровень деятельности вузов в региональном масштабе, исходя из чего приходишь к выводу, что университеты рассматриваются как субъекты рыночных отношений. Что вполне оправданно.
Инициативы Президента Республики Казахстан, поддержка Министерства образования и науки максимально содействуют укреплению вузов на местах, оказывают действенную помощь регионам по всем направлениям их развития. Настоящей прорывной платформой в деле восполнения профессиональных кадров на местах станет создание Центров академического превосходства, согласно ГПРОН РК, в сильных региональных университетах, подведомственных МОН РК. Переход в Некоммерческие акционерные общества (НАО) способствовал обновлению Стратегии развития университетов. Реформистские шаги стали основополагающими в деятельности вузов.
Отныне региональные университеты берут на себя роль драйверов территориального развития, инновационных кластеров на местах. Вступить на порог реальной производственной, экономической жизнедеятельности территории, выявив точки роста, определив грани деловых взаимоувязанных партнерских отношений Университет – Город, Университет – Регион – наша стратегическая задача.
Ualikhanov University (Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова) за 60 лет подготовил десятки тысяч специалистов для Акмолинской области и страны в целом.
Внедрением современных технологий и усовершенствованным форматом подготовки кадров, соответствующих поставленным задачам МОН РК, вуз заявил о себе как о фактическом центре генерации инноваций в Акмолинской области.
О востребованности Ualikhanov University говорят такие данные: только за последние три года увеличился приток обучающихся почти на 20%: с пяти тысяч девятисот в 2018–2019 годах до семи тысяч в 2020–2021-х, в их числе – 36% студенты, представляющие сам регион, 60% – дети из других областей, 4% – иностранные студенты.
Существенное увеличение контингента свидетельствует о возросшем интересе к региональному обучению. С точки зрения индекса экономической состоятельности региона вносится существенный вклад в его развитие.
В связи с этим немаловажным является социальный статус работника высшей сферы деятельности, его материальное благополучие. Проведенные реформы по оптимизации расходов, сокращению административно-управленческого персонала и другие способствовали увеличению заработной платы педагогов с 2018 года на 46% от прежнего уровня: сегодня среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского коллектива составляет 228 634 тенге. Вместе с тем университет продолжает изыскивать резервы для повышения доходной части сотрудников в соответствии с законодательными актами Казахстана, беря во внимание квалификационные данные каждого из них.
Модернизация экономики региона определяется высокопроизводительными рабочими местами, повышением уровня занятости населения, владеющего прежде всего предпринимательскими навыками, компетенциями в области организации бизнеса, менеджмента, психологии.
С этой целью подход к подготовке кадров действует по новым принципам. Стратегией развития предусмотрено создание рабочих мест выпускниками вуза: начальные курсы максимально приближены к производственному процессу, старшим курсам предоставляется возможность инкубирования бизнес-идей. Дипломные работы разрабатываются в виде стартап-проектов, бизнес-планов, прототипов с выходом в плоскость практической реализации. Результативность таких шагов налицо: на предприятиях Акмолинской области трудятся до 70% выпускников Ualikhanov University.
Профессиональное мастерство преподавателей, ведущих тренинги по основам бизнеса и предпринимательства на предприятиях региона, сертифицировано Палатой предпринимателей “Атамекен” Акмолинской области. К тому же прямое взаимодействие с хозяйствующими субъектами расширяет возможности трудоустройства выпускников, позволяет формировать личный культурный капитал, способствует раскрытию творческих способностей. Start-UP Академия, Бизнес-инкубатор, региональное представительство AstanaHUB – все эти слагаемые позволяют уже сегодня вносить вклад в экономическую устойчивость региона, готовить новую плеяду предпринимателей, формировать пул молодых бизнесменов.
Приоритеты – человеческий капитал, инновационное развитие региона
Ключевым фактором, бесспорно, является вклад регионального университета в развитие человеческого капитала. Практически по всем направлениям региональной экономики Ualikhanov University реализует образовательные программы, разработанные совместно с работодателями. В числе приоритетных – сельское хозяйство и биоресурсы, цифровые, инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли, педагогические науки.
Образовательные программы “Цифровые агросистемы и комплексы” (совместно с Международным университетом информационных технологий (МУИТ); “Цифровое проектирование зданий и сооружений” (с Аstana IT University); “Экоаналитика в отраслях” и другие разработаны с учетом рекомендаций Атласа новых профессий и компетенций Казахстана. Закономерность интеграционных процессов вывела в разряд архиважных ранее не существовавшие профессии, соответствующие принципам Industry 4.0: агрокибернетик, IT-строитель, экоаналитик, тьютор инклюзивного образования и многие другие.
Эффективным подспорьем в подготовке кадров стали действующие филиалы кафедр на ведущих предприятиях города и области: ТОО «Eurasia Group Казахстан», АО «Тыныс», ТОО «Регионстрой», ТОО «Гормолзавод», АО «Кокшетауминводы», «Биотехнология», ГНПП «Бурабай», ТОО «Green Which Hotels» и другие. Здесь после прохождения практики, при трудоустройстве выпускники подтверждают знания перед признанными асами своего дела. Взаимовыгодный интерес – залог конкурентоспособности и молодого специалиста, и самого предприятия.
Нацеленность на региональный аспект потребовала выстраивания нового формата отношений с учреждениями региона. Стратегическим стало определение двухвекторного развития по педагогическому и предпринимательскому образованию. С целью формирования системы стратегического взаимодействия запущен пилотный проект «Вуз – Школа» с участием общеобразовательных школ г. Кокшетау.
Научно-учебный центр «Детский Университет» для начальных классов обеспечивает прямую коммуникацию детей с коллективом вуза по широкому спектру научно-интеллектуальной деятельности. Заведующей кафедрой математики и физики факультета естественных наук Сауле Дамековой получен грант Комитета науки МОН РК на практическую реализацию этой идеи.
Проект «Создание регионального предпринимательского хаба» формирует предпринимательскую культуру получением необходимых компетенций, разработкой стартапов, предоставлением консалтинговых услуг. Практическая польза – обоюдовыгодная: студенты практикуют навыки, а население региона получает безвозмездную поддержку бизнес-идей.
По результатам внутривузовского конкурса Start-UP Project реализованы идеи “Казбиогумус” и “Студия арт-терапии и гончарного дела”. На закупленном оборудовании разворачивают свою научную деятельность докторанты Ильдар Богапов и Динара Какабаева. Первая ласточка стала не просто показательной: ученые, студенты вышли на новый уровень, принимают участие в конкурсах Международного технопарка IT-стартапов Astana HUB.
Ualikhanov University, став скрепой инновационно-производственного сектора Акмолинского региона, рассматривает интеллектуальный труд преподавателя как приоритетные инвестиции в человеческий и социальный капитал. Выполнение НИОКР ложится в плоскость потребностей производственных комплексов региона: от стартап идей до научных проектов Комитета науки МОН РК, на этом основывается стратегическое партнерство с бизнесом.
Университет предпринимает самостоятельные шаги в вопросах взаимодействия по решению проблем, невзирая на слабую инвестиционную привлекательность научной сферы (фактический «бич» всех вузов). Встречи с коллективами крупного и среднего бизнеса Акмолинской и Северо-Казахстанской областей способствовали подписанию договоров о взаимовыгодном сотрудничестве.
Вопросы «шефства» со стороны промышленников над региональными университетами в части их научной деятельности в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана в 2020 году актуализировались. Пример успешной коллаборации – Меморандум между Ualikhanov University и двумя системообразующими предприятиями г. Кокшетау: ТОО “Гормолзавод” и АО “Тыныс”.
Научно-исследовательские работы проводятся под их конкретные научно-технические задания. Примером служит создаваемая конструкторская лаборатория для реализации научных проектов и ОП политехнического факультета университета на базе АО “Тыныс”. Лаборатория станет уникальной площадкой, позволяющей внедрить инновационные технологии сплавов с экономическим эффектом, исчисляемым в миллионах тенге.
Совместно с ТОО «Тиолайн» (Северо-Казахстанская область) идут научно-лабораторные исследования по извлечению редкоземельных металлов из коллективного концентрата (хвостов) руд Обуховского месторождения (в партнерстве с Томским государственным университетом, Омским политехническим университетом, Лабораторией сплавов Новосибирска).
При практическом испытании культур, препаратов, используемых в агропромышленном комплексе, Аграрно-экономическим институтом им. С. Садуакасова, Ualikhanov University используется часть посевных площадей университетского научно-производственного комплекса «Элит».
Благодаря профессионально выверенной стратегии руководства весомого партнера ТОО «Гормолзавод» – лидера молочной промышленности Казахстана – налажено стабильное эффективное сотрудничество. На базах АПК совместно с подготовкой кадров выполняются научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, равно как и с АО «Атамекен Агро», АО «Камаз Инжиниринг», АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Акмолинское отделение грузовых перевозок и другими. По заказу предприятий выполняются дипломные, магистерские работы.
Генерация новых научных знаний, внедрение инноваций обеспечиваются таким индикатором, как наличие патентов, изобретений, научных публикаций. Здесь Ualikhanov University входит в число лидеров на региональном уровне: только за 2020 год получено 15 патентов, 43 авторских свидетельства. Количество публикаций в научных журналах, входящих в Международные базы цитирования, составляет 53.
Приведенные данные представляют благоприятную картину. Вместе с тем транспарентность мышления руководителей бизнес-структур в части их отношения к инновационным методам руководства, вовлечения научных, образовательных организаций в модернизацию производства оставляют желать лучшего. Только при формировании взаимовыгодных технологических звеньев возможен действенный союз.
Ualikhanov University: Путь к международной интеграции
Одна из главенствующих миссий Ualikhanov University – став интеллектуальным «мостом», флагманом международного партнерства в развитии региональной экономики, интегрироваться в международное научно-образовательное пространство. Фундамент тому заложен: только за последние два года университет принял более двадцати лекторов из Испании, Сирии, Ирана, Болгарии, Литвы, Польши, России, Украины, Беларуси. В рамках Академической мобильности студенты обучаются в вузах Европы, Китая, стран СНГ.
Университет находится в пятерке вузов страны по программе Erasmus+. Реализуемые проекты направлены на решение задач экономики сельского хозяйства регионального уровня: в рамках SARUD и NICoPA. Для Акмолинской области, входящей в туристско-рекреационный кластер Казахстана, результативными станут итоги проекта по программе Erasmus + КА2 в области компетентности устойчивого управлениия отходами при подготовке специалистов в России и Казахстане (EduEnvi). Специальности, направленные на защиту природы, инновационные разработки в сельском хозяйстве, животноводстве соответствуют международным стандартам, студенты имеют доступ к современному оборудованию, онлайн-курсам национальных и международных университетов.
С 2020 года университет стал участником проектов UNICEN (с Университетом Небраска, США) и ACCES. Благодаря тесному сотрудничеству с посольством США преподаватели и студенты улучшают знание английского языка.
Ualikhanov University создает комфортные условия для развития созидательных способностей, активизации и интеллектуальной деятельности талантливых студентов. Глобальный компонент с региональным влиянием – основа конкурентоспособности, востребованности университетов на местах. В их признании международными рейтингами QS World University Rankings, Times Higher Education (THE), равно как отечественными – Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), Независимым агентством аккредитации и рейтинга (НААР) – кроется константа национальной безопасности страны.
Духовная целостность Ualikhanov University
Потенциал университета, выступающего проводником нравственных, духовных ценностей, являя собой средоточие атмосферы университетского духа, талантливых студентов, мудрых педагогов, видится в социокультурных процессах региона. С началом пандемии, сказавшейся неблагоприятным образом на психоэмоциональном состоянии социально уязвимой части населения, более чем семью центрами проводятся бесплатные консультации, тренинги, оказывается методическая, практическая помощь по дистанционным технологиям.
В поле пристального внимания – центры адаптации несовершеннолетних. Вдохновляющий проект “Открытый университет” по образованию людей «серебряного» возраста и социально уязвимых слоев населения региона запускается в текущем году, и нет сомнения в том, что его популярность перерастет границы города Кокшетау.
Не первый год формируемые студенческие строительные отряды компенсируют дефицит рабочих специальностей с 2019 года. Антикоррупционные центры Sanaly urpaq и Parasattylyq мектеві, AntiParaСraft-2021 действуют на регулярной основе.
Заслуженное внимание уделяется развитию кадрового потенциала, к которому предъявляются самые высокие требования: ведь от этого зависит будущее государства. Молодым специалистам предоставляется жилье, оказывается всевозможная поддержка коллег. С началом нового учебного года ученым, занимающимся научно-исследовательскими проектами, будет присваиваться звание «Ученый-исследователь» с последующим увеличением заработной платы и уменьшением педагогической нагрузки.
С расширением академической и управленческой самостоятельности вузов становится актуальным опыт совместной работы с Nazarbayev University.
... «Вуз, включенный в региональное развитие»
Целенаправленно продвигаясь по пути успешного взаимодействия «Университет – Регион», Ualikhanov University выстраивает концепцию «вуза, включенного в региональное развитие» (Regionally engaged University). Наша деятельность фактически требует полной перезагрузки парадигмы мышления каждого. Государство, предприняв беспрецедентные шаги в деле подготовки кадров, выведя на автономный уровень статус образовательных учреждений, в правомочном русле предъявляет требования по усилению интеграционных процессов, прогрессивному внедрению научно-технологических разработок.
Наша стратегическая задача – модернизируя содержание научно-образовательных технологий, изыскивая принципиально новые вариативные модели взаимодействия с предприятиями, обеспечить уверенную поступь индустриально-аграрного развития Акмолинского региона.