Красота, аж дух захватывает!Общаться с профессором Александром Подушкиным, доктором исторических наук и потомственным археологом, – сущее удовольствие. Если он звонит и говорит, что ему есть что рассказать и показать, значит, так оно и есть. Я даже не уточняю детали, быстро собираясь в дорогу.

На этот раз она лежит в ущелье Угам. Именно в этой местности, обрамленной двумя горными хребтами – Угамским и Каржантау, третий год подряд работает Южно-Казахстанская археологическая экспедиция. Она создана в 2012 году на стационарной основе для исследования памятников археологии Угамской долины. Астанинским филиалом Института археологии им. А. Х. Маргулана на основе научно-исследовательской программы "Всадники Великой степи: традиции и новации" реализуется проект "Культурно-исторические процессы в казахских степях в древности и средневековье: традиции и инновации".
Чтобы добраться до долины, необходимо преодолеть почти 20 км затяжного перевала через хребет Каржантау, дорога по которому пролегает серпантином. Угамская долина – достаточно замкнутый и благодаря горам труднодоступный район. Наиболее сложным отрезком на этом пути является перевал Кырыккыз. Но перед теми, кто его все же осилит, открывается такая красота, что аж дух захватывает!
Название перевала имеет прямое отношение к легендарному творчеству местного коренного казахского населения. Мне не раз приходилось слышать многочисленные легенды о Кырыккыз. Александр Подушкин поведал еще одну, которая уходит своими корнями в историю, хотя и гораздо более позднего времени, чем эпохи камня и средневековья, изучением которых занимается сейчас экспедиция. Речь идет о… джунгарском нашествии XVII–XVIII веков, которое, судя по красивой легенде, добралось и до гор Каржантау.
Устное народное творчество донесло до нас, что враги, придя в эти места, перебили всех мужчин-воинов, поскольку силы были далеко не равными, а женскую часть населения пожелали взять себе в качестве рабынь-наложниц. Однако гордые казашки решили разделить участь своих мужчин, и, дабы не достаться врагу, предпочли смерть, сбросившись в ущелье с высокой скалы. Их поистине героический поступок увековечила природа. Верные подруги воинов словно застыли в высоких пирамидальных каменных известковых стеллах, напоминающих стройные человеческие фигуры. Они двумя группами молчаливо и величественно стоят на перевале Кырыккыз точно в память и назидание потомкам о драматическом прошлом. Можно бесконечно долго рассматривать эти изваяния, все больше и больше отыскивая в них схожесть с тюркскими каменными женскими изваяниями в одеждах и высоких головных уборах.
Следы древнихНа своем пути река Угам, протяженность которой от истоков в урочище Кумгезен до впадения в водосброс Чарвакского водохранилища составляет около 70 км, преодолевает несколько каньонов, а живописные склоны хребтов Угамский и Каржантау, обрамляющие реку, испещрены многочисленными саями и крупными ущельями, по которым текут небольшие реки, ручьи и родники. Каждое из этих ущелий или урочищ, как правило, имеет свое название. Кумгезен, Кунекты, Джетыунгур, Пиазсай, Алмалысай и другие казахские названия, в которых хорошо отражены некоторые характерные топографические, экологические и даже исторические особенности конкретной горной местности.
– Например, Джетыунгур, что дословно переводится как «семь гротов» или пещер, явно свидетельствует о наличии в этом урочище естественных полостей-гротов или пещер, которые вполне могли использоваться древним человеком в качестве жилища, – высказывает свое предположение Александр Подушкин. – А названия Пиазсай и Алмалысай говорят сами за себя: в этих местностях растут горный подвид лука (пскемский лук) и дикие яблоки. Что касается названий Азартеке (Хазартеке), Жантеке, Текенек, Чиликенсай и Лочинхана ("соколиный дом"), то, без сомнения, в этих урочищах обитают, соответственно, горные козлы тау-теке, каменная куропатка кеклик и, конечно, соколы. Ну а название Дерменбастау, или "мельничный родник", прямо говорит о том, что когда-то в этом месте функционировала мельница. К слову, почти целые массивные жернова от этой мельницы лежат здесь до сих пор.
Не менее поэтичны и в то же время содержательны по смыслу и другие названия урочищ в долине Угама: Каразиндан ("черная тюрьма"), Жаужурек ("сердце врага"), Темирши ("железный"), Теректысай ("тополиный лог"), Таскопир ("каменный мост"), они дают достаточно полное представление о микротопонимике Угамской долины, а значит, содержат посыл к историческим событиям.
Международной археологической экспедиции, в состав которой вошли ученые из Казахстана, России и Узбекистана, за три полевых сезона удалось сделать очень многое. Памятники археологии в Угамском урочище зафиксированы во всех ландшафтных зонах – в долине реки Угам, надпойменных террасах и на перевале Кырыккыз. Они датируются различным временем: эпоха камня – средний и верхний палеолит (древний каменный век, 100–40 тыс. до н. э.), неолит (новый каменный век, V тыс. до н. э.), железный век (первые века до н. э. – первые века н. э.) и средневековье (раннее и развитое, IV–XII вв.).
К памятникам эпохи камня относятся обнаруженные древние выработки твердых пород камня, пригодного для изготовления каменных орудий труда, железного века – погребальные сооружения курумы и каменно-насыпные курганы, средневековья – поселения различных типов, включая поселения-убежища, укрепленные поселение-тобе и городище-убежище на надпойменной террасе, так называемый укрепленный торткуль.
– Прямо в зоне перевала Кырыккыз мы обнаружили могильник, включающий четыре погребальных сооружения, расположенных на небольшом горном кряже, – говорит Александр Подушкин. – Это два так называемых курума – каменно-насыпные холмы на скальном основании с искусственно созданной внутренней полостью и два простых каменно-насыпных кургана. Курумы носят ярко выраженные следы ограбления в древности, а курганы выглядят непотревоженными. Недалеко от перевала обнаружены также артефакты эпохи нового каменного века – неолита. Добычей археологов стали несколько отщепов из кремня, яшмы и один так называемый нуклеус – каменный желвак, с которого в древности скалывали ножевидные пластины.
Порадовал археологов и Калмактобе, расположенный вблизи родника. Ученые пришли к выводу, что в древности здесь было небольшое поселение-усадьба. Обнажившиеся в результате эрозии и деятельности человека культурные слои поселения дали возможность получить достаточно выразительный для исторических и хронологических заключений археологический материал, включающий неглазурированную и глазурированную – покрытую тонким слоем прозрачного стекла – керамику. Это фрагменты от столовой посуды, а также венчики и части донцев керамических сосудов, на которых отмечены подглазурная роспись и орнамент. Его ключевой мотив – геометрический, при котором доминируют треугольники с вписанными вовнутрь завитками и квадраты, внутреннее пространство которых разделено на треугольники и внедрены кресты. Подобного качества керамика и приемы ее декора указывают на то, что Калмактобе начало функционировать в тюрко-согдийское время (VI–VIII вв.), а закончило свое существование в период становления и расцвета государства караханидов (X–XII вв.).
Неудивительно, что после серии таких находок научно-поисковые интересы археологической экспедиции простерлись на другие объекты долины Угама, результатом которых стало открытие около тридцати не известных ранее памятников археологии, в том числе каменного века. Вначале один из поисковых отрядов отправился в урочище Теректысай, где, по информации местного старожила и егеря Владимира Вагнера, находились древние выработки. И действительно, на правой стороне крутого скального склона реки Угам, недалеко от каньона Темирши, у подножия террас вулканического происхождения были обнаружены каменоломни по добыче твердого камня для изготовления орудий труда. Рекогносцировочные раскопки позволили обнаружить на глубине около двух метров в толще лессовой породы изделия из камня.
По признанию крупного специалиста в этой области, доктора исторических наук, профессора Рустама Сулейманова, результаты этих работ превзошли все ожидания: было найдено около двух сотен полноценных каменных артефактов эпохи древнего каменного века. По научной классификации артефакты близки к так называемому ашельскому типу каменных орудий труда, которыми человекоподобные гоминиды пользовались в среднем и верхнем палеолите, то есть около 100–40 тыс. лет до н. э. Ученые склонны расценивать находки как серьезное научное открытие, выходящее за рамки Южного Казахстана.
Жизнь после эпохи камняБлагодатная по своим ландшафтным, климатическим, гидрологическим и почвенным параметрам долина реки Угам активно обживалась в последующие после каменного века эпохи, в раннем железном веке и раннем средневековье. Здесь, вблизи поселка Кызылтал, где Угам течет разливами по достаточно широкой горной долине, исследователям удалось зафиксировать одновременно несколько крупных археологических объектов, которые компактной группой расположились по берегам реки.
Это поселения и городища с оригинальными и даже поэтичными названиями. Анализ артефактов с поселений Жантекетобе, Таскоратобе и Ушбастобе позволяет достаточно аргументированно отнести время их функционирования к IV–VI вв., а городище Торткультобе – к VI–IX вв. Исторически это период падения государства Канцзюй (Кангюй), затем – время упадка Западно-тюркского каганата, образования и распада ряда тюркских союзов племен тюргешей, карлуков, огузов и вплоть до начала формирования государства караханидов.
Отдельно в ряду ранних поселений стоит Ушбастобе, представляющий собой мощную крепость с почти неприступными крутыми склонами и рвами по периметру. Стратегически она как бы "прикрывает" всю восточную часть долины Угама у каньона Кокбель. Раскоп позволил обнаружить более 30 сосудов различного назначения – кухонных, хозяйственно-бытовых, столовых и культовых. Крупные и средние кухонные горшки, кружки и хумы, хумчи для хранения зерна, объемные кувшины для хранения и транспортировки воды, большие столовые горшки обнаружили на площади в 12 кв. м. Керамические изделия дополнили сковороды и напрясла, подставки под сосуды и изделия в антропоморфном и зооморфном стиле. Сразу несколько сот артефактов, включая изделия из камня и кости. Такая концентрация артефактов свидетельствует о чрезвычайной перспективности исследования данных памятников на территории Угамского урочища.
– В культурном и хронологическом контекстах археологический материал с ранних поселений Угама отражает устойчивые системы традиций в материальной сфере в рамках государства Канцзюй (Кангюй), – комментирует итоги трехлетней работы Александр Подушкин. – С полным основанием можно говорить о том, что в Угамском урочище на городище Ушбастобе и близлежащих поселениях Жантекетобе, Таскоратобе, Кобелектобе обнаружен и открыт, судя по масштабам и насыщенности артефактами, новый, не известный ранее мощный экономический центр этого наименее изученного государства.
Бесспорно, научная и социальная перспективность дальнейших исследований на Угаме огромна.