Вагончик тронулся...

2849
Лаура Тусупбекова

Два месяца назад сенаторы направили запрос о том, что по всей стране недостаточно развита железнодорожная сеть, растет износ основных средств, на железной дороге дефицит пассажирского подвижного состава и низкий уровень сервиса, а коррупционные схемы прочно вошли в отрасль. Глава Министерства транспорта доложил Сенату о том, почему в отрасли сложилось такое положение дел.

Фото: kazpravda.kz/Адильбека Тауекелова

Ранее сенатор Закиржан Кузиев направил в Минтранспорта депутатский запрос, в котором подверг критике деятельность АО «КТЖ» и его «дочки». Вопрос палата сочла серьезным, ведь от развития отрасли зависит как развитие других сфер, так и социальное самочувствие общества. Сенатор отметил, что к нему с жалобами обратились представители Ассоциации нацио­нальных экспедиторов. В своем обращении они сообщали, что получают отказы от ТОО «КТЖ Грузовые перевозки» в согласовании основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит. В то же время согласование планов для своих экспедиторов АО «Кедентранссервис» и АО «КТЖ Экспресс» осуществляют беспрепятственно.

«Агентство по защите и развитию конкуренции отмечает, что операторы магистральных путей предоставляют ряд преимуществ «своим» компаниям, что создает неравные условия для других. В результате анализа видов деятельности КТЖ выявлено, что с антимонопольным органом согласован лишь 81 из 424 видов деятельности, то есть всего 19%. Таким образом, своими действиями КТЖ нарушают отлаженную за десятки лет технологию осуществления экспортных перевозок, создают неравные конкурентные условия,» – говорилось в обращении сенатора.

В своем депутатском запросе на имя главы Кабмина Закиржан Кузиев напомнил, что Глава государства не раз акцентировал внимание на необходимости укрепления транзитного потенциала страны. Однако, по словам сенатора, существующие проблемы грузоперевозок значительно ухудшают привлекательность транзита через Казахстан и зас­тавляют соседние страны искать альтернативные маршруты.

«Сенаторами неоднократно направлялись депутатские зап­росы в адрес Министерства транс­порта и АО «НК «КТЖ», где были озвучены проблемы, имеющиеся у отечественных грузоотправителей при транспортировке своей продукции на экспорт. Однако мы раз за разом получаем стандартные отписки, которые не решают сути проблемы. Учитывая многочисленные жалобы от грузоотправителей и субъектов бизнеса, просим организовать проверку деятельности АО «НК «КТЖ», а также направить в Сенат руководство Министерства транспорта и АО «НК «КТЖ» для дачи устного ответа на ранее направленные депутатские зап­росы», – обратился депутат Закиржан Кузиев.

Глава Кабмина услышал сенаторов и направил своего министра отвечать перед ними за положение на казахстанской железной дороге. Министр Марат Карабаев поспешил заверить депутатов, что «Қазақстан темір жолы» будет трансформирован. Из него будет выделен самостоятельный нацоператор, который будет заниматься вопросами железнодорожной инфраструктуры.

– КТЖ будет трансформирован на два блока: перевозочный и инфраструктурный. Это будет происходить в два этапа. Первым этапом предполагается создание отдельного юридического лица внутри КТЖ. Во время этого этапа мы проанализируем доходную и расходную части, потому что вопросы инфраструктуры сегодня субсидируются отчасти за счет перевозочной деятельности. По итогам этого анализа мы примем решение вторым этапом отделить нацоператора по инфраструктуре в отдельный институт, – рассказал Марат Карабаев.

О реформировании КТЖ на две отдельные структуры говорили еще с начала 2000-х годов. Однако этот вопрос постоянно откладывался, заметил депутат Евгений Больгерт. Он добавил, что в 2022 году была принята Концепция развития транспорт­но-логистического потенциала Казахстана до 2030 года. И этот документ как раз предусматривает создание отдельного нац­оператора инфраструктуры. В его задачи будут входить модернизация и строительство железнодорожных сетей. Из-за того, что сегодня эти функции находятся в ведении национального перевозчика грузов, возникает множество проблем.

Председатель Сената Маулен Ашимбаев также добавил, что сфера грузоперевозок и железнодорожной инфраструктуры требует больших инвестиций. КТЖ, по его словам, проводит работу по модернизации отрас­ли, но этого недостаточно. Он заметил, что трансформация КТЖ в два этапа может привести к потере темпов, и этот вопрос будут снова обсуждать на протяжении нескольких лет.

– Двухступенчатость связана с тем, что мы боимся быстрых реформ, к тому же это может привести к резкому ухудшению положения самой КТЖ. Сейчас в ремонт магистральных сетей ежегодно инвестируется 154 миллиарда тенге, при этом их износ составляет 57%. Поэтому на первом этапе мы должны проанализировать баланс, – ответил Марат Карабаев.

В ходе заседания сенаторы также подняли вопросы возврата отмененных рейсов сообщением Алматы – Петропавловск, Алматы – Усть-Каменогорск, проблемы старых вагонов, задержки поез­дов, ремонта инфраструктуры.

Резюмируя обсуждение, Маулен Ашимбаев подчеркнул стратегическое значение железнодорожной отрасли и развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Он также напомнил о том, что Главой государства даны конкретные поручения по активизации деятельности КТЖ. Поэтому решение проблемы, озвученной ранее в депутатском запросе, по мнению спикера Сената, требует комплексного подхода всех заинтересованных сторон.

– На расширенном заседании Правительства Президент страны Касым-Жомарт Токаев дал поручение в первом полугодии принять программный документ, включающий пути решения актуальных вопросов железнодорожной отрасли. Надеемся, что в разрабатываемом программном документе также будут определены пути решения проблем, поднятых сегодня сенаторами. В этом направлении Сенат, со своей стороны, готов оказать законодательную поддержку инициативам по развитию транс­портно-логистического комп­лекса в стране, – подчеркнул спикер Сената.

Популярное

Все
Когда чудеса становятся реальностью
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Январская клубника
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Жить в селе становится комфортнее
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Цены на лекарства снизятся
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Почему не реконструируют заставы?
Встреча с руководителями фракций
Армия должна быть безопасной
Нужно жить сегодня!
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Таинственная музыка природы
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Чтобы помнили
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
«Дерево растет только на одном месте»
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Теневая экономика: 74 млрд тенге косвенных потерь бюджета в…
Единый реестр товаропроизводителей запустят в РК
«Год будет непростым» – эксперт об экономике Казахстана в 2…
Железнодорожные грузоперевозки между РК и КНР достигли исто…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]