Как теперь получить водительские права в Казахстане

2638
Асет Сыздыков

Ужесточены правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения

Фото: Kazpravda.kz

Но снизит ли это коррупцию и количество ДТП на дорогах? Вопрос остается открытым.

Как сообщили в Антикоррупционной службе, поводом для изменения правил послужили многочисленные факты незаконной выдачи водительских удос­товерений. Антикор совместно с Министерством внутренних дел провел мониторинг и выя­вил, что в спецЦОНах страны действовали посредники, которые за определенную плату без фактической сдачи экзаменов выдавали гражданам права.

Среди факторов, способствующих появлению незаконных посреднических услуг, названы незащищенность информационных систем в спецЦОНах, недостаточная цифровизация процессов, правовые пробелы приема экзаменов и формальное обучение в автошколах.

По результатам проверок Антикор направил 22 предложения в адрес уполномоченных госорганов, и большинство рекомендаций уже выполнено. В свою очередь МВД закрыло дос­туп к изменению базы данных автотранспортных средств во всех своих территориальных подразделениях. Также в спецЦОНах и правоохранительном ведомстве в пилотном режиме запущены новые информсистемы. В них исключены возможности для любых корректировок, предусмотрены механизмы автоматической цифровой сверки данных автомобилей, оплаты обязательных платежей и сборов, штрафов.

Ужесточен и регламент пересдачи экзаменов. Раньше кандидаты, которые отучились в автошколе, могли в течение двух лет сдавать экзамены в спецЦОНе неограниченное количество раз. Теперь такого «безлимита» нет: после первой и второй неудачных попыток третья возможна только через месяц.

При этом после третьей неудачной попытки практического экзамена аннулируются результаты теоретического теста.

Те же правила действуют и в отношении тех, кто учился самостоятельно. Единственное, их после трех отрицательных попыток сдать экзамен отправляют в автошколы. Пока не получат свидетельство об окончании курса, обучающиеся в спецЦОН не допускаются. Раньше самоучки после трех провалов могли пересдать экзамены через шесть месяцев без прохождения водительских курсов.

Есть и еще одно важное нововведение – в процедуру выдачи водительских удостоверений внедрили обязательную биометрию экзаменуемых. Раньше человек не подтверждал свою личность и мог пересдать экзамен на следующий день, сейчас же такое возможно только через шесть месяцев. Экзаменаторы будут вести видеофиксацию всего процесса тестирования, а данные с систем видеонаблюдения станут передаваться в ситуационный центр и общий зал ожидания спецЦОНа.

Антикоррупционная служба и МВД признали, что обучение в автошколах страны по большей части было формальным. Автор этих строк сам столкнулся с любопытной схемой в одной из крупных столичных автошкол с сетью из 10 филиалов.

Дело было в конце мая этого года, когда я записался на ускоренные курсы, рассчитанные на две недели. Каждый будний день посещал занятия, изучил все нюансы вождения и ПДД. Через две недели нужно было сдать теорию на компьютере и пройти три практических вождения.

Здесь и началось самое интересное. Автошкола дает две бесплатные попытки на сдачу тестов на компьютере. На 40 воп­росов выделяется 40 минут. Чтобы пройти тест, нужно ответить правильно на 35 из 40. Но я, как и многие курсанты в группе, с первой попытки набрал недостаточно баллов. А если не пройдешь и второй раз, то следующие попытки – платные, за каждую – 20 тыс. тенге.

Мы поинтересовались: «Это нужно каждый раз платить?» Менеджер автошколы успокаи­вающе сказала: «Нет, оплатите один раз, и вам выдадут свидетельство об окончании курсов». И на практический курс ты не перейдешь, пока не сдашь тест. То есть автошкола любого граж­данина, который не сдал экзамен, но хочет получить свидетельство, понуждает платить.

Я от такого предложения отказался. Спросил, на каком законодательном основании автошкола ставит такие условия: «прайс» в 20 тыс. тенге, почему только две бесплатные попытки, но мне ответили, что это правило автошколы. То есть сами так установили и выдают направо и налево за деньги документ.

При этом автошкола никак не контролирует учебный процесс. Только в моей группе было около 15 человек, половина из которых не ходила на занятия, но свидетельства, как я понял, получила. Были и те, кто и вовсе не сдавал тесты, а сразу решил вопрос с менеджером. Как выразилась сотрудница, они лишь «помогают» своим курсантам. А то, что потом такие горе-водители выезжают на дороги и пополняют статистику ДТП, учебное заведение не заботит.

Почему такие учебные заведения пользуются спросом, ведь можно и самому подготовиться, есть объяснение. Если курсант без свидетельства об окончании курсов пошел сдавать тест в спецЦОН, то ему даются три попытки, провалив которые заново можно прийти только через шесть месяцев. А с «корочкой» автошколы можно сдавать тесты неограниченное количество раз в течение двух лет.

Кроме того, в Интернете есть немало рекламы так называемых «помогаек», которые обещают посодействовать в получении водительских прав. Утром заплатил – вечером получил права.

Понятно, что чудодейственного способа нет, без «помощи» сотрудников спецЦОНа не обходится. Процесс был настолько хорошо налажен, что этим заинтересовался Антикор. Уже разработан и направлен в Парламент законопроект, где работников спецЦОНов предложено отнести к субъектам коррупционных правонарушений. Однако, как признала Антикоррупционная служба, там все еще не искоренены посреднические услуги.

«Просим не обращаться к незаконным услугам «помогаек». А если вы столкнулись с подобными фактами, то незамедлительно сообщайте в Антикор по короткому номеру 1424», – предупредили в ведомстве.

Станет ли ужесточение сдачи правил экзаменов панацеей от коррупции? В нашей стране подобных изменений правил было немало. Но это не повлияло на качество вождения, водители продолжают нарушать правила дорожного движения.

Депутат Мажилиса Олжас Куспеков профессионально интересуется этой темой: когда-то работал преподавателем по специальности «Техобслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта». В своем депутатском запросе на имя премьер-министра он поднял вопрос о коррупции в сфере выдачи водительских удостоверений.

Мажилисмен привел статистику: ежегодно в Казахстане регистрируется 10–15 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибает около 2 тыс. человек. Выходит, каждый год республика теряет среднюю численность населения одного села. За 30 лет число погибших в автомобильных авариях в четыре раза превысило численность советских солдат, погибших в Афганской войне. Объем экономических потерь в результате ДТП составляет 3% от годового ВВП страны.

Один из главных факторов, который приводит к трагедиям на дороге, – возможность получить водительское удостоверение без сдачи экзамена.

«В среднем ежегодно сдают экзамен 424 тысячи человек, если 10% из них – 42 тысячи человек – купят права, то теневой оборот выручки от продажи составит 8 миллиардов тенге», – привел данные Олжас Куспеков.

По его словам, госкорпорация «Правительство для граждан» незаконно передает в ведение третьих лиц услуги по приему экзаменов на получение водительских удостоверений, а предъявляемые к подрядным компаниям требования в отношении информационной безопас­ности не соблюдаются.

Олжас Куспеков предложил вывести данный вид госуслуги из компетенции «Правительства для граждан» и передать его в конкурентную среду. Также он рекомендовал создать совещательный орган с участием представителей министерств внутренних дел, цифрового развития, государственной службы и Агентства по противодействию коррупции, провести анализ коррупционных рисков и внедрить механизм их предотвращения в будущем.

«А что мы видим сейчас? МВД своим изменением просто покрасило забор, который гниет изнутри. Это никак не уменьшает количество ДТП», – резюмировал Олжас Куспеков.

Популярное

Все
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Вспоминать войну фронтовики не любят – история единственного ветерана ВОВ из Актюбинской области
В селе создадут индустриальную зону для строительства АЭС
Семья из Кордая успешно занимается поставкой на внутренний рынок кормов и куриного мяса
Как на севере страны готовятся к посевной
Музыкант от Бога, артист из народа: 100-летний юбилей Нургисы Тлендиева отмечают в Казахстане
Более тысячи скворечников и кормушек для птиц изготовили студенты колледжа в Конаеве
Казахстан – Словения: новая глава в истории двусторонних отношений
Противосаранчовая обработка начата в Туркестанской облас­ти
80-летие Великой Победы: войска регионального командования «Юг» примут участие в торжественном параде
Столичный благотворительный фонд радует детей и поддерживает взрослых
Судьба ветерана: военнослужащие Нацгвардии посетили дом фронтовика
Выпускников школ будет на 30 тысяч больше
Свыше сорока новых водохранилищ построят к 2030 году
В девяти регионах страны разработаны карты потребности в кадрах
Броня должна сиять: Нацгвардия продолжает активную подготовку к параду
Когда государство и общество движутся навстречу друг другу
Курс на углубление казахско-узбекского стратегического партнерства
Инвестиций в геологоразведку по-прежнему не хватает
Капитал, не подверженный инфляции
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Большая удача, если сохранился медальон
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Прогулочный батискаф потерпел крушение в Египте
Результаты нужны, но переформатирование важнее
В Южной Корее продолжают бушевать лесные пожары
Ставка на справедливость и доверие
Премьер поручил масштабировать опыт Павлодарской области по развитию ТиПО и поддержке рабочих профессий
Население стран Восточной Европы стремительно сокращается - ООН
Qarmet подключится, и газ подешевеет
МВД обратилось к владельцам мопедов
Пятибалльное землетрясение произошло на юге Казахстана
Платный порноканал с участием школьников обнаружила прокуратура Туркестанской области
Овечкин вплотную приблизился к «вечному» рекорду Гретцки
В МСХ – новое назначение
Цех с суррогатным алкоголем выявили в Костанайской области
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Путь творчества – путь новаторства
Астанчане получили национальное оповещение на телефон: что случилось
Главу Центра судебных экспертиз арестовали по подозрению в хищении 2 млрд тенге
Точкой роста должен стать туризм
Мощный циклон угрожает Австралии
Современному Казахстану – поколение «лидеров служения»
Трамп может вывести американские войска из Германии
Спасибо вам за подвиг!
Фильм о Туркестане снимет турецкая компания
Столица империи Шынгыз-хана находилась на нынешней казахской земле
Возможности и силы Казахстана как средней державы
BI Group и BAZIS произвели доплату налогов после предупреждения Бектенова

Читайте также

Туркестан получил статус Города ремесленников
В Туркестане откроется Исламский институт
119 полицейских с именем Наурыз служат в Казахстане
Декада Наурызнама: День национального спорта отмечает Казах…

Архив

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • 2023
  • 2024
  • 2025
  • январь
  • февраль
  • март
  • апрель
  • май
  • июнь
  • июль
  • август
  • сентябрь
  • октябрь
  • ноябрь
  • декабрь
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31