Время перемен: общественное сознание готово к глобальным переменам

4612
Ермухамет Ертысбаев

Казахстану пришлось пережить несколько модернизаций. Они были в разной степени болезненными, в разной степени эффективными – один раз сопряженными с масштабными потерями населения. В общем-то, первая и большая модернизация Казахстана началась в 20-е и 30-е годы прошлого столетия, когда происходил болезненный слом традиционного кочевого образа жизни казахов наряду с турбулентными временами для всех остальных народов, составляющих культурный капитал современного Казахстана.

Этот культурный капитал, национальный код помог выжить и сохраниться народу в суровое и жестокое время сталинского лихолетья, когда Казахстан понес неисчислимые потери. По переписи царской России 1896 года казахов было почти 5 млн человек. По переписи СССР 1959 года казахов осталось 2 млн 800 тыс. Пожалуй, ни один народ мира в процентном соотношении не понес такого страшного урона в уничтожении генофонда нации.

Седентризация – термин, означающий переход от кочевого образа жизни к оседлому. По запросу о седентризации в Google на первых страницах видна информация, касающаяся Казах­стана. Эти события тех жутких лет сформировали наш свое­образный менталитет, на котором последние 30 лет мы строим свои новые институты уже как независимая страна. Как развивающееся общество, включенное в глобальный контекст.

Немецкий политический экономист и отец современной социологии Макс Вебер был прав, когда сказал, что культура играет самую значительную роль в экономическом развитии. Конечно, слово «культура» в смыс­ле некоего набора внутренних ценностей, которым руководствуется в своей жизни та или иная нация, этнос, индивид, может отдавать неповоротливостью в силу ее врожденности. Однако мы видим, что наша культура способствует росту, но у нее есть болевые точки, которые необходимо регулярно преодолевать, чтобы «прыгать выше головы».

За этим и нужна та самая модернизация, с которой я начал статью. В сущности, Нурсултан Назарбаев за короткий исторический период, в который пока укладывается наша независимость, создал новый Казахстан, реализовав самые успешные рыночные реформы на постсоветском пространстве. Фактически произошел переход от одной общественно-экономической формации к другой. В советский период мы жили в экономической системе с абсолютной собственностью государства на средства производства и при всеобъемлющем централизованном планировании, в обход рынка и нормального ценообразования. И в ходе первой постсоветской модернизации в 90-е годы прошлого столетия произошел переход к либеральной и рыночной экономике.

Ритм жизни затребовал тогда немедленных решений. Приходилось рисковать, брать на себя ответственность за возможные ошибки. Надо сказать, что произошедшая тогда смена умонастроений способствовала модернизации – она совпала с тем, что маятник качнулся от коллективизма к индивидуализму.

Благодаря жизненному, политическому и управленческому опыту Главы государства, главного реформатора Нурсултана Назарбаева нам удалось избежать слепой веры в экономику, в которой ресурсы целиком и полностью распределяются неконт­ролируемым рынком в условиях неограниченной конкуренции.

В отличие от других стран СНГ, включая Россию, мы имели более продуманную стратегию социально-экономических рыночных преобразований, что позволило избежать кризисов, гражданских конфликтов, политического противостояния. Постоянные призывы Лидера нации к единству народа, его формула «сначала – экономика, потом – политика» послужили основой негласного общественного договора, направленного на стабильность, предсказуемость, устойчивое развитие государства и общества. И если бытие действительно определяет сознание, то можно просто констатировать факт, что общественное сознание граждан нашей страны в настоящий момент в корне отличается от общественного мнения казахстанцев 30 лет назад.

Главное богатство любой страны – это не минералы и ресурсы, географическое положение или климат, а люди. Миллионы наших граждан активно участвовали в реформах, круто изменив свою жизнь и жизнь своих семей, изменив свои представления, привычки, приобретя новые ценности.
Нам есть чем гордиться, но почивать на лаврах глупо и опрометчиво.

При второй модернизации за последние 15 лет мы вырвались из числа бедных стран мира в разряд среднеразвитых. Казах­стан теперь входит в чис­ло 50 конкурентоспособных стран мира. Мировое сообщество признало нас не просто состоявшимся, но очень авторитетным государством. То обстоятельство, что 135 стран мира избрали Казах­стан непостоянным членом Совета Безопасности ООН, – убедительное доказательство тому. Однако можно сказать, что второй рывок мы сделали благодаря своему потенциалу после первого – мы модернизировались, но только извлекли пользу из прошлых перемен.

Статья Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», вышедшая в апреле 2017 года, – самое значительное, на мой взгляд, из его политического творчества и самое актуальное на сегодня. Объясню почему.

Если охарактеризовать нынешнюю мировую политическую ситуацию, то наиболее характерной чертой является нестабильность. Экстремизм и терроризм, неконтролируемая миграция, крах мультикультурализма, рост национализма и ксенофобии, популизм и фейк-ньюс. Многие видные международные эксперты даже по самым оптимистическим прогнозам утверждают, что большинство современных государств едва ли сохранят существующий образ правления в течение ближайших 10–15 лет.

С момента, как в 2016 году Дональд Трамп победил на выборах президента в США, эксперты прак­тически не переставая говорят об опасности популизма. Еще одним тревожным сигналом стал Brexit – референдум по выходу Великобритании из еврозоны. Евроскептицизм, граничащий с почвенническим национализмом, – это большая угроза мировой стабильности, потому что падение английской экономики, одной из крупнейших в мире, непременно скажется на всех серьезных игроках. Трамп в нынешнем году открыл торговую войну с Китаем, и мы чувствуем, как это повышает тревожность – все в один голос говорят о грядущем финансовом кризисе.

Это усугубляется общим кризисом национального государства: Испания уже трещала по швам из-за сепаратистов из Каталонии, желающих своего собственного суверенитета. Многие государственные образования находятся под гнетом глобализации, и никто еще не знает, чем это на самом деле кончится. Трамп, заявляющий с трибуны ООН о том, что патриотизм победит глобализм, скорее всего, ошибается. Мы уже прошли точку невозврата – закрыться не получится, люди во всем мире благодаря Интернету, величайшему изобретению, общаются друг с другом независимо от физических границ государств. Эту связь уже не разрушить.

Кроме того, до сих пор рядом с нами находятся горячие точки, места, где творятся беззаконие, хаос, откуда поставляются в больших количествах наркотики, где до сих пор существует религиозный радикализм. Эта пороховая бочка рядом – огромный вызов.

Поэтому, на мой взгляд, необходимо прямо сейчас начинать активно действовать. Кроме того, что человечество в целом вступает на новый этап развития, объективно связанный с технологическими революциями, сотрясающими нас чуть ли не каждый день, Казахстан как отдельная и суверенная единица тоже переживает некоторый кризис со знаком «плюс». В обществе началось брожение, оно готово меняться.

Я не скажу ничего уникального, если подмечу, что старт этой готовности к переменам дал сам Нурсултан Назарбаев. 19 марта Елбасы покинул пост Главы государства, передав его Касым-Жомарту Токаеву, и это вызвало практически мгновенные перемены в общественном сознании. Такое эпохальное событие, случившееся в выверенные сроки, не могло не потрясти казахстанцев.

Конечно, на каждого оно подействовало по-разному – кто-то, как «проснувшаяся» молодежь, интерпретировал уход Нурсултана­ Назарбаева по-своему. Но здесь важнее сам факт, что «ветер перемен» затронул сознание людей. Стало очевидно, что меняется и общественный договор, и это тоже было предвидено властью. Когда Касым-Жомарт Токаев говорит, что без поступательной и выверенной политической модернизации невозможно добиться экономического роста, то это как раз символизирует наступление новых времен.

Мудрый политический шаг Назарбаева, практически не знающий примеров в мировой истории, и конституционная передача власти – лучшее время, чтобы вступить в активную фазу модернизации общественного сознания. Именно сейчас нам нужно проводить прорывные реформы в образовании и строить свои новые институты, опирающиеся на историю Казахстана, на историю нашего многонационального народа.

Безусловно, это не даст мгновенного эффекта, и нам предстоит сплоченно работать над счастливым будущим Казахстана долгое время, однако судьба нам подарила лучший момент для этого. Сейчас, когда меняются целые исторические формации, и глобально, и конкретно в нашей стране, и когда у нас есть целый корпус трудов Нурсултана­ Назарбаева­ с его видением развития страны, включая идеи Общества Всеобщего Труда и Пять институциональных реформ, мы можем радикально и эволюционно обновить свой менталитет без отрицания прошлого и с четким пониманием будущего.

Тогда нам не будут страшны ни популисты, ни падение нефтяных цен, ни козни врагов, которым выгоден хаос и развал. Наше общество будет готово к любым стрессам и займет свое место в глобальной истории.

Что значит опережающая модернизация общественного сознания по отношению к дальнейшим реформам? Думается, что это не просто изменение ряда привычек и стереотипов. Речь идет о масштабном включении казахстанского культурного капитала в экономическое развитие и социальный прогресс. Сохранение и дальнейшее развитие национальной культуры, возвращение и обретение своего национального кода имеют архиважное значение. Причем Назарбаев подчеркивает, что третья модернизация не должна, как прежде, «высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции».

Общественное сознание – это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. И если мы собираемся модернизировать, существенно обновить это самое общественное сознание, то нужна масштабная государственная программа, всесторонняя и тщательно скоординированнная, которая охватывала бы воспитание детей, образование и реформу образования, религию и религиозную реформу, средства массовой информации, реформирование деловой культуры и политическое лидерство, приверженное демократической и капиталистичес­кой моделям. Странно, кстати, что мы стесняемся говорить именно о капиталистическом базисе. Ведь только на капиталистическом базисе и можно построить подлинно социальное государство. Еще раз подчеркну, что нужна всесторонняя и скоординированная государственная программа, ведь речь идет о модернизации сознания не отдельного индивида, а всего общества. Тем более что субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Таким образом, модернизация общественного сознания и различных его форм – нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т. д. – по сути взращивание и формирование новой культуры. В конце концов общественное сознание – это часть культуры в широком смысле слова.

29 лет назад я был депутатом Парламента (тогдашний Верховный Совет), мой сын только пошел в 1-й класс средней школы. Сейчас ему уже 34 года. Вырос­ло целое поколение в условиях независимости, демократии и рыночной экономики. Это поколение Назарбаева. Уверен, что Нурсултан Назарбаев обращается в первую очередь именно к этому поколению и к тем, кто только собирается в среднюю школу (точнее, к их родителям и учителям). Время летит стремительно, и в программе модернизации социума важно быстро и эффективно перейти к конкретным шагам. В рыночных преобразованиях мы долгое время делали ставку на частную собственность, иностранные инвестиции, изу­чение западного опыта, привлечение новейших технологий, менеджмент. В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев, по существу, предложил подключить мощный фактор – культуру. Конечно, учет культурного капитала в реформах мгновенно не скажется, но включение культуры в набор действующих факторов, формирующих устойчивое развитие, придаст ускорение темпу вхож­дения Казахстана в «заветную тридцатку».

В осуществлении этой прог­раммы власть в центре и на местах должна работать в тес­нейшем контакте с неправительственными организациями, партиями, общественными объе­динениями, многочисленными ассоциациями учителей, врачей, родительскими комитетами, различными волонтерскими организациями и различного рода общественными активис­тами. Демократию и рыночную экономику нельзя навязать извне. Реформы всегда успешны и прогресс всегда устойчивый только в одном случае: когда его движущие силы действуют в первую очередь изнутри. Уверен, что Лидер нации не добился бы таких впечатляющих успехов в реформах, если бы его не поддержал народ. И речь в данном случае идет не только об электоральной поддержке на выборах. За четверть века Нурсултан ­Назарбаев своими идеями и прог­раммными установками неоднократно воздействовал не только на поведение и ментальность, видоизменяя национальный характер, ну, если не всего народа, то уж точно наиболее энергичной, дееспособной его части. Наша страна должна стать открытой к восприятию идеологических, политических, технологических и институциональных уроков, приобретенных развитыми государствами и, кстати, кое-что, и весьма существенное, сделано в этом направлении.

Конкурентоспособность – вот чего сильно не хватает, и потому Елбасы уделяет этому первостепенное значение. Но как стать конкурентоспособным? Ключ – в воспитании детей и образовании. Надо в корне изменить воспитание детей. Признаемся, что у нас господствует традиционная модель воспитания, так как единственная подготовка, которую получают молодые родители, – это их жизненный опыт, воспоминания о том, как воспитывали их самих. На Западе сейчас популярен исследовательский проект «Культура имеет значение». Так вот Джером Каган, один из участников проекта, говорит о том, что могут сделать родители для укрепления ценностей, ведущих к демократии, социальной справедливости, благосостоянию, строящихся на конкурентоспособной экономике: «Для продвижения демократической этики требуется, чтобы семья поощряла в детях ощущение себя как личности, обладающей контролем над обстоятельствами своей жизни, а для этого нужно дать почувствовать сыновьям и дочерям, что у них есть возможность оказывать влияние на семью. Попрос­ту говоря, чтобы укрепить в ребенке чувство контроля над обстоятельствами, нужно с ним советоваться, спрашивать его мнение, а при возможности и учитывать его предпочтения. Психологи называют родителей, действую­щих подобным образом, авторитетно-демократическими». Такой метод воспитания вкупе с трудовой (протестантской) этикой характерен для большей части Северной Америки и части Европы. Если мы говорим о культурной открытости, то надо изучать и заимствовать такой опыт. Например, все протестантские страны достигли существенно лучших результатов по Индексу развития человеческого потенциала ООН, чем преимущественно католические. Это показатель, включающий в себя продолжительность жизни, грамотность, количество учебников в школах и душевой ВВП. Большинство протестантских стран в «первом мире», католических там нет. Из 10 наименее коррумпированных стран, согласно Индексу восприятия коррупции, девять – протестантские, а одна, Сингапур, – конфуцианская. И дело не в религии, а в жизненных программных установках.

С учетом статьи Нурсултана Назарбаева надо пересмотреть, пусть в очередной раз, школьную программу. Общая линия на обеспечение всем детям высокого уровня обучения с элементами эвристического мышления. Преобразование школ в открытые сообщества и более тесные взаимоотношения между школами и местными сообществами. Высокий уровень подготовки учителей. Есть старая историческая истина: франко-прусскую войну 1866 года выиграл прусский учитель (как известно, Германия тогда разгромила Францию). Как бы мы ни критиковали сталинскую эпоху, но, на мой взгляд, решающую роль в разгроме нацизма сыграли именно советская школа 30-х годов и культурная революция, в короткое время давшие совершенно новое поколение новых людей. Нужны новые учебные программы или факультативные курсы, нацеленные на воспитание конкурентоспособности, инициативности, формирование лидерских качеств, ориентацию на личный опыт на микроуровне, чтобы дети познали на практике, что значит хорошо учиться и самостоятельно принимать решения. Конечно, многие родители уделяли и уделяют пристальное внимание воспитанию и обучению своих детей в связи с новыми реалиями. Но речь идет о целой нации. Надо культивировать конкуренцию как таковую в семье и в школе. Не стесняясь говорить, что необходимость конкурировать ради достижения богатства и первенства благоприятствует развитию индивида и социума в целом. Конкуренция – центральный элемент в успехе предпринимателя, политика, интеллектуала, профессионала. Скажу больше: в ближайшие десятилетия конкуренция будет доминировать над солидарностью, лояльностью и сотрудничеством. Конечно, сотрудничество останется, но нельзя порицать конкуренцию и превозносить сотрудничество. На ментальном уровне люди постепенно поймут, что конкуренция и есть форма сотрудничества, при которой оба конкурента выигрывают от необходимости выложиться до седьмого опыта, как в спорте.

Английский язык. Здесь агитация не нужна. Уже все знают и понимают, что без английского языка ни о какой конкуренции речи быть не может. Английский язык – это мощный ресурс развития экономики и культуры. Владение английским приобрело в наши дни исключительно громадную ценность. Отрадно, что казахстанская молодежь рассмат­ривает владение английским как важнейшее мерило успеха. Экономические успехи Ирландии, Сингапура, а последние годы и Индии стали возможны благодаря массовому владению английским языком. В масштабном притоке капитала в Ирландию в последние десятилетия доминировали американские инвестиции, займы и кредиты. И это объясняется только тем, что для ирландцев английский стал родным языком. В короткое время Индия фактически стала лидером в аутсорсинге. Почему? Да потому что многие индийцы свободно владеют английским, который к тому же зафиксирован в Конституции Индии как второй государственный язык наряду с хинди. В Канаде, в провинции Квебек, стремясь защитить французский язык, лидеры квебекских сепаратистов учинили кампанию по борьбе с английским. Кампания провалилась, поскольку для подавляющего большинства квебекцев английский – ценный экономический ресурс, необходимый для того, чтобы вести бизнес, торговать и принимать многочисленных туристов из соседних Соединенных Штатов Америки, не говоря уже обо всей остальной англоязычной Канаде. Почему скандинавские страны прочно укрепились на мировом рынке идей и товаров? Потому что большинство жителей этих стран бегло говорят по-английски. Да собственно, вся европейская политическая и деловая элита говорит на английском. Несколько лет назад правительство Чили анонсировало программу превращения страны в двуязычную. Министр образования Серхио Битара так аргументировал: «У нас одна из наиболее развитых систем международных торговых отношений в мире, но этого недостаточно. Мы знаем, что более чем когда-либо зависим от международной экономики, а если вы не можете говорить по-английски, то не можете продавать и зарабатывать на жизнь». В Грузии для всех членов правительства и чиновников среднего уровня (директора департаментов в министерствах) обязательно знание английского языка. Раз мы в Казахстане приняли программу трехъязычия, то, думаю, со временем английский язык приобретет статус обязательного языка, если не в Конституции, то в каком-нибудь нормативно-правовом акте при поступлении на государственную службу.

А как быть с религиозным фактором в модернизации общественного сознания? Ведь религия в подавляющем большинстве стран является главным источником ценностей, верований и установок – аспектов культуры, в наибольшей степени влияющих на те виды поведения, которые оказывают мощное воздействие на ход общественной эволюции.

Мы исходим из того, что все религии должны считаться равноценными и ни при каких условиях не должны быть предметом сравнительных ценностных суждений.

Но факт остается фактом: протестантизм в гораздо большей степени способствует модернизации, чем католицизм, и в первую очередь в Западном полушарии. Конфуцианство гораздо больше способствует модернизации, чем ислам, буддизм и индуизм. Общеизвестны мощный прогресс и динамичное развитие таких конфуцианских стран, как Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг. Китай без пяти минут экономика номер один в мире, правда, по многим индикаторам, если их взвешивать пропорционально численности населения, Китай уступает Западной Европе и Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

В 2013 году вышла в свет книга Лоуренса Харрисона «Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма», которую, на мой взгляд, можно издать массовым тиражом в проекте «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». В этой книге подробно анализируются три крупные культуры с наибольшим уровнем культурного капитала – еврейская, конфуцианская и протестантская, а также ряд сравнительно менее крупных и влиятельных этнорелигиозных групп, которые тем не менее вносят существенный вклад в человеческий прогресс.

Неплохо было бы в рамках того же проекта перевести и издать большим тиражом книгу Стивена Пиза «Золотой век еврейских достижений», в которой автор пишет: «Суть дела заключается в том, что культура имеет значение и что не все культуры равны друг другу, как бы нам ни хотелось, чтобы было наоборот. Лучшее понимание культурных ценностей, побуждающих к позитивному поведению, выдающимся дос­тижениям и несомненному вкладу, приносящему выгоду всем нам, будет означать, что успехи евреев не обязательно останутся уникальными. Нам не нужно иметь еврейские гены и обращаться в иудаизм, чтобы по достоинству оценить результаты, достигнутые евреями, и учиться у них». Учиться! Тщательное изучение их исторического, интеллектуального и предпринимательского опыта.

Интересно, что пакистанский исследователь Фаррух Салим написал нашумевшую книгу «Почему евреи так сильны?» и пришел к выводу: образование. В течение тысячелетий евреи первостепенное внимание уделяли воспитанию и обязательному образованию своих детей. Интеллектуальные достижения евреев обогатили все человечество и внесли фундаментальный вклад в общемировой прогресс практически во всех сферах жизнедеятельности людей во всем мире. И Нурсултан Назарбаев практически четверть века неустанно говорил о необходимости культа знаний и что в системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Назарбаев Университет – в этом ряду.

Если мы говорим о культурной открытости, то должны и обязаны самым пристальным образом изучать и перенимать опыт жизнедеятельности народов той самой тридцатки, куда стремимся. Ведь задача, поставленная Главой государства, – это, по сути, коренные изменения ценностных ориентиров, морали, образа жизни.

Упорный труд, сосредоточенность на будущем, образование, успех, достоинство, бережливость и этичное поведение – вот что должно характеризовать каждого казахстанца к середине века. И тогда наша казахстанская культура станет составной частью универсальной культуры прогресса.

Интересен опыт Грузии в модернизации общественного сознания. Они не ставили такую задачу на программном уровне, но у них получилось сломать старые, отжившие стереотипы, тормозящие развитие страны. Всего 15 лет назад Грузия была совершенно другой страной, в которой царили разруха, граж­данские и политические конф­ликты, массовая безработица, тотальная коррупция и уличная преступность. Так называемые воры в законе господствовали во многих сферах, включая политику. В начале нулевых годов провели социологический опрос в нескольких тбилисских школах и выяснилось, что каждый второй выпускник мечтал стать вором в законе, а каждая третья выпускница – женой вора в законе. Сейчас ситуация диаметрально противоположная. Для грузинской молодежи характерны стремление получить элитное образование, знать английский и другие европейские языки.

В стране полностью ликвидирована преступность. Весь криминал либо посадили в тюрьмы, либо выгнали из страны. Если кто-то публично признается, что он вор в законе, то сразу получает 5 лет тюрьмы. В стране провели быстрые и эффективные реформы, привлекли иностранные инвестиции, отреставрировали древнюю столицу Мцхету, построили великолепную набережную в Батуми, автобан, систему двух- и трехзвездочных отелей, создали отличную сферу обслуживания. В Грузию хлынул поток туристов со всего мира (7 млн туристов в год). Произошли заметные изменения на ментальном уровне, в поведении, привычках и традициях. Исчезли коррупция, мздоимство, кумовство. Реформы госаппарата, МВД, судов, налогообложения общеизвестны. В кратчайшие сроки по благоприятствованию бизнес-климата Грузия вышла на 7-е место в мире. Экономический рост ежегодный. И это при том, что Грузия фактически потеряла громадный российский рынок в том объеме, к которому привыкла. В 2008 году, еще до российско-грузинского конфликта, Грузия поставляла свою винную продукцию в 5 стран мира, но в основном в Россию. Сейчас 49 стран мира покупают грузинскую продукцию.

А проводить реформы было непросто, так как Грузия была классическим традиционным обществом со всеми его достоинст­вами и недостатками. Вот что говорил бывший чиновник грузинского правительства Ираклий Чкония в рамках исследовательского проекта «Культура имеет значение»: «Эти (культурные) модели, часто противопоставляемые западному христианству, в особенности протестантизму, включают подчинение авторитету, противодействие инакомыслию, инициативе, нововведениям и социальным изменениям, смиренный коллективизм вместо индивидуализма, акцент на этнической сплоченности, а не на наднациональных связях, изоляционизм, партикуляризм, духовный детерменизм и фатализм. Кроме того, в этот культурный паттерн входит неприятие православием инославного христианского Запада и мусульманского мира – политических соперников православия в прошлом и настоящем».

Повторяю, реформы в Грузии прошли быстро, можно сказать, стремительно. Взять хотя бы упразднение ГАИ, сотрудники которой были в этой стране прит­чей во языцех и бесчинствовали на дорогах. Общественное сознание быстро претерпело транс­формацию, сформировались новые ценности и ориентиры в поведении, морали, этике.

Безусловно, за быстрой модернизацией пришел и своеобразный «откат назад», но это вопрос к политическому лидерству и горячей крови грузинского народа, которую не смогли укротить. Мы должны чутко воспринять этот опыт и иметь в виду, что модернизации не всегда приживаются сразу, надо терпеть, стиснув зубы ради светлого будущего, и продолжать активно работать. На акцию всегда есть реакция, которой тоже придется как-то отвечать.

У нас, кажется, появился исторический шанс, когда подул ветер перемен, когда можно сделать все, чтобы наша страна совершила мощнейший рывок и зажила так же, как живут самые развитые государства мира. У нас для этого есть все: и ресурс­ная рента, которая генерирует доходы, и 50% молодых людей от всего населения страны, целое поколение Назарбаева, которое еще восприимчиво ко всем переменам и реформам и имеет силы на них. Так я вижу новый общест­венный договор – реформы и модернизация во благо всех и каждого. В конечном счете, чтобы выйти из «ловушки среднего дохода», нам нужно проявить небывалую смекалку, которой всегда отличался наш народ. Когда еще у нас будет такой шанс?

Популярное

Все
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Создание самостоятельных кассационных судов: на чем сосредоточится Верховный суд?
Чтобы город стал красивее и ярче
В Казахстане зафиксирован рекордный рост ВВП – 6,2%
Нелегальный алкоголь на сотни миллионов
Износ оказался отнюдь не критичным
ШОС: подчеркнута приверженность развитию диалога
Алмагуль Батталиева: Благодарю за поддержку!
Не обивая пороги инстанций
На финишной прямой
Чтобы кошка вернулась домой
Без воды, дорог и с проводами на земле
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательства и деятельности экспортно-кредитного агентства
Один хозяин – порядка больше
В очередь к водовозу
Когда в ответе за две жизни
Одна команда – одна победа
Распоряжения Главы государства об освобождении от должности
Оживает войлок в руках мастериц
Честь превыше всего
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Сильная жара накроет Казахстан
Развитие цифровых сервисов обсудил Бектенов с гендиректором «Яндекс Global»
На съезде профсоюзов в Астане утвердили Резолюцию в поддержку реформ Токаева
Более 40 человек эвакуировали при пожаре в Шымкенте
25-летнюю теннисистку из Индии застрелил ее отец
Испанский бизнес проявляет интерес к туризму и геологоразведке в Казахстане
Президент Международного аэропорта Алматы Гокер Косе провёл встречу с главой ICAO Сальваторе Шаккитано
Подростки сожгли детскую площадку в Жезказгане
Депутаты ознакомились с работой завода по производству топлива для АЭС
Касым-Жомарт Токаев принял участие в запуске суперкомпьютера
Токаев поздравил Президента Монголии с праздником Наадам
Вместо хаджа: аксакал из Павлодара отдал свои накопления особенным детям
Угледобывающая компания «Богатырь Комир» занизила КПН на 777 млн тенге
Протокол о сотрудничестве в туризме между странами ШОС подписали в Китае
Сегодня в Казахстане отмечается День работников водного хозяйства
После каждого казахстанца образуется около 15 кг пластика ежегодно
Землю на 100 млн тенге вернули в госсобственность в области Жетісу
Объявлен бой наркокурьерам
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Закон Республики Казахстан
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Из Рабочего поселка – в Париж
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан

Читайте также

Чеснок на экспорт
Изменить мир к лучшему
Укреплять интеллектуальный потенциал страны
Чистый четверг: с любовью к родной земле

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]