Зайцы штрафов не боятся

5415
Елена Ульянкина

Почему в общественном транспорте Караганды стало много безбилетников?

рисунок Николая Веревочкина

Уже больше года в общественном транс­порте Караганды и городов-спутников действует электронная система оплаты проезда. При этом перевозчики убрали из автобусов кондукторов, посчитав их лишним звеном между собой и пассажирами. Понадеялись на сознательность населения.

Решили, что каждый пассажир будет добросовестно прикладывать свою транспортную карту к валидатору, сканировать QR-код или отправлять SMS для оплаты проезда. Но не тут-то было. Зайцев в городских и пригородных автобусах становится все больше.

Пассажиры по-разному увиливают от оплаты проезда. Одни просто проходят мимо валидатора, притворяясь, что не замечают его. Другие прикладывают к терминалу транспортную карту и делают вид, будто транзакция прошла, хотя звуковой и световой сигналы сообщают об обратном. Третьи, те, кто предпочитает карте QR-код, не сканируют его и не нажимают кнопку «оплатить» на своем смартфоне до тех пор, пока в салоне не появится контролер.

– В наших автобусах очень много зайцев. В этом году их стало еще больше, чем в прошлом, – констатирует старший контролер автопарка № 3 Гульнара Жанбиршина. – А знаете почему? Потому что они остаются безнаказанными. Мы, контролеры, не имеем права штрафовать безбилетников. Это дело сотрудников местной полицейской службы. Мы их вызываем, когда ловим зайцев, но они едут очень долго. За это время безбилетники успевают от нас убежать. А иногда такие пассажиры даже распускают руки!

Часто случается так, что за время ожидания наряда полиции заяц одумывается и все-таки оплачивает проезд. В этом случае стражи порядка никаких мер принять не могут. Факт оплаты налицо.

– В таких ситуациях сотрудник полиции нам говорит: «Но пассажир же оплатил проезд!» Да, но это произошло только после проверки, – продолжает Гульнара Жанбиршина. – Если бы нашего контро­лера не оказалось в автобусе, то пассажир бы проехал бесплатно.

Тенденцию к размножению зайцев в общественном транспорте отмечают и контролеры ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» по Карагандинской области. Их можно узнать по ярко-желтым жилетам с логотипом ONAY! С безбилетниками они встречаются часто.

Одни нарушители, приметив контро­лера, без посторонней помощи сканируют QR-код в салоне автобуса или отправляют SMS на короткий номер. Другие не платят, ссылаясь на забывчивость или отсутствие денег на карте. С такими люди в желтых жилетах ведут разъяс­нительные беседы, которые приносят результат. А вот третья категория зайцев самая сложная.

– Редко, но встречаются пассажиры, которые категорически отказываются оплачивать поездку, – рассказывают в ТОО. – Нашим контролерам не всегда удается удержать их до приезда полиции. Задерживать человека мы не имеем права. Однако наряд полиции не приезжает быстро.

Самый эффективный способ борьбы с безбилетниками, по мнению карагандинских контролеров, – с помощью рейдов и штрафов. Одну такую показательную акцию сотрудники местной полицейской службы УП города Караганды и контролеры автопарка № 3 устроили в конце февраля. Они заходили во все подъезжающие автобусы и проверяли транспортные карты, бумажные и электронные билеты.

За четыре часа, в течение которых длился рейд, полицейские составили административные протоколы на 24 зайцев. Всех их оштрафовали за уклонение от оплаты проезда (статья 622 КоАП РК) на 2 МРП, что составляет 7 384 тенге.

– Знаете, в Астане есть такие аппараты, которые блокируют все валидаторы и альтернативные способы оплаты проезда, – говорит старший контролер Гульнара Жанбиршина. – То есть когда контролер входит в автобус, уже никто из пассажиров не имеет возможности «пробить» карту или отсканировать QR-код. В Караганде, к сожалению, таких устройств нет. А они нам нужны. Тогда бы зайцы не могли произвести оплату после проверки контролера, а у полицейских была бы причина их оштрафовать.

Надо признать, что количест­во зайцев растет не только в общест­венном транспорте Караганды. Эта проблема актуальна для всех городов Казахстана, где действует система электронного обилечивания. Судя по публикациям информационных web-порталов, в Астане каждый десятый, а в Алма­ты каждый пятый пассажир «забывает» заплатить за проезд. В прошлом году только в столичных автобусах выявили более 161 тыс. безбилетников.

Такая тенденция ничего хорошего добропорядочным пассажирам не сулит. Ведь чем больше зайцев, тем ниже доходы автопарков. А это ведет к оттоку водителей, экономии на ГСМ, недоремонтам и, как следствие, к уменьшению качест­ва автобусов на линии. Нам это надо?

Популярное

Все
Встречаемся у Иртышского моста
Шаг в развитии местной экономики
В Караганде восстанавливают ливневку
Свыше миллиона гектаров земель возвращено в госсобственность за три года
Продолжается активная борьба с кибермошенничеством
Lexus-невидимка
Миссия Shymkent Hub: внедрение инноваций и формирование стартап-культуры
Одели в новые аквакостюмы
Запущена система водоснабжения
Навести порядок в монополиях
Пространство новых идей и творчества
«Зеленая балка» преображается
Целебная сила степного напитка
Соревновались сильнейшие
Инвестпроекты для села
Вселенная по имени Абай
Необъятен, как душа народа
В соответствии с международными стандартами
Ставка на урожай
Жизнь без фильтров
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
В МВД предупредили о новой схеме мошенничества при бронировании жилья
Все дороги ведут на Алаколь
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Ученица НИШ оказалась в числе победителей международного конкурса писем
В Уральске ликвидирован интернет-магазин по сбыту наркотиков
На какие специальности самый большой спрос в РК
В Шымкенте обновляют изношенные сети и подстанции
В Японии женщины живут дольше
На концерт Дженнифер Лопес в Ереване потратили $7 млн
Поливную воду забирали через потайной канал
Дожди и град ожидаются в Казахстане в ближайшие дни
Казахстан движется в правильном направлении – итоги соцопроса
Казахстанские туристcкие направления будут продвигать в КНР через цифровые платформы
Бухгалтер детсада присвоила миллионы
Причастная к мировому рекорду
Крупнейший энергопроект региона
Жанажол Куанышбек стал победителем юношеского ЧМ по греко-римской борьбе
Глава государства примет участие в конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю
Энергетический разворот: Казахстан меняет правила игры для инвесторов и собственного будущего
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Назначен директор новой Службы КНБ
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
Сенатор Суиндик Алдашев обсудил развитие Мангистауской области с руководством региона

Читайте также

Информацию о выплатах в размере 70 тысяч тенге в Минтруда н…
Одели в новые аквакостюмы
500 детей из регионов посетят Астану в рамках соцпроекта
Восьмилетний мальчик чинит мобильные телефоны в Туркестанск…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]