
Одна из таких легенд связывает три из наиболее известных в регионе памятников зодчества – мавзолеи Карахана, Айша-биби и Бабаджи-хатун, чудом сохранившиеся до наших дней. Именно они словно магнитом притягивают иностранных туристов и паломников из всех уголков страны, и именно их первыми посетила группа журналистов, ставших участниками пресс-тура, организованного в честь 30-летия Независимости РК государственным историко-культурным заповедником-музеем «Памятники древнего Тараза».
Последняя обитель правителя
О мазаре правителя древнего города, по одной из версий считающегося потомком основателя династии Караханидов Абдукарима Сатук Бограхана – Шаха Махмуда Карахана, которого также называли Аулие-Ата, известно, что строение, датированное XI–XII веками, из-за сильного повреждения в 1906-м претерпело заметную реконструкцию. В рамках программы «Культурное наследие» в 2002–2004 годах специалистами РГП «Казреставрация» проведены восстановительные работы, а в 2016–2017 годах сделан текущий ремонт памятника. Но, к примеру, кирпичная кладка все же осталась нетронутой. Снаружи стены сложены из современного кирпича, а изнутри купол и арочные ниши, заканчивающие оконные проемы, – из кирпича караханидского периода.
Экскурсовод Бакдаулет Тажибаев, указывая на лицевую часть здания, рассказал, что фасадная стена мавзолея некогда была украшена терракотовыми кирпичами более 30 видов, и он был под стать другому известному памятнику истории – мавзолею Айша-биби. К сожалению, имя автора затерялось, но творение его рук стало памятником настоящего мастерства.
Погребальное сооружение имеет квадратную форму. Эта портально-купольная конструкция состоит из центрального зала и трех небольших угловых помещений. Четвертый угол занят лестницей, ведущей на крышу. Лицевой частью мавзолей обращен на юг, по краям обрамлен минаретами. Вход в него находится в глубине арки, по обе стороны которой видны по три ниши прямоугольной, квадратной и стрельчатой форм. Сохранилось и надгробие. А в нише портала над входной дверью можно различить надпись на арабском языке, которая повторяет первую строку из священного Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его».
– Наибольший интерес представляет фигурная кладка стен как один из видов геометрического орнамента. В отделке использованы также узоры в виде клеток, квадратов, ромбов и елочек. Более ранних памятников архитектуры с кладкой такого образца на территории Центральной Азии пока не обнаружено, – сказал Бакдаулет Тажибаев.
Мавзолей Карахана расположен в самом сердце областного центра, вдоль одной из его центральных улиц, откуда когда-то была видна усыпальница его возлюбленной. Но прежде чем отправиться к ней, наша группа побывала у рядом стоящего мавзолея известного тюркского военачальника Даутбека, который наряду с мечетью периода раннего ислама входит в комплекс мазара таразского правителя. Это небольшое строение XIII века дошло до наших дней практически в первозданном виде, сохранив основные очертания.
– Изначально мазар имел вид киоска, на четырех полукруглых арках которого держался купол. Арки располагались на бутовом фундаменте. Свой нынешний вид мавзолей приобрел в конце XIX века, – проинформировал экскурсовод.
Мавзолей был укреплен дополнительной кладкой, кирпичная «рубашка» закрыла арочные проходы. Зато у южного прохода появились два ложных минарета. В центре помещения находится трехступенчатое каменное надгробие, на котором арабской вязью высечена надпись. Она была прочитана российским тюркологом и востоковедом, историком и исламоведом Василием Бартольдом. В ней говорится, что «здесь погребен тюркский военачальник, владетель пера и меча, покровитель ислама и правоверных, умерший 31 марта 1262 года». Автор и строитель, к сожалению, учеными не установлены.
А вот раннеисламская мечеть пока закрыта. Как объяснил экскурсовод, доступ к ней временно запрещен из-за слишком узких проходов, где невозможно соблюдать безопасную дистанцию во время карантина.
Памятник вечной любви
Мавзолей Айши-биби, которую в народе называют «вечной невестой», расположен в Жамбылском районе, в 18 км от областного центра. Пожалуй, из всех памятников в регионе этот самый изящный по своей структуре и наружной отделке. Поражает искусность древних мастеров, сумевших создать храм любви непревзойденной красоты. Мавзолей степной красавицы, датированный XI–XII веками, по своему замыслу можно сравнить с индийским Тадж-Махалом: он так же построен в память о великой любви к женщине.
Экскурсовод Жамал Акпан отметила, что мавзолей не имеет аналогов в архитектуре Казахстана и Центральной Азии. Правда, то, что мы видим сегодня – результат реконструкции, проведенной в честь юбилея Тараза в 2002–2005 годах в рамках программы «Культурное наследие». До наших дней сохранился лишь западный фасад оригинального средневекового строения, по которому и был восстановлен весь мазар.
Из-за серьезных разрушений с 1979 года он находился под стеклом. В стены была впущена железная арматура, а доступ к нему ограничен. Но даже тогда, как и сегодня, этот средневековый памятник был широко известен среди местных жителей. Сюда приходили помолиться, попросить о помощи, очистить душу. Особенно популярен он среди представительниц прекрасной половины, которые верят, что дух Айши-биби помогает обрести настоящее женское счастье и познать радость материнства. Даже существует определенный ритуал, ради которого они и приезжают сюда.
– Примечательно, что усыпальница полностью покрыта резными терракотовыми плитками с растительными и геометрическими мотивами в разных сочетаниях. Здесь более 60 видов узоров в виде восьми- и шестиугольных звезд, квадратов и крестов с растительными и геометрическими мотивами, искусно выполненных вручную обычным резцом. Качество их изготовления свидетельствует о высоком уровне мастерства строителей того времени. Благодаря разнообразию плиток при свете солнца кажется, что вся конструкция накрыта восточным ковром, – отметила Жамал Акпан.
Считается, что секрет долговечности такого хрупкого на вид здания заключается в использовании при строительстве древними зодчими арчи. Это дерево из-за большого содержания в стволе смолы обладает высокой прочностью. В прежние времена ее нередко применяли при строительстве мостов и домов, изготовлении домашней утвари, получении древесного угля. Ее качества ценили и умело использовали древние мастера. Есть мнение, что арча в мавзолее играла и антисейсмическую роль. Сегодня на одной из оригинальных колонн сквозь стеклянное окошко размером с терракотовую плитку можно увидеть кусочек этого ценного дерева.
Обойдя кругом, нельзя не заметить по углам мазара богато украшенные, как и стены, колонны. К верху они несколько сужены и декорированы пояском изразцов с растительным орнаментом. Венец колонн выполнен в виде вазы.
В 18-м ряду кладки одной из двух сохранившихся колонн, обрамляющих западную стену мавзолея, видна надпись на арабском языке: «Осень... Тучи... Земля прекрасна...» В короткой поэтической строке, вырезанной куфическим стилем, так много скрытого смысла – о бесконечном цикле времен года, о красоте родного края, о постоянных внутренних переживаниях и о вечной несчастной любви…
Сведений об истории постройки этого уникального памятника пока не обнаружено, но народные предания сохранили несколько вариантов легенды о прекрасной любви.
Самая распространенная из них связана с молодой девушкой, дочерью самаркандского богача, которая под покровом ночи покинула родной дом ради любви к правителю города Тараза. Узнав об этом, ее отец очень разозлился и произнес слова проклятия, согласно которым дочь не сможет перейти последнюю реку на ее пути и встретиться со своим возлюбленным.
Его пожелание сбылось: девушка не доехала до места назначения. На берегу реки, которую впоследствии назвали Аса (Асса), что означает «непреодолимая», ее ужалила ядовитая змея, спрятавшаяся в головном уборе. Узнав об этом от няни Бабаджи-хатун, сопровождавшей красавицу, Карахан незамедлительно выехал на место. Но успел лишь увидеться с ней в последний раз. Когда Карахан склонился над Айшой, девушка открыла глаза, но спасти ее не удалось. В великом горе Карахан приказал похоронить невесту на берегу реки, а над могилой построил мавзолей как памятник большой и печальной любви, символ преданности и верности.
Бабаджа-хатун, горячо любившая свою воспитанницу, тоже сильно переживала утрату. Она поселилась рядом с усыпальницей девушки и на протяжении многих лет до конца своих дней ухаживала за могилой Айши. Пожилая женщина жила в доме под высоким куполом, на месте которого впоследствии и воздвигнут мавзолей. Он расположен всего в 20 шагах от места захоронения ее воспитанницы.
Это беспортальное строение имеет почти кубическую форму. По своей внешней отделке значительно уступает мавзолею вечной невесты, но также является уникальным памятником средневекового зодчества. Его отличает строгость и простота форм, ограниченность декора и высокое качество работ, что и обусловило хорошую сохранность мавзолея. Стены сложены из кирпича. Все, за исключением задней, украшены нишами и розетками. Плоскость западной стены оставлена совершенно гладкой.
Стройность и завершенность мавзолею придает необычный для архитектуры Казахстана купол, имеющий конусообразную форму с 16 гранями. Кладка внутреннего свода купола начинается на высоте 3,8 м.
Главная фасадная стена обращена на восток и содержит парапет с надписью: «Это величественная гробница, называемая Бабаджа-хатун. Строитель ее…» К сожалению, имя мастера, создавшего этот шедевр, неизвестно. Но зато установлено, что долгое время он служил образцом для подражания в последующие периоды развития средневекового зодчества.
– Карахан, согласно легенде, дожил до глубокой старости, не был женат, сохранив верность своей Айше. Перед смертью он построил себе мавзолей в Таразе, откуда была видна гробница его возлюбленной. Именно поэтому считается, что эти мавзолеи связаны между собой незримой нитью, – отметила Жамал Акпан.
Загадки «крайнего камня»
Комплекс Ақыртас расположен в 40 км от Тараза. Сразу замечаешь основное строение – дворцовое крепостное сооружение VIII–XII веков. Его длина составляет 162 м, а ширина – 138,5 м. К тому же объект заметно возвышается над землей. К примеру, высота северо-западной башни достигает 3,15 м. Да и толщина стен говорит сама за себя. Так, ширина северной стены – 5 м.
Обращает на себя внимание и цвет массивных каменных блоков, из которых сложена сохранившаяся часть. Он приближен к темно-красному и бордовому оттенкам. Это красный песчаник. Он тут повсюду. Из него же по четырем углам внешних стен построены закругленные башни. Что касается размеров самих валунов, то они заставляют серьезно задуматься о том, кто и каким образом мог построить такое! Ведь масса блоков варьируется от 100 кг до 10 тонн.
– Примечательно, что здесь учеными не найдено ни одного следа керамики. То есть данное сооружение не выполняло функции караван-сарая и не было местом, где люди вели хозяйственно-бытовую деятельность, – отметила заместитель директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Галия Алимжанова. – Большинство исследователей склоняются к мнению, что здесь был замок или, другими словами, ставка правителя. Территория огромная. В одночасье все не исследуешь. Здесь постоянно работают специалисты «Казреставрации». Ежегодно ими вскрываются все новые и новые детали строения.
Например, все еще вызывает массу вопросов планировка сооружения. Одни ученые предполагали, что некогда здесь располагался несторианский храм. Версия других – буддийский монастырь. Третьи считали, что это мог быть зороастрийский храм.
– Когда археологи изучили планировку каждого помещения, стало ясно, что это крепость. Здесь различаются жилой квартал, духовный центр, где должна была располагаться большая мечеть, а также угловые длинные лабиринты, которые предположительно предназначались для складских помещений либо для оборонительных целей. Каждый год реставраторы поэтапно открывают комнату за комнатой. По их подсчетам, здесь было около 80 помещений, – сказала заместитель директора заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева.
В крепости объединены элементы типичной среднеазиатской и европейской архитектуры. К первой относятся внутренний двор и угловые башни. А вот колонны по периметру зала во внутреннем дворе заимствованы у… римлян!
– Этот стиль свидетельствует, что зодчие однозначно не местного происхождения. Существует версия, что после победы арабов и карлуков над китайской армией в Атлахском сражении было принято решение о строительстве крепости. А как известно, арабы знали особенности как среднеазиатской, так и римской архитектуры, – подчеркнула Анна Крокошева.
Нам также удалось посетить временную резиденцию карлукских правителей. Для этого пришлось подняться в горы. Здание, датированное VIII–IX веками, функционировало как замок. А затем использовалось как караван-сарай. Археологические раскопки на этом месте проводились в начале 2000-х годов. Найдено сырцовое помещение в довольно хорошей сохранности. Кое-где даже различима оригинальная кладка, а в одном месте даже можно увидеть следы от пальцев строителя.
– Крайне редко сохраняется купольная кладка. Здесь же она уцелела, потому что все было засыпано землей и законсервировалось естественным способом, – сказала Анна Крокошева. – Если в археологическом парке «Древний Тараз» жилые помещения сохранились только на уровне 50–60 сантиметров, то здесь стены поднимаются на высоту до 2,3 метра. По ним можно проследить, что каждая комната имела отдельный купол. Благодаря этому сегодня реставраторы могут воссоздать конструкцию всего здания.
Четко прослеживаются основной зал и комнаты, расположенные параллельно друг другу. На месте учеными обнаружены изделия из кости, элементы посуды, украшения, а в стенах – печи. Все это свидетельствует о том, что помещения были жилыми, к тому же отапливались зимой.
В нескольких метрах от замка находился караван-сарай, где проживал гарнизон, охранявший правителя. Комнаты внутри него были удлиненными, казарменного типа. В восточной стене – потайной подземный ход на случай нападения врага. По нему охрана могла быстро прийти на помощь правителю.
В четырех сотнях метров от главного сооружения находится каменоломня.
– В XX веке инженер Виктор Луппорт сделал расчеты, согласно которым объем блоков, добытых на каменоломне, не совпал с тем, что использован при строительстве Ақыртаса. Отсюда извлечено гораздо больше камней. Куда делась недостающая их часть, для науки до сих пор остается загадкой, – сказала Анна Крокошева.
Также непонятно, каким образом эти блоки перемещали. Учеными не найдено следов транспортировки. Нет ни одной борозды с места добычи до места строительства. Если бы их спускали на деревянных валах, осталась бы траншея.
По словам Анны Крокошевой, не могли сплавлять блоки и по воде. Судя по руслу пересохшей внизу реки, даже в то время она была слишком маловодной. Есть версия, что камни перебрасывали. Но тогда нужны приспособления, а их остатков тоже не обнаружено.
Что касается способа вырубки блоков, то установлено: древние зодчие пользовались деревянными клиньями, которые вбивали в отверстия. Их поливали водой, после чего дерево расширялось и раскалывало камень.
– На камнях отчетливо видны насечки разных форм, – показала Анна Крокошева. – Считается, что это отметки для строителей. Поскольку в средние века не использовался связующий гипсовый раствор между камнями, необходимо было тщательно подгонять блоки друг к другу гранями. Камни отмечались разными насечками: галочками, крестиками, квадратиками, черточками.
Исследователями также не найдено ни одного инструмента, которые применялись древними строителями. Можно лишь отметить, что на поверхности блоков остались следы, напоминающие те, что остаются от долота и сверла. Некоторые камни вытесаны в форме корыта, отсюда и название самого сооружения.
«Ақыр» означает «корыто или ясли для животных», «тас» – «камень». Существует еще одна версия перевода, согласно которой «Ақыртас» – «крайний камень».
– Имеется в виду место, до которого слышен голос. Действительно, здесь заканчивается цепь сигнальных башен, которая тянется от Тараза в сторону Туркестана и Сайрама, – сказала Анна Крокошева, показывая на гору. – В этом месте, на возвышенности напротив крепости находится последняя башня, оповещавшая о приближении врага.