Золотые секреты древних курганов Статьи 9 октября 2020 г. 7:51 11658 Галина Вологодская Барс, грифон и бусинкаСреди археологов за профессором Абдешем Толеубаевым закрепился имидж везунчика. Кто-то может вести раскопки годами и в лучшем случае выудит осколки древней керамики. А у профессора КазНУ им. аль-Фараби чуть ли не каждый сезон сенсация. Достаточно вспомнить Золотого человека, найденного его экспедицией в 2003 году в Шиликтинской долине!Это лето не стало исключением. Сам ученый, обычно избегающий громких заявлений, назвал результат раскопок элитного сакского кургана в долине Елеке сазы уникальным. Среди находок – золотые украшения в виде оленей, грифонов, барсов, подвески, цепочки, навершия... Часть выполнена из дерева, обернутого золотой фольгой, часть – из листового золота, инкрустированного сердоликом. Всего найдено порядка 850 предметов!– Настоящую удачу принесли раскопки элитарного кургана диаметром более 140 метров, – рассказал Абдеш Ташкенович. – Вероятно, это погребение вождя. Курган, к сожалению, грабили, причем не раз. Но под каменной кладкой, в стороне от погребальной камеры, сохранился настоящий клад, грабители его не заметили. Мы нашли золотые украшения, элементы конской упряжи. Думаю, это подношения аруахам – духам предков. Согласно сакским обычаям, погребение вельможи долгое время оставалось местом поклонения, и люди туда несли дары. Все изделия очень интересные. Украшения выполнены в знаменитом зверином стиле и датируются IV–V веками до н. э. Изумительной является бляшка, стилизованная под барса с большими ушами. К лапам мифологического животного прикреплены подвески-колокольчики. Не меньший интерес представляют подвески, стилизованные под «ушастых» кошачьих, с цепочками и сердоликовыми бусинами, а также пряжки в виде грифонов с расправленными крыльями и колокольчиков с рисунком зернью. По словам профессора, фигурки с такими гипертрофированными ушами прежде никогда не встречались. С одной стороны, они лишний раз свидетельствуют о богатой мифологии скифо-сакских племен, живших на Казахстанском Алтае. С другой, указывают на высокий уровень ювелирного дела, когда каждый мастер работал в оригинальной неповторимой манере.– Недалеко от кургана мы нашли кузницу и керамику, – пояснил археолог. – Похоже, здесь и делали украшения. Конечно, находки были и раньше, но в основном раскапывали предметы из дерева, обернутые тонкой золотой фольгой, часто лишь фрагменты. А здесь все прекрасно сохранилось и выполнено из толстого листового золота.В центре историиВсе находки переданы Восточно-Казахстанскому областному историко-краеведческому музею для пополнения коллекции скифо-сакского периода. По словам профессора, главные тайны долины Елеке сазы еще впереди, в целом здесь около 300 погребений, а значит, работы для исследователей непочатый край.– Самая яркая страница в истории Евразии – это скифо-сакский период, – выразил убеждение археолог. – На Алтае климат и сама природа были очень благоприятными для жизни. Неудивительно, что с начала первого тысячелетия до нашей эры здесь расцвела культура, оставившая после себя большое количество величественных памятников. Например, в Шиликтинской долине Зайсанского района выявлено и задокументировано около 300 погребений, в том числе свыше 50 – элитарных, скифо-сакских. Часть из них в 1960-х годах была раскопана экспедицией под руководством Сергея Черникова. Специалисты нашли золотые бляшки в виде барсов, грифонов с туловищем змеи, оленей с переплетенными рогами, рыб и других мифологических существ. Каждая стала сенсацией и заставила заговорить о «царской» долине на востоке Казахстана. В 2003 году громкие открытия в той же долине сделал Абдеш Толеубаев. При раскопках кургана Байгетобе было обнаружено погребение вождя в одежде, богато украшенной пластинами из самородного золота. В целом 4 303 изделия в зверином стиле – барсы, архары, медведи… Плюс пятиугольная звезда, считавшаяся символом власти. Отечественные историки получили богатейший дополнительный фактаж о культуре саков на Казахстанском Алтае. А европейцы пополнили знания о древнем народе, с которого началось продвижение кочевников на запад. В своей книге «Раннесакская шиликтинская культура» Абдеш Ташкенович пишет с иронией: «История раскопок многих скифских и сакских курганов связана с легендами, мифами и приключениями. «Царские» курганы зачастую связывают с изделиями из золота, а археология в глазах многих – это кладоискательство».Такие представления – это, конечно, ерунда. Золотые артефакты волнуют исследователей ровно в той мере, в какой они могут рассказать о знаниях, технологиях, представлениях, общественном устройстве предков. В археологии вообще делать нечего без научного фанатизма. Одно то, сколько терпения и оптимизма требуется при раскопках больших курганов – отдельная история. Причем надежды экспедиции могут не оправдаться – зачастую попадаются уже грабленые захоронения, и не по одному разу. – Раскопки всегда дают четкий рисунок того, как строилось сооружение, – пояснил профессор. – Один из элементов сакских элитарных курганов – дромосы, или ходы, связывающие гробницу с внешним миром. По ним умерших проносили в погребальную камеру, совершали последние обряды, укладывали плотную крышу из бревен и засыпали все сооружение крупным битым камнем. Сверху еще делали накат из глины, грунта и снова «облицовывали» камнями. Если мы видим, что структура нарушена и дромос поврежден, это плохой признак. Ученые, словно детективы, могут реконструировать картину древнего преступления. Как правило, следы, оставленные злоумышленниками, свидетельствуют об их страшной спешке. Они проникали вслепую, наугад, дрожа перед возможным обвалом и опасностью быть застигнутыми на месте. Лихорадочно стаскивали крупные ценные предметы и одежду с золотыми нашивками, теряли их в темноте и не тратили время на поиск. Этим и объясняются многочисленные случаи, когда украшения находили по разным уголкам погребения и в разных слоях земли. Можно только догадываться, какими словами в такие минуты археологи поминали безвестных воришек. Но… что сделано, то сделано, прошлого не воротишь. – В нашем деле большую роль играет госпожа Удача, – отметил профессор. – Бывает, один год выдается «урожайным», а в последующие несколько сезонов, несмотря на месяцы упорной работы, натыкаешься на полностью разграбленные памятники. Но я также убежден, что во многом успех зависит от профессионального опыта и внутреннего чутья.Дорого-богатоСреди сокровищ, раскопанных археологами в сакральных долинах Восточного Казахстана, есть поистине уникальные. Например, в кургане Бейгетобе Шиликтинского некрополя ученые обнаружили в единственном экземпляре пятиконечную золотую звезду. До этого что-то похожее находили только в Крыму – в сережке из Ольвии, датируемой VI веком до н. э., а также в «золотом» кургане, раскопанном под Симферополем. У шиликтинской звезды середина представляет собой вставку из рога, а лучи – вставки из темно-синего лазурита. Причем непонятно, как они держатся, ведь механических креплений нет, а суперклей, понятное дело, тогда еще не выпускали. Края лучей обрамлены тонкой полоской из золота. Тыльная часть и края пуговки обернуты золотым листом. На оборотной стороне – золотая петелька. В том же кургане исследователи расчистили множество ажурных литых бляшек в виде двух соприкасающихся мордами горных козлов. Глаза, рот, нос, уши инкрустированы бирюзой. Издали украшения напоминают парящего орла – ясно видны голова и закругленный клюв, крылья – это шеи горных козлов, перья – одновременно мускулы архаров. Облик экспрессивный, динамичный. Это какой художественной фантазией и мастерством обладали 2,5 тыс. лет назад ювелиры, чтобы создать такой образ! На обратной стороне изделий припаяно по 3 колечка, свернутых из полосок золота. Петельки установлены с таким расчетом, чтобы пришитые украшения надежно держались на одежде.Один из самых распространенных образов, используемых скифо-саками, – это образ оленя. В курганах Казахстанского Алтая начиная с XIX века нашли десятки, если не сотни золотых бляшек, наверший, накладок, пряжек в виде этих животных. Есть изделия в виде двух животных с переплетенными рогами, в виде оленя с короной-ветвями, с рогами в виде длинной волнообразной полосы. Животные изображены в прыжке, в покое, многие – в состоянии напряжения, с приподнятыми мордами, навостренными ушами, рельефной мускулатурой. По мнению профессора, олени символизировали у саков культ плодородия, их корона – олицетворение древа жизни и в целом идеи рождения и роста. – В 2016 году при раскопках в Шиликтах мы нашли стилизованное украшение в виде грифона из тонкого листового золота, – рассказал археолог. – Клюв подчеркнуто изогнутый, глаза большие. Тело, крылья и хвост выполнены в виде стеблеобразной полосы. При тщательном рассмотрении в стилизованном кольце можно разглядеть змею, вцепившуюся в лапу орла. Хвост змеи одновременно образует нижнюю часть тела птицы. На мой взгляд, мастера воплотили в украшении мифологию саков о борьбе двух начал – земного и небесного или, возможно, двух стихий – земли и неба. Все украшения удивляют художественным замыслом, многие не имеют аналогов в скифо-сакском культурном пространстве.Для изучения технологии древних мастеров Казахстанского Алтая был приглашен известный исследователь из Санкт-Петербурга, сотрудник Эрмитажа Рафаэль Минасян. По его заключению, часть изделий отлита с матрицы, вырезанной ножом из дерева, литейную поверхность ювелиры зачищали тонким абразивным материалом. Мелкие украшения, как правило, делали из полосок листового золота, а также из проволоки. Для получения трубчатого бисера использовали узкие полоски фольги, которые скручивали. Самый интригующий и возбуждающий научный интерес момент – это то, каким образом умельцы 2,5 тыс. лет назад проводили микропайку. Как, например, паяли шаровидные бляшки диаметром 1–2 мм и весом не больше 10 мг? Или как к украшениям в виде мифологических барсов или тигров, найденным в этом году в Елеке сазы, прикрепили крохотные подвески-бубенчики? По мнению специалиста, сакские мастера использовали раскаленные угольки, а жар раздували через трубочку. Таким образом, без других приспособлений, проводили деликатную пайку все ювелиры еще в XI веке. – Чтобы не смахнуть дутьем фигурку с уголька, мастер придерживал ее иголкой, продетой сквозь колечко, – раскрыл детали профессор. – Из-за этого на противоположных краях бляшек часто появлялись деформированные вмятины. Петельки делали из расплющенных и вытянутых зерен золота. Больше всего поражает бисер диаметром 1 миллиметр, к которому припаяны ушки, чтобы пришивать к одежде. Такой тонкий ювелирный процесс невозможен без использования бинокуляра и знания сложных технологических приемов. По большому счету секрет технологии и техники пайки микроскопических золотых украшений не разгадан. Можно только преклоняться перед искусством древних мастеров Казахстанского Алтая.Откуда золото?По заключению ученых, все найденные в курганах золотые изделия изготовлены из россыпного золота, найденного в этих же краях. Начиная от Нарымских гор и до массива Дельбегетей, вдоль всего хребта можно проследить древние выработки по добыче олова, золота и меди. Например, древний рудник Аскаралы в Дельбегетейских горах датируется XVII–XVI веками до н. э. Арабский средневековый географ аль-Идриси в своих записях упоминал, что царь кимаков носил золотую корону и одежду, шитую золотом. О знакомстве казахов и их предков с добычей драгоценного металла свидетельствуют многочисленные топонимы – Алтынқазған (золото копали), Алтынсу (золотая вода), Алтынтау (золотая гора), Алтын шоқы (золотая горка). – Восточный Казахстан с его уникальными запасами цветных металлов являлся центром древнего горнорудного и металлургического производства, – отметил Абдеш Ташкенович. – Древние рудознатцы делали открытые разрезы с выработками-дудками. Иногда древние выработки представляли собой цепочки ям вдоль жилы. Множество следов осталось по рекам Былкылдак, Шар, Буконь, Кулуджун и другим, известным как золотоносные. До сих пор эти места отмечены в госкадастре в числе проявлений россыпного золота.По первым статданным, приведенным российским геологом Владимиром Обручевым в 1911 году, в 1901–1907 годах на Южном Алтае было добыто 4 600 кг золота, здесь встречались самородки весом 1–2 кг и пробой 905–948, то есть высокой чистоты. В 1912 году в Кокпектинском районе на Касаткинском ключе нашли самородок в 6,5 кг, а в 1914 году в Курчумском районе на ручье Караоткель вымыли золотую «конскую голову» весом 16,8 кг.С давних пор было известно о запасах драгметалла в Зайсанском районе. В отчете поисковых партий по Алтайскому горному округу за 1850 год инженер-геолог Александр Татаринов писал, что в золотых россыпных месторождениях Семипалатинского региона золотоносные слои располагаются неглубоко, «всего около четверти аршина», пробы высокие, речной воды для промывки достаточно.– В составе изделий, обнаруженных в древних погребениях Восточного Казахстана, высок удельный вес серебра, – пояснил профессор. – Но в целом редко встречалось золото ниже 950 пробы. Интересные открытия в свое время сделали геологи в Курчумском районе. Оставили описание сакского захоронения IV–III веков до н. э. с большим количеством украшений из золота. Курчумский район, к слову, по сей день числится на картах как часть золотоносной провинции, и все вместе это лишний раз подтверждает гипотезу, что еще с эпохи палеометалла Восточный Казахстан был центром цветной металлургии. Причем древние рудознатцы, металлурги и ювелиры достигли в своем мастерстве фантастических высот. Геологи и сейчас не могут объяснить, как предки безошибочно находили руду без бурильных станков и химлабораторий. А специалисты по древнему искусству убеждены, что мастерство современных умельцев и рядом не стоит с художественным уровнем, достигнутым в скифо-сакский период.
02:23 Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций
8 апреля 2025 г. 15:17 Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана