Культура

Что стало причиной запустения великого Отрара в XVIII веке, рассказал археолог

В этом году отмечается 50 лет с начала комплексного археологического изучения Отрара. О достигнутых за эти годы результатах и оставшихся белых пятнах мы беседуем с Сериком Акылбеком, известным археологом, заместителем директора по научной работе Отрарского государственного археологического музея-заповедника.   

– Археологическое изучение Отрара, начатое еще в конце XIX века, спорадически производилось до середины ХХ века. Планомерно Отрар начал изучаться с 1969 года, когда была организована Отрарская археологическая экспедиция, а затем, в 1971 году, она была преобразована в Южно-Казахстанскую комплексную археологическую экспедицию (ЮККАЭ). В ее составе под руководством Кемаля Акишева работали маститые специалисты: курганный отряд Нурмуханбетова, ирригационный отряд Грошева, новостроечный отряд Ерзаковича. Экспедиция развернула работы по всему Южному Казахстану с небывалым размахом. Основные усилия были сосредоточены в Отрарском оазисе и его периферии, на левом берегу Сырдарьи до границ Кызылкума и хребта Каратау с его северными предгорьями. Каких же результатов удалось тогда достичь?

– В те годы основные усилия были направлены на накопление археологического материала. В Отраре заложили стратиграфический раскоп, прорезавший всю толщу культурных напластований, что позволило определить время возникновения города, наметить основные периоды его жизни. На территории городища проводились раскопки широкими площадями разновременных слоев, отдельных кварталов, монументальных общественных сооружений, ремесленных мастерских, давших богатый археологический материал, который вместе с историческими данными позволил воссоздать историю этого крупного политического, хозяйственного и культурного центра на юге Казахстана.

Раскопки 1970–1980-х годов шахристана города позволили понять структуру позднесредневекового Отрара. Удалось детально изучить такие шедевры градостроительного искусства, как соборная мечеть, так называемый дворец Бердибека. В рабаде города изучены общественные бани XII и ХIV веков, обнаружен производственный квартал, состоящий из многочисленных мастерских, занимавшихся гончарным ремеслом. Что интересно, промзона Отрара относится к ХIII–XV векам, то есть она возникла уже после монгольского нашествия. Здесь же, на территории рабада, раскопана и изучена кирпичеобжигательная мастерская. А за городом найден некрополь с мавзолеем из жженого кирпича.

Многие объекты, обнаруженные ЮККАЭ, в настоящее время законсервированы и частично реконструированы, представлены взору туристов. Эталонные для многочисленных городищ и поселений региона раскопки были заложены на Костобе южном и Ботайтобе. Данные из них стали основой для датировки и определения характера памятников региона.

– За последние 50 лет раскопки производились также на крупных городищах Отрарского оазиса, таких как Куйрыктобе, Алтынтобе, Мардан-Куик, Кокмардан. Например, на городище Куйрыктобе были раскопаны остатки мечети XII века, одной из древнейших на территории Казахстана. Вполне вероятно, что в этой мечети проповедовал наставник Ходжи Ахмета Яссауи святой Арыстанбаб, чей мавзолей располагается в километре от развалин города. В исторических сочинениях городище Куйрыктобе в одно время фигурировало под названием Кедер…

– Также возможно, что город носил имя святого и назывался Арыстанбаб. Под этим названием городище Куйрыктобе обозначено на карте XIX века. Также «город Арыстанбаб» зафиксирован мной на эпитафии из кладбища Арыстанбаб. Здесь же раскопан дворец тюркских правителей города с богато оформленным интерьером из резных досок. На них изображены сцены из жизни правящей элиты.

В одном из домов Куйрыктобе найдена уникальная вещь – керамическая маска с человеческим лицом. Выдвинута версия, что она использовалась для театральных представлений, а здание, в котором была найдена маска, получило название «Дом актера». Отсюда же происходит еще одна интересная находка. Это глиняный черепок от стенки большого сосуда. Он уникален тем, что вторично использован как писчий материал. На черепок чернилами нанесена надпись – первая сура Корана.

– А существовала ли в действительности отрарская подземная библиотека, о которой ходит так много легенд и слухов? Вполне возможно, что часть древних книг могла быть на глиняных табличках. Тогда неясные сведения о таинственной библиотеке получили бы вещественные подтверждения. Может быть, Вы знаете о находках в городе средневековых или древних книг?

– Легенда об отрарской библиотеке получила широкое распространение благодаря художественной исторической литературе. Однако даже известный исследователь Отрара Кемаль Акишев выдвинул в свое время осторожное предположение о ее возможном существовании. С тех пор многие умы будоражит мысль о том, как ее найти. Сейчас к нам на городище даже приезжают экстрасенсы с категорическими заявлениями о том, что они знают точное местоположение библиотеки. На моей памяти нас посетили три экстрасенса. Но пока, к сожалению, ни одна из их гипотез не нашла подтверждения. Пока нет точных исторических указаний о существовании отрарской библиотеки. За 50 лет археологических исследований на городище никаких следов, указывающих на ее существование, не обнаружено. Возможно, это связано с тем, что культурные слои домонгольского периода города, времени ее предположительного существования, перекрыты многометровой толщей культурных напластований последующих веков. Археологам пока не представляется возможным исследовать эти слои широкими площадями. К примеру, слои домонгольского периода изучены на центральном бугре городища на площади около четверти гектара, тогда как общая площадь центрального бугра составляет 20 гектаров, а рабада – более 200 гектаров.



Для планомерного поиска широкими площадями придется пожертвовать слоями города XII–XVIII веков и потерять таким образом безвозвратно пятивековую историю Отрара, рискуя так и не найти легендарную библиотеку.

Хотя прямых доказательств ее существования не найдено, имеются данные, что в средние века Отрар был центром научной мысли в регионе. Вот и Абу-Наср аль-Фараби – великий ученый – родом из Отрара. К тому же известный востоковед Абсаттар Дербисали выявил более 30 ученых, носивших нисбу аль-Фараби, то есть выходцев из Отрара. Они были деятелями в различных отраслях науки, видными религиозными проповедниками. Среди них был даже изобретатель, который пытался сконструировать летательный аппарат.

Еще одно косвенное свидетельство существования библиотеки содержится в ранее неизвестных рукописях Ходжи Ахмета Яссауи «Дивани хикмет». Одна из них была обнаружена мной в начале 2000-х в книжной коллекции муллы Уалихана из Арыстанбаба (ныне покойного). Другая хранится в фондах Отрарского музея. Я сличил эти две рукописи. Они оказались идентичными по содержанию, но только обнаруженная мною рукопись оказалась более поздней копией. В них имеются несколько хикметов, посвященных наставнику Арыстанбабу. Но самое интересное, что эти хикметы отсутствуют в списках, ранее опубликованных в Ташкенте, Стамбуле и Казани.

В этих ранее неизвестных хикметах приводятся интересные сведения об Отраре. В частности, говорится, что Арыстанбаб выбрал для проживания Отрар потому, что город был «великим и научным» (!). О месте захоронения Арыстанбаба говорится, что он покоится к западу от ворот города под названием «Қабуғ Иаруқ», что на современный казахский язык можно перевести как «Жарақты қақпа», то есть «Бронированные ворота». Исходя из этих косвенных данных, гипотетически можно допустить, что в Отраре было какое-то книгохранилище, характерное для научных центров средневековья. Я хочу через вашу газету обратиться к востоковедам: эти рукописи до сих пор ждут своих исследователей!

– Что действительно, по Вашему мнению, стало причиной запустения Отрара в XVIII веке? Могло ли это быть изменение русла Сырдарьи, опустынивание, недостаток воды в ирригационных каналах, изменение торговых путей? Или же виновато только нашествие джунгар?

– Назвать лишь один фактор причиной запустения города было бы неверным. Угасание его произошло не одномоментно, этот процесс растянулся на века. Поэтому это, скорее, совокупность факторов, среди которых присутствовали и некоторые из тех, что Вы назвали.

В рассматриваемый нами период Сырдарья не меняла свое русло, и не шел процесс опустынивания.

Несомненно, отрицательную роль сыграло открытие морских торговых путей, что привело к деградации наземных. Сухопутные торговые пути значительно уступали по привлекательности морским. Это и опасности, подстерегающие торговцев, множество таможенных барьеров, а также продолжительность времени доставки товаров конечному потребителю. Все это привело к постепенному снижению, а затем и полной остановке движения товаров по этим путям. А города, расположенные на этих дорогах, в том числе и Отрар, стали постепенно экономически чахнуть.

Кроме того, значительный урон экономическому благополучию города нанесли ожесточенные войны, развернувшиеся между шейбанидами и Казахским ханством за обладание присырдарьинскими городами. Противоборствующие стороны не раз осаждали город. А самый сокрушительный удар по хозяйству отрарского оазиса нанес джунгарский хан Аюка, после которого городу не суждено было восстановиться. При осаде города он подверг разрушениям всю ирригационную сеть оазиса, затопив сельскохозяйственную округу города. Это событие значительно ускорило процесс угасания города.

– Как выглядело городище Отрар в 1971 году перед первыми масштабными раскопками, и что изменилось к 2021 году?

– Сейчас на ровной, как стол, поверхности степи выделяется и притягивает взор туристов величественная громада воссозданного Отрара. А на сделанных до начала широкомасштабных раскопок аэрофотоснимках виден заросший бурьяном холм, редкие следы траншей, поставленных первыми археологами Кларе и Черкасовым, воронки, оставшиеся от варварской добычи строительного материала из развалин соборной мечети и дворца Бердибека. В 1971 году почти ничего не было известно о структуре города, занятиях, уровне культуры горожан. Кроме скудных исторических сведений письменных источников о городе мы больше ничего не знали.

За 50 лет упорного труда археологов накопленный материал позволил хорошо понять аспекты социально-экономической и культурной жизни Отрара. Мы, археологи, узнали о принципах застройки позднесредневекового города, характере домостроения, ремеслах, товарно-денежных отношениях, международных связях. Теперь также хорошо известен социальный состав горожан, их хозяйственные занятия, получены сведения о демографии, этнической истории города.

– Каковы, на Ваш взгляд, были другие столь же важные, как ЮККАЭ, этапы изучения Отрара за последние годы?

– Существенный этап в изучении Отрара и памятников оазиса, а также консервации раскопанных объектов связан с работами по проекту ЮНЕСКО – Казахстан – Япония «Сохранение и реставрация древнего городища Отрар в 2001–2004 годах». В работах принимали участие эксперты из Казахстана, Германии, Великобритании, Японии, Бельгии, Италии. За эти годы была проделана большая работа по документации наследия самого Отрара и памятников оазиса.

Основными объектами консервации стали мечеть конца XIV – начала XV, баня XIII–XV веков, а также гончарные мастерские, квартал XVI–XVIII веков, участок городской стены.

Важным продолжением этих и предыдущих исследований отрарского оазиса стал проект «Возрождение древнего Отрара» в рамках государственной программы «Культурное наследие Казахстана», реализованной в 2006–2009 годах. Он был нацелен на раскопки и научные исследования оазиса, а также на консервацию памятников, их музеефикацию и включение в систему местных и международных туристических маршрутов. Продолжились работы по консервации мечети конца XIV – начала XV, городских кварталов XVI–XVII, XI–XII веков, стены на городище Отрар, а также консервационные работы на городищах Куйрыктобе и Мардан-Куик. Была произведена полная реконструкция дома гончара на рабаде.

В 2007–2014 годах была раскопана въездная группа шахристана, выше названная как «Жарақты қақпа», а также прилегающие к воротам городские стены на протяжении около 100 метров. За раскопками сразу же последовали консервационные работы с частичной реконструкцией (восстановлена наземная часть внешних ворот входной группы).

– Существует ли сейчас долговременный план раскопок Отрара, и какой конечный результат предполагают археологи?

– В настоящее время реализуется трехлетний план исследований Отрара с последующей консервацией и реставрацией и частичной реконструкцией раскопанных объектов. Затем последует музеефикация реконструированных объектов. Таким образом, в конечном результате на городище будет создан музей под открытым небом. Использование методов реконструкции и конструирования при актуализации вскрытых объектов в конечном итоге обеспечит сохранность городища, позволит широко презентовать и популяризовать великое культурное наследие Казахстана.
Автор:
Игорь Прохоров
08:15, 21 Октября 2021
0
6981
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное