- В этом году Казахстан переходит на 12-летнее образование. Как известно, такая система давно успешно внедрена в Израиле, учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в 20-30 числах июня. Наши школьники также будут уходить на каникулы в середине июня, в связи с введением пятидневки. Какие рекомендации вы могли бы дать по поводу перехода на 12-летнюю систему общего образования?- Переход к 12-летнему обучению в Казахстане – отличная новость, большой плюс. Ученики нуждаются во времени для внутреннего созревания и развития, чтобы быть хорошо подготовленными к прощанию со школой и выходу в конкуренцию на мировом рынке. Кроме того, распределение учебной программы в течение 12 лет школы дает возможность добавлять содержание, темы и вопросы, которые имеют важное значение для оптимального развития выпускников, такие, как вопросы, связанные с личной и национальной идентичностью, солидарностью, активной гражданской позицией и вовлеченностью в общество.
- МОН РК проводит ряд реформ, связанных с улучшением качества образования казахстанцев, например, переход к трехъязычному обучению. Очень важную роль в этом, конечно, играют кадры. Расскажите, пожалуйста, насколько востребованной является профессия учителя/педагога в Израиле? Как готовят в вашей стране профессионалов в сфере образования? - Израиль сегодня находится в центре огромной реформы в области педагогического образования. Изменения происходят на трех основных уровнях.
Во-первых, это понимание того, что преподавание не обязательно должно быть карьерой на всю жизнь. Израиль предлагает молодым людям возможность начать карьеру в сфере образования в качестве учителей, с обязательством предполагать профессиональную мобильность примерно через пять лет.
Во-вторых - переподготовка взрослых ученых в возрасте около сорока лет, которые стремятся сделать свою жизнь более интересной.
В-третьих, сочетание педагога и исследователя, которое связывает систему образования средней школы с академическим образованием. Таким образом, студент докторантуры (PhD) по физике может работать неполный рабочий день учителем физики в средней школе. Школьники получают пользу от работы с выдающимся молодым учителем; студент PhD получает зарплату - стипендию.
Есть еще много дополнительных отличных программ, предназначенных для поощрения лучших из молодых людей выбирать профессию учителя.
- Есть ли данные о том, сколько студентов из Казахстана обучаются в университетах Израиля? Насколько легко им поступить?- В настоящее время, к сожалению, не существует хорошо упорядоченной информации о студентах из Казахстана, обучающихся в Израиле.
Система высшего образования в Израиле делится на две части. Это университеты, которые сосредоточены на исследованиях. Стандарты приема являются жесткими, требуется аттестат зрелости с высокой оценкой и результатами прохождения психометрического экзамена. И колледжи, которые направлены на профессиональную подготовку в таких областях, как право, бухгалтерский учет, экономика и деловое администрирование, инженерия и многое другое. Большинство колледжей позволяют студентам совмещать учебу с работой. Требования к поступающим являются более гибкими.
Отмечу также, что в настоящее время не существует специальных двусторонних образовательных программ между Израилем и Казахстаном, и это неправильно.
- За Израилем уже давно закрепился бренд "Startup Nation". Это также будет одной из тем предстоящего круглого стола. Опыт развития израильской стартап-индустрии стараются перенять во всем мире. Какова была роль образования в создании "страны стартапов"?- Превращение Израиля в "нацию стартапов", на самом деле, имеет множество системных предпосылок, кроме качественного образования. Это и благоприятный инвестиционный климат, и технический потенциал, и политическая воля руководства, а также многое другое. Однако, без сильной системы образования столь динамичное развитие страны было бы невозможно. При построении такой системы, на мой взгляд, нужно сконцентрироваться на нескольких сферах влияния, как создание системы предпринимательского образования - что и позволяет со временем увеличить количество запускаемых в стране стартапов. Обучение молодежи предпринимательству направлено на то, чтобы помочь подрастающему поколению выявить имеющиеся возможности, развить свои предпринимательские качества и приобрести практические навыки.
Также необходимо сосредоточение на вопросе "почему", вместо того, чтобы, как и большинство образовательных систем, сосредотачиваться на вопросах: "что" и "как".
Изменение подхода к оценкам и аттестации, переключение с экзаменов, которые проверяют запоминание, к тестированию понимания. Это значит – нужно отказываться от бессмысленной зубрежки, что позволит школьникам освободить время для изучения нового материала и для лабораторных исследований.
Необходимо понимать глубокую связь обучения и его актуальности.
- В Казахстане сегодня тоже стараются развивать стартапы, внедрять предпринимательское образование и развивать предпринимательское мышление у молодежи. Что вы посоветуете в этом плане нашей стране?- Я не даю советов, но мог бы пожелать вашей стране, как и любой другой, придерживаться "осмысленного обучения". Полагаю, что реформа, названная "осмысленное обучение", является основой для создания изменений. Вместе с этим необходимо сосредоточиться на развитии личных возможностей молодежи, развитии широкого спектра областей превосходства, усиливать их личную свободу и чувство выбора. Система обучения должна способствовать проявлению индивидуальности и инициативы, поощрять предпринимательское мышление. Внедрять это можно, в первую очередь, в предпринимательских университетах, которые, я знаю, сейчас появляются в вашей стране. Один из первых – Almaty Management University (AlmaU), по приглашению которого я в ближайшие дни приеду в Казахстан. А 8 сентября этого года я планирую принять участие в круглом столе "Перспективные модели развития образования", организуемом в Астане Национальной Палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" и AlmaU. Думаю, что это поможет мне лучше познакомиться с системой образования в вашей стране.