Акцент –на машиностроение

1506
Даурен МОЛДАХМЕТОВ
Первые успехи

Государственная программа по индустриально-инновационному развитию (ГПИИР) на 2015–2019 годы направлена на развитие промышленности с учетом новых возможностей и уроков первой пятилетки индустриализации. По результатам анализа были выбраны шесть приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, на которые и будет сделан основной акцент. Среди них – производство железнодорожной техники.

В рамках первой пятилетки ГП ФИИР была разработана отраслевая Программа развития машиностроения РК на 2010–2014 годы. Являясь крупнейшим представителем транспортного рынка страны, АО "НК "ҚТЖ" принимало самое активное участие в ее реализации. Так, в 2009 году компанией была принята Программа увеличения доли казахстанского содержания в закупках. Ее цель – содействие развитию промышленного и экспортного потенциала республики путем увеличения доли отечественной продукции в общем объеме закупаемых для нужд АО "НК "ҚТЖ" товарно-материальных ценностей. В ходе реализации программы было достигнуто увеличение отечественной железнодорожной продукции в 12 раз по сравнению с 2009 годом (с 16,6 млрд тенге до 200 млрд), а также рост осваиваемой отечественными товаропроизводителями номенклатуры железнодорожной продукции с 2 185 наименований до 5 120.

Таким образом, была заложена основа дальнейшего развития отечественного железнодорожного машиностроения и освоения новых производств, запущен процесс диверсификации отрасли за счет ускоренного внедрения технологий, увеличения экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций.

– Первая пятилетка индустриализации дала бесценный опыт успешного антикризисного реагирования не только индустрии в целом, но и нашим предприятиям, которые смогли продемонстрировать эффективность управления и планирования в трудных условиях глобального кризиса, – отмечает председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.

На сегодня значительная потребность страны в машиностроительной продукции все еще удовлетворяется за счет импорта. Однако в условиях глобализации мировой экономики производство всей номенклатуры для покрытия внутреннего рынка в стране практически невозможно. Понимая целесообразность концентрирования на производстве продукции, имеющей не только внутренний спрос, но и экспортный потенциал, в рамках ГПИИР были поддержаны крупные проекты по выпуску подвижного состава и продукции металлургии, значимые для развития железнодорожной отрасли. Так, в стране за последние 5 лет был налажен выпуск локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, рельсов, стрелочных переводов, цельнокатаных колес и крупного вагонного литья. В сфере машиностроения выпуск железнодорожных вагонов вырос в пятилетку индустриализации в 10 раз, дизельных локомотивов – в 2,5 раза.

Проекты в действии

Одним из ярких примеров железнодорожного машиностроения стал завод по сборке локомотивов нового поколения по технологии компании General Electric – АО "Локомотив құрастыру зауыты". С момента начала работы заводом произведено около 290 локомотивов, в том числе 42 единицы в 2014 году, создано более 1 000 новых рабочих мест. В плане выхода на внешние рынки завод также развивает свой потенциал. Так, покупателями современных локомотивов серии Evolution, произведенных в РК, стали Украина, Таджикистан, Кыргызстан. Ведутся переговоры и с другими железнодорожными администрациями.

Местом приписки казахстанского тепловоза ТЭ33А, отправленного на экспорт осенью прошлого года, стала столица Республики Туркменистан – город Ашхабад. В общей сложности, после определения грузопотока поездов на новом участке, Туркменская железная дорога планирует закуп до 18 единиц тепловозов казахстанской сборки.

На заводе в Астане ожидается также выпуск пассажирских тепловозов ТЭП33А. Техничес­кое задание по ним разработано и утверждено казахстанскими специалистами и ведущими инженерами компании General Electric, по лицензии которой и ведется изготовление тяговой машины.

Выпуск электровозов

В Казахстане также активно ведется работа по производству современных электровозов на совместном казахстано-французском заводе ТОО "Электровоз құрастыру зауыты". С начала реализации проекта в эксплуатацию было передано 26 этих машин, из них 14 единиц – в прошлом году.

Работа на предприятии сосредоточена на освоении новых деталей и узлов для отечественных электровозов. В рамках первого этапа локализации проводятся сварочные работы кузова и рамы электровоза, отдельная локализация тележки электровоза в сборе производится в АО "Локомотив құрастыру зауыты". Напомним, что год назад в Баку был заключен договор на поставку 50 единиц грузовых электровозов для азербайджанских железных дорог.

Французский концерн Alstom в декаб­ре прошлого года приобрел у компании "Қазақстан темір жолы" 25% акций в совместном предприятии – "Электровоз құрастыру зауыты". Соответствующее соглашение было подписано президентом АО "НК "ҚТЖ" Аскаром Маминым и президентом AlstomTransport Анри Пупаром-Лафаржем. Это соглашение позволит расширить сферу деятельности предприятия и создать на его базе центр технического обслуживания. На территории предприятия будет организовано производство тяговых трансформаторов для электровозов. Отечественный завод станет крупным поставщиком данных комплектующих для Alstom за рубежом.

Как отметил Анри Пупар-Лафарж, увеличивая долю участия в совместном заводе, Alstom демонстрирует уверенность в инвестиционной привлекательности Казахстана и вносит вклад в локализацию новых технологий, которые позволят не только удовлетворить нужды страны, но и сделают ее региональным центром обслуживания электровозов для стран Евразийского экономического союза и СНГ.

Обновляя пассажирский комплекс

Особый интерес вызывает и первый отечественный завод по производству пассажирских вагонов "Тұлпар-Тальго" по технологии испанской компании Patentes TalgoS.L. Казахстан является лидером среди постсоветских стран по обновлению вагонного парка современными высокотехнологичными пассажирскими составами благодаря запуску этого предприятия в 2011 году.

На сегодня освоено производство восьми типов пассажирских вагонов и вагонов технического сопровождения. Сейчас на заводе осваиваются новые этапы сборки, такие как интеграция и сварка кузова подвижного состава. Кроме того, предприятие налаживает выпуск новых типов вагонов с увеличенной шириной кузова. С целью повышения местного содержания изготовление узлов и запасных частей по 150 наименованиям размещено у 19 отечественных товаропроизводителей.

Всего по данному проекту выпущено и успешно курсируют 283 пассажирских вагона, 71 единица из которых сделана в 2014 году. По данным завода, в текущем году планируется начать производство пригородных поездов по технологии компании Patentes TalgoS.L. общей мощностью 100 вагонов ежегодно.

Модернизация продолжается

Что касается грузовых вагонов, то "Казахстанская вагоностроительная компания" по итогам 2014 года выпустила 1 505 единиц подвижного состава. Всего же предприятием было выпущено 4 900 вагонов. Уровень локализации производства на сейчас составляет 86%, а по итогам текущего года планируется достичь уровня 90%. В настоящее время вагоностроители ведут работы по постановке в производство фитинговых платформ и крытых вагонов.

Одним из долгожданных проектов стало освоение производства крупного вагонного литья предприятием АО "Востокмашзавод". Здесь применены новейшие технологии и литейное технологическое оборудование, отвечающее мировым стандартам вакуумно-пленочной формовки. Мощность проекта составит 14 тыс. тонн литья в год, что равно 4 тыс. вагонокомплектам. Предприятием завершена сертификация и запущено серийное производство балки надрессорной, отрабатывается технология отливки рамы боковой. Также освоено производство запасных частей для подвижного.

В рамках ГП ФИИР РК в 2014 году запущено и успешно функционирует производство стрелочных электроприводов Р-80 на алматинском ТОО "КазЭлектроПривод". Продукция данного завода позволит закрыть 100% потребностей в ней внутреннего рынка. От 700 до 1 000 приводов в год будет использовано для новых железнодорожных линий, модернизации и плановой их замены на других участках.

В числе последних крупных проектов программы – Актюбинский рельсобалочный завод – инновационное предприятие, построенное АО "НК "ҚТЖ" совместно с частными инвесторами. Завод обеспечит выпуск термоупрочненных 120-метровых рельсов Р65 по технологии компании Siemens и полностью удовлетворит потребность отрасли в данном виде продукции. Проектная мощность – 200 тыс. тонн рельсов и 230 тыс. тонн сортовой продукции в год. На предприятии создается более 760 новых рабочих мест.

ТОО "Актюбинский рельсобалочный завод" была достигнута договоренность об участии казахстанского предприятия в государственном тендере на поставку рельсов в Турк­менистан для строительства железной дороги протяженностью 36 км. Кроме того, по итогам проведенных переговоров с одной из туркменских строительных компаний подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому предприятие из Туркменистана планирует закуп 5 000 тонн среднего фасонного проката на сумму 450 млн тенге.

Нужна диверсификация

В рамках второй пятилетки ГПИИР прогнозируется рост промышленного производства на 5,5% к 2019 году. Но для этого, по мнению экспертов, нужна диверсификация производства, то есть расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение выпуска новых видов продукции. Оте­чественному бизнесу в рамках второй пятилетки ГПИИР необходимо завоевывать в первую очередь ближайшие рынки: Россию, Центральную Азию и Китай.

– Сегодня 40 процентов от всего импорта Казахстана составляет машиностроительная продукция, а это 20 миллиардов долларов ежегодно, – отмечает М. Пшембаев. – Правительство поддержало инициативы Союза машиностроителей о разработке в Казахстане закона об офсетной политике. В ближайшее время мы намерены внести в Парламент данный законопроект, предусмот­рев в нем следующие обязательства иностранной стороны: трансферт технологий, инвестиции в НИОКР, открытие совместного производства и его локализацию на территории страны-импортера.

Популярное

Все
Мир, который принимает тебя
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
Путешествие в закулисье
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Библиотеки нового поколения
Рейды против загрязнения города
Рыбаки приветствуют путешественников
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
В объективе камеры – глубинка
Прощай, Владимир Иванович!
Факультету журналистики ЕНУ – 15 лет
Интерпретировать, объяснять, расставлять акценты
Распоряжение Главы государства о назначении
Указ Президента Республики Казахстан о назначении
Указ Президента Республики Казахстан О мерах по совершенствованию системы государственного управления
Закон Республики Казахстан О территориальной обороне Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности фондов целевого капитала и эндаумент-фондов (целевых капиталов), а также экологически неблагополучных территорий казахстанской части Приаралья
Закон Республики Казахстан О фондах целевого капитала и эндаумент-фондах (целевых капиталах)
Территория впечатлений
Восстановление справедливости
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Казахстан ввёл запрет на полёты над шестью странами Ближнего Востока
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

В пилотном режиме
Юные спасатели Казахстана — в числе лучших на соревнованиях…
МЦРИАП упростил участие отечественных стартапов в госзакупк…
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]