Қазақша сөйлесеміз!

2946
Асет Калымов, Алматинская область

Интерактив – научный термин, означающий взаимодействие учителя и ученика посредством диалога, насыщение занятий живым общением, творчеством. Интерактивные программы и игры помогают снять у детей психологические барьеры и повысить интерес к предмету. В частности, при обучении языкам такие методики позволяют быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, учат правильно произносить слова и бегло говорить.

Сегодня преподаватели казахского языка используют различные виды и формы интерактива: ролевые игры, работу в парах и группах, мультимедийные презентации. Так, воспитатели талдыкорганского детского сада № 45 разработали собственную обучающую программу, адаптированную для дошкольников. Как рассказала заведующая учреждением Сандугаш Сейлгазинова, ребенку дают в руки, к примеру, помидор. Малыш проговаривает перевод слова на казахском «қызанақ», запоминает цвет, форму предмета, пробует его на вкус. Спустя пару занятий казахское название продукта прочно входит в словарный запас ученика.

Одна из популярных методик – видеоуроки, играющие важную роль в развитии детей. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события, достопримечательности, дают простор детской фантазии, вызывают желание поделиться увиденным, высказать свое мнение.

Учительница казахского языка школы-гимназии № 12 Талдыкоргана Айжан Жетембаева использует на занятиях ситуационные задания, игровые элементы, технологию развития критического мышления. По ее словам, обучаю­щие методики должны иметь прямую связь с повседневной жизнью. С большим интересом ученики начальных классов выполняют такие упражнения, как «Адасқан әріптер» («Заблудившиеся буквы»), «Қызық сөздер» («Интересные слова»), «Сөзден сөз тер» («Составь слова из слов»), «Жаңа сөз айтып жарысайық» («Соревнуемся на знание новых слов»), «Суретті диктант» («Диктант по рисункам»), «Атаулар туралы үш сұрақ» («Три вопроса о названиях»), «Шапалақ» («Аплодисменты»).

По мнению Айжан Жетембае­вой, большинство нынешних школьников придают большое значение урокам казахского, активно участвуют в классных часах «Қазақша сөйлесеміз!». Сегодня владение казахским – веление времени, тренд, и именно в юном возрасте легко его выучить. Причем язык нужно изучать не только как отдельный предмет, но и использовать для получения знаний по другой дисциплине. Например, хороший эффект дает преподавание в школе казахской литературы и истории Казахстана на государственном языке.

Опрошенные нами педагоги-лингвисты привели еще ряд методов, вовлекающих подрас­тающее поколение в самостоятельную творческую работу. В их числе – интерактивные лекции «мозговой штурм», игры «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», дискуссии и дебаты в стиле телевизионных ток-шоу.

Преподаватель кафедры журналистики и филологии Жетысуского университета им. И. Жансугурова Бахыт Есимкулов говорит, что приоритет урокам казахского языка следует отдавать еще в начальных классах школы. Чтобы поднять языковой уровень, нужно заинтересовать детей, создавая хорошие телевизионные программы, конкурсы, интеллектуальные марафоны. Немаловажно выпускать высокого качества книги, музыкальные и кинопроекты на казахском, и тогда читатели и зрители сами захотят учить язык.

Что касается людей старшего поколения, то, по оценкам экспертов, им также подходит обучение языку коммуникативным способом, а не зубрежкой грамматики. Одна из таких эффективных методик – четырехуровневая прог­рамма, разработанная специалис­тами Института языкознания им. А. Байтурсынова. Согласно ей для общения с друзьями, в кругу семьи, с соседями, коллегами по работе достаточно усвоить начальный лексический объем в 300–500 слов. Для того чтобы развить профессиональную речь, необходимую для выполнения служебных компетенций, нужно добавить в лексикон еще около сотни слов.

Переход на более продвинутый разговорно-деловой уровень предполагает составление документации на казахском языке, выступления с докладами, разработку проектов, ведение переговоров. Ну, а для того чтобы читать и понимать произведения классиков, требуется овладеть самым сложным – разговорно-художественным уровнем.

По завершении курсов учащиеся начинают оперировать богатым словарным запасом. Как говорят авторы методики, новичкам, совсем не знающим языка, важно постепенно переходить от одного уровня к другому, начиная с самого первого – разговорно-бытового. Причем нужно понимать, что предмет обучения – именно разговорная речь, а не правописание, которое качественно и методологически отличается от данной методики.

Как подчеркивает доктор филологических наук, профессор Алимхан Жунисбек, можно прек­расно объяснить грамматику языка, но при этом плохо на нем говорить. Важно, чтобы казах­станцы, пусть даже с ошибками, научились разговаривать на казахском и понимать друг друга.

Популярное

Все
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
Железные нервы и желание помогать
Ураган не щадил никого
Новые системы, современные услуги, инновационные решения
Вопрос будущего нации
О металлах и цифровизации юстиции
Общественный контроль необходим
Больше чем помощник
Вторсырье: в контексте правил нулевого захоронения
Мы живы, пока помним
Между сном и реальностью
ЕНУ занял 317-е место в мировом рейтинге университетов
Раскрыл преступление в рекордные сроки
Отдых становится разнообразнее
Узы дружбы и добрососедства
Госслужащие должны быть проводниками принципа «Закон и Порядок»
Видеть в повседневном вечное
Королеву красоты выберут ночью и под землей
Жизнь службе посвятил
Путь следователя
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Молочный флагман республики
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Как идет строительство завода по производству стали в Жамбылской области
Олжас Бектенов обсудил с Ли Яньтао строительство нового завода в РК
Турнир по тактическому многоборью выявил сильнейших среди команд спецназа МВД РК
Журналистам показали строительство завода KIA в Костанайской области
Распоряжение Главы государства об освобождении от должности
Токаев поздравил Трампа с днем рождения
Отец XXI века: призыв к действию
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Истоки тюркской письменности
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile

Читайте также

От трех и старше
Удивительная женщина и ее хобби
Много слушать и говорить
Вначале было слово, а уже потом чин!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]